МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 20 октября 2014 г. N 14-исх/11912-ГЕ/14

К ПОРУЧЕНИЮ

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 06.10.2014 N 14230-ОГ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в части компетенции Росреестра обращение, сообщает следующее.

Согласно статье 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах (далее - БГИР) сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение (обременение) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) вносятся без заявления правообладателя (правообладателей).

Вместе с тем порядок направления органами (организациями), осуществляющими ведение БГИР, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, информации об изменении сведений о правообладателях объектов недвижимости действующими нормативными правовыми актами не установлен, равно как и обязанность указанных органов направлять такие сведения.

Согласно письму Минэкономразвития России от 27.09.2013 N 20632-ПК/Д23и при необходимости внесения в ЕГРП изменений в связи с изменением сведений о правообладателе следует направить соответствующий межведомственный запрос в орган, уполномоченный на ведение соответствующего БГИР; на основании полученного на такой запрос ответа принимается решение о возможности внесения в ЕГРП изменений.

Как представляется, такая необходимость может возникнуть в случае, если при проведении правовой экспертизы вновь представленных на государственную регистрацию прав (совершение регистрационных и иных действий) документов государственным регистратором будет установлено, что содержащиеся в ЕГРП сведения о правообладателе являются неактуальными.

В частности, в случае если правообладателем - физическим лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, будет представлено заявление о выдаче ему повторно свидетельства о государственной регистрации права, содержащего отличные от записей ЕГРП сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность, на наш взгляд, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должен быть направлен межведомственный запрос в орган миграционного учета, и на основании полученного ответа должно быть принято решение о возможности внесения в ЕГРП изменений. Такие изменения, как это предусмотрено Законом о регистрации, должны быть внесены без заявления правообладателя в отношении всех принадлежащих ему объектов недвижимости, расположенных в пределах соответствующего регистрационного округа.

Соответствующая позиция направлялась в Минэкономразвития России письмом Росреестра от 14.01.2014 N 14-ИСХ/00224-ГЕ/14 с просьбой высказать позицию Минэкономразвития России по вопросу, в каких случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить межведомственный запрос в соответствующий орган, уполномоченный на ведение БГИР, с целью последующего внесения изменений в ЕГРП в порядке статьи 21.1 Закона о регистрации. Позиция Минэкономразвития России по данному вопросу до настоящего времени в Росреестр не поступила.

В соответствии с подпунктами 27 и 33 пункта 1 статьи 333.33 НК:

за внесение изменений в записи ЕГРП, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 статьи 333.33 НК, физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей;

за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в ЕГРП запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Учитывая изложенное, полагаем, что государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРП уплачивается в случае обращения правообладателя с заявлением о внесении изменений в запись ЕГРП; в случае, если органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, принято решение о возможности внесения в ЕГРП изменений на основании полученного от уполномоченного органа ответа на межведомственный запрос, государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРП не уплачивается.

В случае если после внесения изменений в записи ЕГРП правообладатель желает получить новое свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, за его повторную выдачу должна быть уплачена государственная пошлина.

Повторно просим высказать позицию Минэкономразвития России по обозначенному в письме Росреестра от 14.01.2014 N 14-ИСХ/00224-ГЕ/14 вопросу, а также просим направить копию ответа Минэкономразвития России заявителю в Росреестр.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА