См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год.

Средства массовой информации

В соответствии с пунктом 10 плана мониторинга Минкомсвязью России, Роскомнадзором, Роспечатью и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон Российской Федерации N 2124-1), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 4 федеральных закона.

В 2013 году издано 3 подзаконных нормативных правовых акта, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Закона Российской Федерации N 2124-1.

Во всех случаях, установленных Законом Российской Федерации N 2124-1, приняты необходимые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

С учетом правоприменительной практики в данной сфере правоотношений и в целях упреждения противоправных действий и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 509018-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего запрет на распространение в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

При анализе материалов, поступивших в ходе мониторинга правоприменения, установлено, что одной из существенных проблем законодательства Российской Федерации в области средств массовой информации является неурегулированность порядка распространения продукции иностранных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации.

В частности, в Законе Российской Федерации N 2124-1 отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции иностранных периодических печатных изданий, а также аннулирования такого разрешения.

Выявлено также отсутствие ответственности за производство и выпуск средств массовой информации для распространения материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности, пропагандирующих насилие, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов (подпункт "ж" пункта 8 методики).

В связи с этим планируется организовать работу Минкомсвязи России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности", предусматривающего урегулирование вопросов распространения иностранных периодических изданий на территории Российской Федерации и привлечения к ответственности за распространение материалов экстремистской направленности.

Законом Российской Федерации N 2124-1 и Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взимание государственной пошлины за предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на распространение продукции зарубежных периодических изданий на территории Российской Федерации, что приводит к созданию дискриминационных условий доступа на товарный рынок для учредителей российских периодических печатных изданий.

В целях устранения выявленной проблемы Правительством Российской Федерации планируется организовать работу Минкомсвязи России по подготовке проектов федеральных законов "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающих в том числе взимание государственной пошлины за выдачу разрешений на распространение зарубежных периодических изданий на территории Российской Федерации.

В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено отсутствие четких критериев и порядка предоставления обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции, а также технических требований к передаваемым аудиовизуальным и электронным документам.

В настоящее время также не сформирована система определения ценности документов для целей включения их в национальный библиотечно-информационный фонд документов Российской Федерации.

Кроме того, в связи с развитием технологий с момента принятия Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон N 77) произошли существенные изменения в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, в связи с чем возникла необходимость разработки новых подходов к правовому регулированию государственной политики в области формирования обязательного экземпляра документов. Сегодня к сфере применения Федерального закона N 77 относят новые виды информационной продукции (в том числе аудиовизуальные, электронные и т.п. документы), при этом специфика данных видов информационной продукции учтена не в полной мере, что требует значительной переработки положений данного Федерального закона.

В настоящее время Минкомсвязью России в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра документов, в состав которой входят представители Минкультуры России, Роскомнадзора, Роспечати, Комитета Государственной Думы по культуре, а также библиотек, издателей и других органов и организаций, разрабатываются предложения по внесению комплексных изменений в Федеральный закон N 77. В связи с этим планируется организовать работу Минкомсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по внесению в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию нормативных правовых актов об обязательном экземпляре документов.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.