Рис. 2. Схема централизованной модели организации деятельности ППМС-центров

┌────────────────┐

│ Орган власти │

│ субъекта РФ │

│ (учредитель) │

└───────┬────────┘

\/

┌──────────────┐

│ ППМС-центр 1 │

└────┬─┬──┬────┘

│ │ │

┌────────────┘ │ └─────────┐

\/ \/ \/

┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │

│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│

└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘

Рис. 2. Схема централизованной модели организации

деятельности ППМС-центров

Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона.

Основные преимущества данной модели:

- сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами;

- высокая централизация управления;

- возможность обеспечения единого стандарта услуг;

- широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством.

К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий:

- снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции;

- замедление темпов развития Центра;

- усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра;

- снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов);

- увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями.

Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением:

по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации <1>;

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".

по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся <1>;

--------------------------------

<1> Часть 4 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".

по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии <1>.

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".

Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности приведены в таблице 1.

Для наиболее полного удовлетворения спроса населения в квалифицированной психологической и педагогической помощи Центры могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги, включая психологическую и правовую экспертизу, оказание психологической помощи взрослому населению, дополнительное образование взрослых, и другие. В соответствии с действующим законодательством дополнительные платные услуги могут быть оказаны физическим и юридическим лицам сверх государственного (муниципального) задания и по тем видам деятельности, которые не относятся к основным.

Помимо оказания дополнительных платных услуг физическим и юридическим людям Центры могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность - в интересах своего развития, продвижения услуг и в соответствии с действующим законодательством.