См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год.

Сельское хозяйство

В соответствии с пунктом 11 плана мониторинга Минсельхозом России, Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере сельского хозяйства в пределах действия Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Федеральный закон N 123), Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 3 федеральных закона.

В 2013 году издано 4 подзаконных нормативных правовых акта, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 123.

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 3 положения Федерального закона N 123 и 10 положений Федерального закона N 149.

В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия федеральных законов N 123 и 149 выявлена необходимость корректировки их положений.

В настоящее время федеральными законами N 123 и 149 не разграничены полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области племенного животноводства и семеноводства. В связи с этим необходимо четко определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью исключения дублирования функций, а также пересечения полномочий в указанных сферах правоотношений.

Требует решения вопрос осуществления государственного надзора в области племенного животноводства. Так, в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 123 государственный надзор в области племенного животноводства осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, однако указанный порядок на данный момент не утвержден.

На территории Российской Федерации в настоящее время функционируют 36 региональных информационно-селекционных центров, которые осуществляют деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению селекционно-племенной работы. В целях оперативного учета и обработки информации о племенных животных, анализа и прогнозирования ситуации в породах сельскохозяйственных животных представляется целесообразным предусмотреть в Федеральном законе N 123 положения о создании централизованной системы сбора, консолидации и анализа информации в области племенного животноводства и наделить Минсельхоз России соответствующими полномочиями.

Минсельхозом России утверждены приказы, устанавливающие порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции (материала). Планируется организовать работу Минсельхоза России по ревизии нормативных правовых актов и принять меры по утверждению актов, устанавливающих порядки и условия проведения бонитировки по видам сельскохозяйственных животных.

Кроме того, до настоящего времени не реализовано положение статьи 37.1 Федерального закона N 149 в части определения порядка осуществления государственного надзора в области семеноводства, что приводит к неоднозначному толкованию полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также создает трудности в правоприменительной практике.

Федеральный закон N 149 предусматривает ведение Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, однако вопросы его формирования и ведения не регламентирует. В целях восполнения неполноты в правовом регулировании указанных отношений необходимо установить в Федеральном законе N 149 порядок формирования и ведения Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.

В настоящее время культивируется свыше 500 родов и видов растений, большинство из которых возделывается в декоративных целях. Поскольку затраты государства на их испытания экономически нецелесообразны, предлагается предусмотреть в Федеральном законе N 149 полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта и гибриды которых подлежат государственным испытаниям в целях выявления хозяйственно полезных признаков и свойств.

В целях устранения выявленных проблем Минсельхозом России разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве", а также "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

В связи с тем, что отдельные нормативные правовые акты в области племенного животноводства и семеноводства устарели и не соответствуют законодательству Российской Федерации, планируется организовать работу Минсельхоза России по проведению полной ревизии нормативных правовых актов в области племенного животноводства и семеноводства и представлению доклада в Правительство Российской Федерации с предложениями о подготовке (переработке) необходимых нормативных правовых актов.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.