Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

(час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3186

2124

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

648

432

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

логические процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

168

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

336

168

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

216

144

В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

уметь:

применять математические методы для решения профессиональных задач;

знать:

численные методы решения профессиональных задач;

ЕН.01. Прикладная математика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

оценивать эффективность природоохранных мероприятий;

оценивать качество окружающей среды;

определять формы ответственности за загрязнение природной среды;

знать:

основные понятия и определения;

природопользования;

современное состояние окружающей среды в России и мире;

способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;

основные направления рационального природопользования;

основные положения и сущность механизма охраны окружающей среды;

правовые вопросы экологической безопасности;

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

использовать современные информационные технологии и методы в области проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции инженерных сооружений;

применять информационные технологии для автоматизированных процессов в области профессиональной деятельности;

знать:

классификацию, типологию и перспективы развития информационных технологий в профессиональной деятельности;

взаимосвязь информационных технологий с информационными системами;

использование современных технологий в сфере проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции инженерных сооружений.

ЕН.03. Информационные технологии

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

2322

1548

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1050

700

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

выполнять геометрические построения;

выполнять чертежи строительных конструкций и изделий;

выполнять сборочные чертежи;

выполнять архитектурно-строительные чертежи;

оформлять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными актами;

создавать, редактировать и оформлять чертежи с использованием компьютерных технологий;

знать:

законы, методы и приемы проекционного черчения, начертательной геометрии;

правила разработки, выполнения и чтения чертежей;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации и Системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению строительных чертежей;

пакеты прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

особенности строительных чертежей, условные графические обозначения;

категории изображений на чертеже;

средства инженерной графики;

методы и приемы выполнения архитектурно-строительных чертежей, чертежей по специальности, эскизирование;

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3, 1.5, 2.1, 2.2,

3.1 - 3.3

уметь:

выполнять расчеты на прочность, устойчивость и жесткость по предельным состояниям;

производить построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов, производить подбор сечения и определять эксплуатационные способности;

строить эпюры крутящих моментов и касательных напряжений в поперечных сечениях по длине элемента;

определять координаты центра тяжести простых и сложных проектных фигур;

решать простейшие задачи динамики;

проверять системы на геометрическую изменяемость и статическую определимость;

знать:

основы теоретической механики;

реакции связей;

плоскую и пространственную систему сил, условия их равновесия;

пары сил и их свойства;

центр тяжести тела и плоских фигур;

основные понятия кинематики и динамики;

основы сопротивления материалов;

геометрические характеристики сечений;

механические характеристики материалов;

напряжения и деформации;

теорию прочности;

сложные сопротивления;

статику сооружений;

основы расчета статически неопределимых систем методом сил;

ОП.02. Техническая механика

ОК 1 - 9

ПК 1.2, 1.3, 2.1, 2.2,

3.1 - 3.3

уметь:

выполнять измерения параметров электрической цепи, трансформаторов, электродвигателей;

включать электрические двигатели с помощью аппаратуры управления, осветительное оборудование строительно-монтажных площадок;

ориентировочно рассчитывать электроэнергию и требуемую мощность для электрообогрева (в том числе бетона, грунта, трубопровода);

снимать входные и выходные характеристики транзистора, определять параметры;

знать:

единицы измерения электрических величин;

параметры цепей постоянного и переменного тока;

характеристики измерительных приборов для измерения мощности и энергии;

способы измерения электрических величин;

принцип действия трансформаторов, электрических машин постоянного и переменного тока;

классификацию аппаратуры управления и защиты;

категории потребителей электроэнергии на строительной площадке и виды осветительной аппаратуры;

технические и организационные мероприятия, обеспечивающие электробезопасность на строительной площадке, требования к заземляющим устройствам;

типы, виды, конструкции, режим работы электрооборудования и электрифицированных ручных машин и электроинструмента;

методы электрообогрева;

основы электроники;

ОП.03. Электротехника и электроника

ОК 1 - 9, 1.1

ПК 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.3

уметь:

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

рассчитывать по имеющимся формулам необходимые показатели свойств строительных материалов;

проводить исследования и испытания материалов;

приготавливать растворную и бетонную смесь заданной подвижности, изготавливать и испытывать стандартные образцы;

определять пригодность заполнителей для тяжелого бетона (щебня, гравия и песка);

знать:

сущность физических, механических и специальных свойств строительных материалов, формулы определения показателей этих свойств;

строение и свойства строительных материалов, полуфабрикаты, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;

классификацию, основные виды горных пород, их свойства и область применения в строительстве;

общие сведения о минеральных вяжущих веществах, строительных растворах, бетонной смеси, виды, марки, классы и область их применения;

методы определения прочности бетона при изготовлении изделий и конструкций из бетона и железобетона;

специальные виды тяжелых бетонов (в том числе гидротехнические, дорожные, декоративные, для защиты от радиации, кислотоупорные);

металлические материалы и изделия для строительства, их свойства;

искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих веществ;

общие свойства и области применения в строительстве керамических материалов и изделий;

классификацию, марки, свойства, названия органических вяжущих веществ;

классификацию, основные свойства и составные части пластмасс, рациональные области их применения, достоинства полимерных растворов, бетонов и бетонополимеров;

основные свойства стекла и стеклоизделий, правила транспортирования и техники безопасности при работе со стеклом, основные разновидности листового стекла и изделия из стекла;

основные требования к теплоизоляционным и акустическим материалам;

стандартную маркировку основных красочных составов, правила их транспортирования и хранения;

требования техники безопасности при работе со всеми видами строительных материалов и изделий;

ОП.04. Строительные материалы и изделия

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

пользоваться геодезическими приборами;

производить основные плановые и высотные разбивки;

производить геодезические съемки при монтаже инженерных сооружений;

вычислять необходимые проектные элементы;

читать карту, определять по карте длины и ориентирные углы проектных линий;

знать:

основные геодезические понятия, технологию геодезических работ;

типы и устройство основных геодезических приборов;

методы, принципы, назначение и порядок выполнения геодезических работ на местности при проведении строительных работ;

ОП.05. Основы геодезии

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

составлять геологические разрезы;

определять физико-механические свойства грунтов;

знать:

основные характеристики и свойства грунтов;

законы движения подземных вод;

методику инженерно-геологических изысканий для строительства;

ОП.06. Основы инженерной геологии

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

определять расчетные характеристики гидравлических водотоков, необходимых для проектирования инженерных сооружений;

выполнять различные гидрометрические расчеты;

применять гидрометрические приборы;

знать:

о движении воды в открытых руслах и трубопроводах;

законы равновесия и движения жидкостей;

основы гидрологии суши и речной гидрометрии;

устройство и принцип действия гидрометрических приборов;

ОП.07. Гидравлика, гидрология, гидрометрия

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

определять показатели качества продукции;

знать:

основные цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации;

показатели качества и методы их определения;

ОП.08. Метрология, стандартизация и сертификация

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством в профессиональной деятельности;

знать:

о правовом положении субъектов правоотношений в процессе профессиональной деятельности;

законодательные и правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

организовывать работы по обеспечению охраны труда и техники безопасности на производственной территории и рабочих местах;

обеспечивать защиту работников от воздействия вредных производственных факторов;

осуществлять разработку проектной документации с учетом требований охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды;

знать:

основные положения по охране труда, технике безопасности и окружающей среды при проектировании инженерных сооружений;

состав и содержание основных проектных решений по безопасности труда и организационно-технической документации в строительстве;

правила по технике безопасности на виды работ, выполняемые в строительстве;

ОП.10. Охрана труда и техника безопасности в строительстве

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.11. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1272

848

ПМ.01

Участие в разработке разделов проектной документации инженерных сооружений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

участия в разработке конструктивных и объемно-планировочных решений инженерного сооружения;

участия в разработке проекта организации строительства и составления технологических решений инженерных сооружений;

составления сметы на строительство инженерных сооружений;

использования системы автоматизированного проектирования инженерных сооружений;

уметь:

обрабатывать данные полевых и лабораторных исследований;

составлять схемы технологической последовательности производства работ по сооружению фундаментов;

определять расчетные гидрологические и метеорологические характеристики;

составлять продольные, поперечные профили водотоков;

конструировать, составлять схемы несложных инженерных сооружений и выполнять несложные технические расчеты конструкций и элементов;

составлять спецификации, таблицы, ведомости на сооружение, его конструкции и элементы, технологические процессы;

производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования;

использовать обобщенные данные по этапам (стадиям) проектирования;

использовать свойства геометрических фигур в практической деятельности;

пользоваться научно-технической информацией, справочной и специальной литературой, отраслевыми документами, использовать типовые проекты (решения);

составлять схемы строительных площадок на несложные инженерные сооружения;

составлять календарные (линейные, сетевые) графики производства работ;

составлять организационно-технологические схемы (карты) на различные виды работ по строительству инженерных сооружений для простых технологических процессов;

применять строительные нормы и правила и составлять сметную документацию на строительно-монтажные работы;

определять и оценивать воздействия объекта на окружающую среду и человека, а также среды на инженерное сооружение;

читать и выполнять графические и текстовые документы на всех стадиях проектирования инженерных сооружений посредством систем автоматизированного проектирования;

создавать трехмерные модели на основе чертежа;

знать:

цель, методику, задачи, принципы и требования к составу работ по проектированию инженерных сооружений;

влияние геологических и гидрогеологических процессов на условия строительства и эксплуатацию инженерных сооружений;

гидрометрические характеристики в зависимости от вида и назначения сооружения, законы гидравлики, основы гидрологии и гидродинамики водных потоков, их влияния на сооружения;

основные конструкции фундаментов, методы расчета фундаментов и способы их сооружения;

классификацию инженерных сооружений по различным признакам;

основные конструктивные элементы и габариты инженерных сооружений;

технические нормы проектирования и требования к инженерным сооружениям, основы их конструирования;

методы расчета инженерных сооружений и основные расчетные требования к сооружениям, конструкциям, материалам;

нагрузки и воздействия на инженерные сооружения в зависимости от их назначения;

особенности ценообразования, структуры сметной стоимости строительства и способы оценки экономичности проектных решений;

виды сметной документации, систему сметных цен и норм, особенности разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектно-сметной документации;

принципы выполнения и оформления строительной документации, требования стандартов Единой системы конструкторской документации и Системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению строительных чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования.

МДК 01.01. Проектирование и расчет оснований и фундаментов

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5

МДК 01.02. Проектирование инженерных сооружений

МДК 01.03. Организация строительства инженерных сооружений

МДК 01.04 Системы автоматизированного проектирования в строительстве

ПМ.02

Организация и выполнение работ по строительству инженерных сооружений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации и контроля работ по возведению инженерных сооружений;

обеспечение рационального использования строительных машин, механизмов, транспортных средств на участке (объекте);

решения вопросов производственной и социальной деятельности подразделения (участка);

уметь:

читать строительные чертежи;

производить несложные расчеты вспомогательных сооружений и устройств для строительных и монтажных работ;

производить (при необходимости) разбивочные работы, геодезический контроль в ходе выполнения работ;

обеспечивать строительно-монтажные работы в соответствии с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных правовых актов;

выполнять замеры объемов строительно-монтажных работ и производить их приемочный контроль;

составлять, заполнять, оформлять и вести исполнительную документацию на различные виды работ;

осуществлять производственный инструктаж рабочих и контролировать соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, производственной, трудовой дисциплине;

производить входной контроль строительных материалов, конструкций и изделий регистрационным методом (по паспортам или сертификатам) либо измерительным методом, организовывать складирование, учет и отчетность;

обеспечивать применение и рациональное использование в соответствии с назначением технологической оснастки строительных машин, энергетических установок, транспортных средств;

производить расстановку бригад, подбирать состав звеньев и отдельных рабочих на участке в соответствии с производственным заданием;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, оценивать эффективность производственной деятельности;

знать:

принципы и особенности устройства строительной площадки для различных видов инженерных сооружений;

общие вопросы организации строительства, виды производственного контроля;

основные геодезические работы, обеспечивающие строительство инженерных сооружений;

сущность календарного планирования, его роль в строительстве;

общие указания по производству и технологии выполнения общестроительных и специальных работ;

виды, назначение и технические характеристики основных строительных машин, оборудования, механизированных инструментов, инвентарных устройств и условия их применения;

порядок и методику расчета вспомогательных сооружений и устройств для изготовления, возведения и монтажа инженерных сооружений;

указания о методах обеспечения качества строительно-монтажных работ;

особенности технологических процессов изготовления, сооружения, возведения, устройства и монтажа инженерных сооружений;

организацию работ по возведению, монтажу и устройству инженерных сооружений в зависимости от выполняемых работ, видов материалов и назначения инженерных сооружений;

технические требования, предъявляемые к различным видам работ, способы, методы и контролируемые параметры в зависимости от назначения и категории сооружения;

требования строительных норм и правил, руководящих материалов, государственных стандартов, состав рабочей документации;

состав инженерно-технического и персонала, занятого на строительстве инженерного сооружения;

классификацию, виды и технические характеристики строительных машин и средств малой механизации;

правила приемки законченных сооружений в эксплуатацию и требования нормативных правовых актов, применяемых к ним;

основные положения технической оценки инженерных сооружений по данным обследования и испытания.

МДК 02.01. Технология возведения инженерных сооружений

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

МДК 02.02. Техническое использование строительных машин и средств малой механизации

МДК 02.03. Экономика и управление организацией

ПМ.03

Участие в эксплуатации, ремонте, реконструкции инженерных сооружений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

участия в обеспечении безопасности инженерных сооружений;

планирования работы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений;

участия в строительных и организационно-производственных мероприятиях по реконструкции, усилению инженерных сооружений;

уметь:

контролировать и соблюдать правила технической безопасности, противопожарной защиты при выполнении работ по эксплуатации, ремонту, обследованию и испытанию инженерных сооружений;

оформлять производственно-техническую документацию на эксплуатируемое сооружение;

соблюдать правила содержания и ухода за инженерными сооружениями;

выбирать способы ремонта конструкций и элементов инженерных сооружений;

пользоваться банком данных системы учета содержания инженерных сооружений;

определять повреждения и дефекты при обследованиях инженерных сооружений;

пользоваться приборами для проведения испытаний инженерных сооружений;

подбирать состав работ и сезонность выполнения планово-предупредительных ремонтов;

составлять схемы и определять объемы работ по реконструкции и усилению инженерных сооружений;

обеспечивать строительно-монтажные работы в соответствии с проектом на реконструкцию или капитальный ремонт инженерного сооружения;

знать:

требования правил и инструкций по эксплуатации инженерных сооружений, обеспечивающих их безопасную работу;

требования и правила приемки в эксплуатацию законченных объектов;

состав производственно-технической документации при эксплуатации инженерных сооружений;

особенности эксплуатации сооружений в зависимости от их классификации;

виды инструментальных наблюдений в процессе эксплуатации и особенности скрытых дефектов;

организацию службы эксплуатации, назначение и состав работ по содержанию, надзору, осмотру инженерных сооружений;

виды, способы ремонтных работ, особенности и условия их проведения;

типы, цели, задачи обследований инженерных сооружений;

основные дефекты и повреждения, возникающие в конструкциях инженерных сооружений;

виды, цели, задачи, содержание и организацию проведения испытаний инженерных сооружений;

приборы для испытаний и измеряемые параметры;

виды и способы реконструкции инженерных сооружений;

основные положения усиления инженерных сооружений;

обеспечение безопасности ведения работ при усилении и реконструкции инженерных сооружений.

МДК 03.01. Эксплуатация и ремонт инженерных сооружений

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.3

МДК 03.02. Реконструкция и усиление инженерных сооружений

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1350

900

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4536

3024

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.3, 3.1 - 3.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

5 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

1 нед.