Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания

На сегодняшний день во всех регионах Российской Федерации в соответствии с приказом министра образования РФ от 23.03.99 N 718 приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений признана комплексная профилактика по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Основополагающим документом, определяющим приоритеты в деятельности органов и учреждений образования в сфере антинаркотической профилактической работы, направленной на предупреждение наркомании, алкоголизма в основных сферах жизнедеятельности детей и молодежи, стала разработанная по приказу Минобразования России Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Концепция была одобрена решением коллегии Минобразования России от 08.02.2000 N 3/1 и решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000.

Опыт профилактической работы (А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.А. Кошкина) показал, что крайне быстрая деградация личности людей с наркотической зависимостью и объективная трудоемкость и долговременность восстановительных медико-психолого-педагогических реабилитационных воздействий, имеющих даже при качественном проведении низкую эффективность, требуют смещения основной направленности антинаркотической деятельности с лечения и реабилитации наркозависимых на предупреждение возникновения наркотизации, то есть приоритетной должна являться именно первичная профилактика.

При этом первичная профилактическая помощь должна обеспечиваться не только психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся, но и методами, направленными на формирование у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитание культуры, привитие нравственных и моральных ценностей.

Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики стал ключевым моментом в решении создать такую программу, которая могла бы решить несколько задач. Это занятость детей в досуговое время, организация полноценного отдыха детей. Учитывая особенности и новообразования подросткового возраста, стремление к общению, стремление понять себя и окружающий мир, программа должна включать в себя межличностное общение и предупреждение возникновения у подростка установки на наркотизацию.

Нормативно-правовые документы, использованные при составлении программы: Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, одобренная Министерством образования России и решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000, Федеральный закон "О наркотических средствах и психоактивных веществах" (1997), Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999), Федеральный закон "Об образовании" (2012).

Программа предусматривает привлечение специалистов (медицинских работников, сотрудников УВД, госнаркоконтроля и др.), а также осуществление взаимодействия с классными руководителями учащихся, родителями и администрацией образовательных учреждений.