Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Организация проведения итогового сочинения (изложения)

3.1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):

- устанавливает порядок разработки, использования и хранения тем (текстов);

- осуществляет методическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения);

- организует разработку тем (текстов) для проведения итогового сочинения (изложения), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) (далее - критерии оценивания);

- определяет единые форматы бланков итогового сочинения (изложения);

- обеспечивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителей, МИД России, загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами изложений);

- определяет сроки проведения итогового сочинения (изложения);

- рекомендует сроки проверки итоговых сочинений (изложений).

3.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредители, МИД России, загранучреждения обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения), в том числе:

- обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), в том числе определяют места хранения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) от разглашения содержащейся в них информации;

- определяют места регистрации на итоговое сочинение для выпускников прошлых лет;

- определяют специальные места проведения итогового сочинения и распределение между ними выпускников прошлых лет;

- организуют формирование и ведение сведений о проведении итогового сочинения (изложения) обучающихся в региональных информационных системах проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования (далее - региональные информационные системы), включая следующие сведения:

- об обучающихся, выпускниках прошлых лет, сдающих итоговое сочинение (изложение);

- о местах проведения итогового сочинения (изложения);

- о распределении обучающихся, выпускников прошлых лет по местам проведения итогового сочинения (изложения) - образовательным организациям;

- о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися, выпускниками прошлых лет;

- об изображении бланков регистрации и ответов обучающихся, выпускников прошлых лет.

- организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведению итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах;

- обеспечивают ознакомление обучающихся с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;

- устанавливают порядок передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации, а также сроки передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации в случае невозможности доставки их по объективным причинам в день проведения итогового сочинения (изложения);

- обеспечивают передачу комплекта перечня тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации;

- обеспечивают техническую готовность образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения);

- обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;

- определяют организационную схему и схему технического проведения итогового сочинения (изложения), в том числе:

- места печати регистрационных бланков и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;

- места сканирования бланков регистрации и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;

- места проверки итоговых сочинений (изложений) - организации регионального уровня, организации муниципального уровня или образовательные организации;

3.3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего общего образования (далее - образовательные организации), в том числе комиссии образовательных организаций, осуществляют следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):

- предоставляют сведения для внесения в региональные информационные системы;

- информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о сроках проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения);

- формируют состав комиссии образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения);

- организуют проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;

- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии образовательных организаций и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;

- обеспечивают техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с требованиями Технического регламента проведения итогового сочинения (изложения);

- получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивают информационную безопасность;

- обеспечивают обучающихся, выпускников прошлых лет орфографическими словарями при проведении итогового сочинения (изложения);

- организуют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся.

3.4. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учредителей, загранучреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или специализированных сайтах не позднее чем за месяц до проведения итогового сочинения (изложения) публикуется следующая информация:

- о сроках проведения итогового сочинения (изложения);

- о местах проведения сочинения для выпускников прошлых лет;

- о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).

3.5. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации федеральной информационной системы осуществляется определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации организацией (далее - уполномоченная организация).

3.6. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействие с федеральной информационной системой, осуществляется определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями - региональными центрами обработки информации (далее - РЦОИ).

3.7. Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях.

3.8. Эксперты комиссии образовательной организации, члены экспертных комиссий, сформированных на региональном/муниципальном уровнях, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итоговых сочинений (изложений), должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:

- владение необходимой нормативной базой:

- федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089);

- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);

- рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения);

- технический регламент проведения итогового сочинения;

- методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения);

- владение необходимыми предметными компетенциями:

- иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;

- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускном классе образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

- владеть содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089), примерных образовательных программах, учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;

- владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

- умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;

- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

- умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;

- умение обобщать результаты.

3.9. Независимые эксперты - специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).

Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они привлекаются обязательно в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ выпускников.

Независимые эксперты приглашаются комиссией образовательной организацией, обеспечивающей проведение сочинения (изложения) на оговоренных с ним организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке сочинений (изложений).

3.10. Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек.