Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

XXVII. Особенности перевозок пассажиров с использованием проездных документов (билетов), оформленных посредством валидации бесконтактной смарт-карты, транспортной карты, платежной карты или электронного устройства с использованием автоматизированных систем

XXVII. Особенности перевозок пассажиров с использованием

проездных документов (билетов), оформленных посредством

валидации бесконтактной смарт-карты, транспортной карты,

платежной карты или электронного устройства

с использованием автоматизированных систем

(введено Приказом Минтранса России от 14.11.2018 N 410)

226. Пассажир вправе при наличии технической возможности у перевозчика оформить проездной документ (билет) путем валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем (в том числе технологии ближней связи NFC <4>, системы отображения QR-кода <5> или другие автоматизированные системы, позволяющие оформить проездной документ (билет)) <6>.

--------------------------------

<4> NFC (Near Field Communication) - технология ближней связи (приказ Минкомсвязи России от 10 марта 2015 г. N 68 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части использования технологии ближней связи NFC)" (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36683), с изменениями, внесенными приказом Минкомсвязи России от 24 октября 2017 г. N 571 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2018 г., регистрационный N 49912).

<5> QR-код (Quick response) - матричная символика штрихового кода с соответствующими параметрами, определенными национальным стандартом Российской Федерации (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code" утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2015 г. N 544-ст., М.: Стандартинформ, 2015).

<6> Условия оформления проездного документа (билета) и проезда, регулируемые настоящей главой, доводятся до сведения пассажиров в соответствии со статьей 85 Устава железнодорожного транспорта.

227. Для оплаты проезда с использованием карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем применяются специализированные устройства оплаты проезда - платежные терминалы (далее - терминалы). Перечисление денежных средств перевозчику осуществляется организацией, обеспечивающей возможность оформления пассажирами электронных документов для проезда на маршрутах железной дороги с использованием соответствующих электронных сервисов перевозчика для электронных устройств (далее - сервис-провайдер).

228. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC завершение процедуры по оформлению проездного документа осуществляется пассажиром по окончании поездки. При этом начало и окончание поездки пассажир обязан зафиксировать на терминале.

При фиксации пассажиром на терминале пункта отправления (начало поездки) на карте, являющейся средством платежа, резервируется стоимость поездки в объеме, не превышающем максимальную стоимость резервирования поездки. В случае если проездной документ приобретается посредством использования карт, не являющихся средством платежа, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации, и резервирование стоимости поездки не осуществляется.

При перевозке по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.

Максимально зарезервированная стоимость поездки не должна превышать стоимости поездки от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения, являющегося конечным на маршруте следования поезда, проходящего через пункт отправления (начало поездки). При прибытии в пункт назначения пассажир обязан повторно приложить карту или электронное устройство с использованием технологии NFC к терминалу для фиксации окончания поездки и завершения процедуры оформления проездного документа (билета) по стоимости соответствующей поездки с учетом тарифа по маршруту.

Если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты с использованием карты окончание поездки в пункте назначения по истечении срока, установленного перевозчиком, проездной документ (билет) будет оформлен по маршруту следования пассажира от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения на полную зарезервированную стоимость поездки.

229. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC осуществляется запись реквизитов электронного билета в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.

230. По окончании оформления проездного документа (билета) и оплате поездки картой (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или списанием средств с баланса электронного устройства с использованием технологии NFC производится уменьшение остатка денежных средств на сумму стоимости проезда в поезде по маршруту следования пассажира за вычетом предварительно зарезервированной суммы поездки в соответствии с требованиями, установленными в пункте 228 настоящих Правил.

231. По требованию пассажира после оплаты проезда в поезде с использованием карт или электронного устройства с использованием технологии NFC перевозчики обязаны представлять пассажиру документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты с указанием лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 5 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".

232. Оформление проездных документов (билетов) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, осуществляется с помощью программных приложений или сервисов.

Сформированный электронный проездной документ (билет) после перечисления денежных средств сервис-провайдером для оплаты поездки пассажира отображается на электронных устройствах пассажира с использованием системы отображения QR-кода. Электронный проездной документ (билет) может направляться пассажиру в электронном виде посредством цифровых технологий передачи данных или формироваться напрямую в приложении на электронном устройстве (по выбору пассажира при оформлении проездного документа) <8>.

--------------------------------

<8> Пункт 5 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте".

233. Оформление проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, допускается только до начала поездки. Сроки оформления проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, до начала поездки определяются перевозчиком самостоятельно.

234. При оформлении проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, пассажир обязан зафиксировать начало и окончание поездки на терминале оплаты путем считывания QR-кода, содержащего данные электронного проездного документа (билета). Контроль оплаты проезда в данном случае производится путем считывания изображения QR-кода на экране электронного устройства.

235. В случае если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты путем считывания QR-кода окончание поездки в пункте назначения в сроки, установленные перевозчиком, информация о которых доводится в порядке, предусмотренном статьей 85 Устава железнодорожного транспорта, последний вправе ограничить возможность оформления новых проездных документов (билетов) на электронном устройстве пассажира, использующем системы отображения QR-кода, нарушившего условия настоящих Правил.

236. При обращении пассажира о возврате стоимости за неиспользованный билет для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без предоставления мест в случае незапланированного перерыва в движении таких поездов более чем на час, пассажир к заявлению прикладывает документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты.

237. Претензии к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа с учетом особенностей настоящей главы, предъявляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке <9>.

--------------------------------

<9> Статьи 121 - 123 Устава железнодорожного транспорта.