I. Общие положения

1. Для эффективной организации охраны заповедных территорий необходимо умение работать с документами. Правильное оформление протокола и других необходимых документов о нарушении заповедного режима обеспечивает своевременное наказание нарушителя. Неверное же оформление документов нередко дает возможность уйти от ответственности, а иногда даже поставить под удар репутацию государственного инспектора.

2. Оформление и рассмотрение дел, связанных с нарушениями заповедного режима, если они не носят преступный характер, производятся в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также регулируются ведомственными нормативными актами.

В своей работе госинспектора по охране природных заповедников используют специальные бланки протоколов - "Протокол о нарушении заповедного режима" (Приложение 1).

3. К составляемому протоколу, в соответствии со статьями 234 - 238 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предъявляются следующие требования:

3.1. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения; не позднее, чем через 3 часа по времени установления личности нарушителя при доставлении его в отделение милиции или иное служебное помещение. Срок задержания исчисляется с момента предъявления нарушителем документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии документов - с момента доставки его в отделение милиции, местный Совет народных депутатов или иное служебное помещение для выяснения личности и составления протокола; лица, находящиеся в состоянии опьянения - с момента вытрезвления.

3.2. Записи в протоколе делаются четко, разборчиво чернилами, шариковой ручкой или химическим карандашом черного или синего цвета, без ошибок и помарок. Протокол должен полностью заполняться одним почерком с применением одной авторучки. В случае отказа авторучки в процессе оформления документа, об этом делается отметка в начале записи, сделанной другой авторучкой. (Следует помнить, что при попадании воды чернила размываются так, что нередко запись прочесть становится невозможно, а паста на морозе застывает.)

3.3. Состав нарушения должен быть сформулирован четко и правильно. Это приобретает особенно большое значение, когда рассмотрение дела об административном проступке происходит в отсутствии составителя протокола. В этом случае должностное лицо может получить сведения о нарушении лишь из содержания протокола и со слов нарушителя (если последний прибыл к месту рассмотрения дела).