Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 04.10.2021 N 693).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

2916

1944

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

606

404

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 4, 5, 6, 8

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 4, 5, 6, 8

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

154

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 2, 3, 6, 7

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

308

154

ОГСЭ.04 Физическая культура

ОК 2, 3, 6, 7

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

180

120

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

применять методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики при решении профессиональных задач;

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

решать простые интегральные уравнения;

находить координаты точек в декартовой и полярной системах координат;

определять координаты векторов, их длин и углов между ними;

вычислять математическое ожидание и дисперсию;

знать:

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

основные численные методы решения прикладных задач;

ЕН.01. Математика

ОК 5

ПК 1.3, 1.6

уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 5

ПК 1.3, 1.6

уметь:

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

ЕН.03. Экологические основы природопользования

ОК 1, 2, 3, 4, 9, 10

П.00

Профессиональный учебный цикл

2130

1420

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

814

542

Общепрофессиональные дисциплины

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

знать:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

основные законы электротехники;

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

параметры электрических схем и единицы их измерения;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

ОП.01. Электротехника и электроника

ОК 5, 8, 9

ПК 1.5, 1.7, 2.1, 2.2, 2.4, 3.4

уметь:

пользоваться технической и справочной литературой;

знать:

компоненты электронной и микроэлектронной техники;

устройство, принцип действия и область применения электрических и электронных приборов и устройств, элементов автоматики;

ОП.02. Основы автоматики и импульсной техники

ОК 3, 4, 8, 9

ПК 1.5, 1.7, 2.1 - 2.2, 2.4, 3.4

уметь:

анализировать причины изменения метеорологических параметров в пространстве и времени;

знать:

физическую сущность процессов и явлений в атмосфере;

метеорологические параметры и единицы их измерения;

законы и причины изменений метеорологических величин в пространстве и времени;

принципы классификации климатов;

ОП.03. Метеорология

ОК 1 - 10

ПК 1.1 - 1.7, 3.1 - 3.4

уметь:

работать с геодезическими приборами, проводить простейшие измерения на местности и обрабатывать результаты измерений;

знать:

назначение, устройство, правила эксплуатации геодезических приборов и проведение измерений на местности;

ОП.04. Основы геодезии

ОК 1 - 10

ПК 1.1 - 1.7, 2.1

уметь:

работать с гидрометрическими приборами, проводить измерения на гидрологическом посту и обрабатывать результаты измерений;

знать:

физическую сущность процессов и явлений, происходящих в водной среде;

назначение, устройство, правила эксплуатации гидрометрических приборов и проведение измерений на гидрологическом посту;

ОП.05. Основы гидрологии

ОК 1 - 10,

ПК 1.1 - 1.7, 3.1 - 3.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 10

ПМ.00

Профессиональные модули

1316

878

ПМ.01

Планирование, организация и проведение метеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и на авиаметеорологических станциях

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования, организации и анализа работы небольшого трудового коллектива;

оценки эффективности использования гидрометеорологической информации;

решения профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм;

выполнения метеорологических работ и наблюдений;

отбора проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и радиоактивных аэрозольных выпадений, подготовки и отправки их на анализ;

эксплуатации технических средств, устройств, применяемых для гидрометеорологических наблюдений;

составления и передачи штормовых предупреждений;

уметь:

управлять небольшим трудовым коллективом, планировать и анализировать его работу, принимать решения;

самостоятельно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

проводить метеорологические и специальные гидрометеорологические наблюдения;

обрабатывать, проверять и анализировать материалы наблюдений;

отбирать пробы атмосферного воздуха, атмосферных осадков и радиоактивных аэрозольных выпадений с целью определения уровней загрязнения;

проводить регулярные и специальные наблюдения на авиационных метеорологических станциях (гражданских) (далее - АМСГ), составлять и передавать сводки по кодам "METAR" и "SPECI";

составлять и передавать предупреждения по аэродрому, обеспечивать авиационных потребителей сводками погоды, прогнозами и предупреждениями по аэродромам и маршрутам полетов;

применять нормативно-техническую документацию;

эксплуатировать технические средства, устройства, применяемые для гидрометеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и радиоактивными аэрозольными выпадениями, проводить текущий ремонт и проверку применяемых средств измерений в условиях пункта наблюдений;

составлять телеграммы с оперативной метеоинформацией по кодам;

составлять и передавать штормовые предупреждения об опасных метеорологических явлениях и комплексе неблагоприятных явлений, высоких и экстремально высоких уровнях загрязнения природной среды;

знать:

основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения в коллективе;

основы трудового законодательства, законодательства в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

методику и порядок проведения метеорологических, актинометрических, теплобалансовых, озонометрических, радиолокационных, аэрологических и др. гидрометеорологических наблюдений и измерений на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

общие требования к организации метеорологических наблюдений на АМСГ, методику составления и передачи предупреждений по аэродрому, обеспечения авиационных потребителей сводками погоды, прогнозами и предупреждениями по аэродромам и маршрутам полетов;

особенности наблюдений за отдельными метеорологическими величинами, виды и критерии опасных явлений и комплекса неблагоприятных явлений;

построение, содержание и порядок использования отдельных разделов и групп метеорологических кодов;

порядок передачи оперативной информации;

правила составления и передачи штормовых предупреждений.

МДК.01.01. Основы организации производственных работ на метеорологических станциях

ОК 1 - 10

ПК 1.1 - 1.7

МДК.01.02. Технология метеорологических наблюдений и работ

МДК.01.03. Теоретические основы эксплуатации гидрометеорологических устройств

ПМ.02

Ремонт и техническое обслуживание приборов и оборудования, используемых в метеорологии

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы с осциллографом и генератором импульсов;

проведения частичной разборки и сборки датчиков параметров ветра, температуры и влажности воздуха;

диагностирования приборов и оборудования, выполнения регулировки;

выполнения профилактического осмотра и устранения мелких неисправностей приборов и оборудования;

проверки приборов и оборудования после устранения мелких неисправностей;

применения правил техники безопасности и оказания доврачебной помощи пострадавшим;

уметь:

проводить проверку исправности чувствительного элемента с помощью измерительных приборов;

выполнять замеры электрических величин, замерять параметры электрических импульсов;

проверять исправность и работоспособность выпрямителей;

прокладывать и проверять линии связи, восстанавливать обрывы длинного кабеля;

проводить профилактический осмотр, проверку работоспособности приборов АМ-29, ТЭТ-2, ДМС М-49, анеморумбометра, РВО-2м и ДВО, ФИ1(2) и др;

принимать решения о характере проведения ремонта, устранение простейших неисправностей;

применять правила техники безопасности;

оказывать доврачебную помощь;

знать:

устройство приборов и оборудования;

принципы преобразования метеорологических параметров в физические величины, пригодные для измерений;

принципы действия и принципиальные электрические схемы устройств первичной обработки, измеряющих и регистрирующих приборов, устройств электрического питания;

методику диагностики неисправностей;

возможные причины неисправностей приборов;

перечень, сроки и порядок проведения профилактического осмотра, способы устранения неисправностей;

сроки поверки приборов и оборудования, виды поверок;

ведение технической документации;

технику безопасности при проведении диагностики и ремонта приборов и оборудования, правила доврачебной медицинской помощи.

МДК.02.01. Основы технического обслуживания гидрометеорологических приборов и оборудования

ОК 1 - 10

ПК 2.1, 2.2, 2.3

ПМ.03

Проведение агрометеорологических наблюдений и работ на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выбора наблюдательных участков и их описания, составления плана их расположения;

проведения агрометеорологических наблюдений за состоянием среды обитания сельскохозяйственных растений и животных;

проведения снегосъемок на сельскохозяйственных угодьях;

эксплуатации технических средств и устройств, применяемых для агрометеорологических и других видов наблюдений;

составления ежедневных агрометеорологических бюллетеней, декадных бюллетеней по зоне станции, агрометеорологических обзоров за декаду, специальных агрометеорологических справок и рекомендаций о сложившихся агрометеорологических условиях перед началом важных сельскохозяйственных работ, о неблагоприятных для сельскохозяйственных культур и выпаса животных погодных условиях;

составления обзоров условий вегетации основных сельскохозяйственных культур, агрометеорологических условий проведения весенних полевых работ, условий сева и осенней вегетации озимых культур, условий перезимовки зимующих культур, условий зимнего выпаса скота;

составления плана обеспечения с учетом запросов потребителей и специфики сельскохозяйственного производства;

уметь:

выбирать наблюдательные участки, составлять план расположения участков и проводить их описание;

проводить агрометеорологические наблюдения за состоянием среды обитания сельскохозяйственных растений и животных;

проводить снегосъемки на полях с зимующей культурой и в плодовом саду;

определять фазы развития сельскохозяйственных культур по их признакам и записывать в книжку КСХ-1м;

проводить наблюдения за высотой и густотой стояния посевов, состоянием, засоренностью, повреждением растений, за формированием элементов продуктивности;

определять структуру урожая сельскохозяйственных культур;

определять характер и степень повреждения растений сельскохозяйственными вредителями и болезнями, неблагоприятными явлениями погоды;

составлять агрометеорологическую таблицу, ежедневные и декадные агрометеорологические телеграммы;

проводить технический и первичный критический контроль материалов наблюдений;

заносить на техноситель данные агрометеорологических наблюдений;

знать:

основные факторы жизни растений, биохимические процессы в растениях, влияние метеорологических факторов на жизнь растений;

требования основных сельскохозяйственных культур к агрометеорологическим условиям;

неблагоприятные условия погоды для сельского хозяйства, меры борьбы с ними;

основные правила организации и проведения агрометеорологических наблюдений;

руководящие и нормативные документы по порядку проведения агрометеорологических наблюдений, обработки данных и передачи информации;

действующие наставления, руководства, инструкции и коды по проведению агрометеорологических наблюдений и обработке результатов;

правила выбора и организации наблюдательных участков;

методики проведения наблюдений за средой обитания сельскохозяйственных культур;

фазы развития сельскохозяйственных культур, их признаки, методику проведения наблюдений, правила записи результатов в КСХ-1м;

периоды, сроки, методику измерения высоты и определения густоты стояния растений, оценки состояния, оценки засоренности, повреждений растений неблагоприятными метеорологическими явлениями, вредителями и болезнями;

сроки и методику проведения осеннего и весеннего обследования посевов озимых культур и многолетних трав;

способы определения жизнеспособности зимующих растений;

сроки и методику определения элементов продуктивности и структуры урожая сельскохозяйственных культур;

сроки и методику определения прироста клубней и ботвы картофеля, корня сахарной свеклы и кормовых корнеплодов, растительной массы трав;

задачи и правила проведения технического и первичного критического контроля материалов наблюдений;

цели и задачи агрометеорологического обеспечения сельскохозяйственных организаций и других потребителей агрометеорологической информацией;

порядок составления плана обеспечения с учетом запросов потребителей и специфики сельскохозяйственного производства, правила составления договоров на специализированное обеспечение, особенности обеспечения отдельных отраслей сельского хозяйства;

виды, формы и содержание агрометеорологической информации;

перечень и критерии опасных природных явлений для сельского хозяйства и отдельных его отраслей;

порядок сбора сведений о нанесенном ущербе;

методики составления простейших агрометеорологических прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях и передачи штормовых предупреждений, оповещений;

устройство, правила эксплуатации, текущего ремонта и поверки в условиях пункта наблюдений применяемых средств измерений;

правила кодирования и занесения на техноситель данных агрометеорологических наблюдений.

МДК.03.01. Технология агрометеорологических наблюдений и работ

ОК 1 - 10

ПК 3.1 - 3.4

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1242

828

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4158

2772

УП.00

Учебная практика

24 нед.

864

ОК 1 - 7, 9

ПК 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.3,

3.1 - 3.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.