Письмо ВАС РФ от 22.02.1993 N С-8/ОСЗ-67 "О некоторых вопросах деятельности арбитражных судов в связи с принятием Основ законодательства РФ о культуре"

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 февраля 1993 г. N С-8/ОСЗ-67

Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые вступили в действие с момента опубликования (опубликованы в Российской газете N 248 от 17 ноября 1992 года).

В связи с чем Высший арбитражный суд Российской Федерации сообщает следующее:

1. В соответствии со ст. 31 представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Следует иметь в виду, что запрет любой деятельности не допускается и может быть осуществлен только судом.

2. В ст. 32 действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии. Должностные лица, виновные в совершении действий, указанных в ст. 32, могут быть привлечены к ответственности в связи с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

3. Основы содержат раздел VIII, в котором освещены вопросы экономического регулирования в области культуры. Статья 41 регламентирует условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры.

В соответствии с названной статьей в Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры.

Необходимо учесть, что создание ассоциаций, творческих союзов, гильдий или иных культурных объединений регулируется Законом СССР "Об общественных объединениях" (ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).

Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящими Основами регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим законодательством. При этом ликвидация собственником (учредителем) организации культуры должна быть согласована с трудовым коллективом (ст. 41 Основ законодательства о культуре), а также с профсоюзным комитетом и местным Советом народных депутатов.

При определении подведомственности арбитражным судам споров, возникающих в связи с ликвидацией государственной, муниципальной, профсоюзной или иной организации культуры (ст. 41 Основ) следует руководствоваться статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя при этом из субъективного состава участников спора.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся подведомственности дел арбитражному суду, см. статью 22 АПК РФ от 05.05.1995 N 70-ФЗ.

4. Необходимо иметь в виду, что в ст. 44 определены объекты, которые не подлежат приватизации - это культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены.

Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации при условии:

сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;

сохранения профильных услуг;

организации обслуживания льготных категорий населения;

обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).

5. Согласно ст. 47 государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Данная статья определяет, какая деятельность государственной или муниципальной организации культуры относится к предпринимательской. В своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и регулируется законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.

6. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, в соответствии с ч. 5 ст. 51 не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы в залог.

7. В ст. 62 определено, что за нарушение законодательства о культуре, ответственность устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации.

Заместитель Председателя

Высшего арбитражного суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ