III. Функциональная структура центров культурного развития

Центры являются объектами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований.

Центры должны совмещать функции учреждения культуры (проведение концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), образовательного центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).

Поскольку возможности организации гастролей творческих коллективов по всей Российской Федерации ограничены, в центрах предлагается широко использовать современные телекоммуникационные технологии для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологию "виртуальный музей" для демонстраций произведений искусства из ведущих музеев страны и мира, другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.

Основные помещения центра, предназначенные для проведения мероприятий (многофункциональный зал, выставочные залы), должны быть оснащены:

оборудованием для трансформации;

цифровым и аудиовизуальным оборудованием для творческой деятельности;

широкополосным доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения доступа к медиаконтенту (для трансляции лекций, концертов, спектаклей и обеспечения работы виртуальных музеев).

Центры предоставят весь спектр возможностей для творческой самореализации посетителей всех возрастов и уровней подготовки благодаря работе следующих студий, лабораторий и мастерских:

художественная студия (живопись, лепка);

литературная студия;

музыкальная студия;

танцевальная и театральная студии;

мультимедиалаборатория (программирование, фотография, видео);

научные лаборатории;

мастерские для работы по дереву, металлу, кружки шитья, декоративно-прикладного искусства и т.д.

В зданиях центров возможно размещение учебных отделений детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, реализующих общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.

С учетом климатических особенностей регионов России центры должны стать местом встреч, общения и творческой самореализации местных жителей.

Расширенная общественная зона при входе в центр со свободным доступом, с кафе, возможностью выйти в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" должна декларировать современные ценности - открытость, мобильность, равный доступ к культурным ценностям.

Важным местом в центре должна стать медиатека. В условиях нехватки специалистов, владеющих передовыми знаниями и современными технологиями в области культуры, центры должны уделять особое внимание программам дистанционного образования, предназначенным для максимально широкой аудитории. Такие программы будут охватывать курсы по изучению иностранных языков, научно-популярные лекции, видеозаписи и возможности для онлайн-общения и проведения дистанционных мастер-классов с экспертами и деятелями культуры, образовательные модули и курсы.

Размещение центров в парковых зонах даст дополнительные возможности для организации культурно-массовых мероприятий, городских праздников. Рядом со зданием центра должна быть создана открытая площадка для проведения таких мероприятий. Организация проката спортинвентаря позволит совместить культурную направленность деятельности центров с деятельностью по развитию и пропаганде физической культуры и спорта.

В рамках совместной работы Федерального агентства по туризму и Министерства культуры Российской Федерации по развитию туристического потенциала малых городов России на базе центров будут разрабатываться краеведческие программы, проекты по развитию локальной идентичности, создаваться экскурсионные программы силами местных жителей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.11.2018 N 1450, от 23.11.2020 N 1903)

(см. текст в предыдущей редакции)

Важной частью деятельности центров станут создание единой гастрольной сети, позволяющей организовать поездки творческих коллективов в малые и средние города России, а также работа по обмену событиями и культурными продуктами, создаваемыми центрами.