2.3. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

2.3. Изменения, внесенные в Федеральный закон

от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

по сравнению с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г.

N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

30. Уточнены определения бухгалтерского учета, его объектов и других основных понятий, что носит функциональный характер и направлено на сближение с терминологией, принятой в международной практике.

31. Исключены задачи бухгалтерского учета, понятия синтетического и аналитического учета, нормы, определяющие статус главного бухгалтера и деление форм первичных учетных документов на содержащиеся и несодержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, виды регистров бухгалтерского учета, отнесение их содержания к коммерческой тайне, порядок денежной оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, конкретизация случаев проведения обязательной инвентаризации и порядка отражения ее результатов в системе бухгалтерского учета, публичность бухгалтерской отчетности.

Примечание. Исключение указанных норм из нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" связано либо с устранением дублирования правового регулирования соответствующих вопросов в других федеральных законах (вопросы коммерческой тайны, доступа к государственным информационным ресурсам), либо с передачей их регулирования на уровень федеральных стандартов и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету (большинство остальных исключенных норм).

32. В статье 1 изменена формулировка основных целей Федерального закона, в качестве которых определены: установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (в прежнем Законе ими являлись: обеспечение единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, совершаемых организациями); составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета.

33. В статье 3 изменены формулировки и перечень основных понятий, используемых в данном Федеральном законе, включающий бухгалтерскую (финансовую) отчетность; уполномоченный федеральный орган; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; отчетный период; руководителя экономического субъекта; факт хозяйственной жизни и организации государственного сектора (в прежнем Законе - руководитель организации; синтетический учет; план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета и потребует соответствующего отражения в его нормативной базе.

34. В статье 5 изменен состав объектов бухгалтерского учета, которыми являются факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования деятельности экономического субъекта; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (в прежнем Законе к ним относились лишь имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. затрагивает организационно-методические аспекты бухгалтерского учета и потребует соответствующего отражения в его нормативной базе.

35. В статье 6 закреплена императивная норма ведения бухгалтерского учета, обязывающая экономический субъект вести его в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено этим Законом (в прежнем Законе такая норма отсутствовала, хотя по его общему смыслу также предполагалась обязанность ведения бухгалтерского учета).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. усиливает единство требований к бухгалтерскому учету и повышает его роль в обеспечении общего экономического пространства на территории всей страны.

36. В статье 7 изменены формулировки и уточнены варианты организации ведения бухгалтерского учета, основными из которых являются возложение этих функций на главного бухгалтера или иное должностное лицо экономического субъекта либо заключение договора об оказании таких услуг. И лишь индивидуальный предприниматель и иное лицо, занимающееся частной практикой, а также руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства могут принять ведение бухгалтерского учета на себя. Кроме того, в открытых акционерных обществах и ряде организаций других организационно-правовых форм и видов экономической деятельности установлены специальные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (в прежнем Законе такие нормы отсутствовали, но правовой статус главного бухгалтера был определен более полно в отдельной статье 7 "Главный бухгалтер").

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. существенно повышает полномочия и ответственность руководителя экономического субъекта за организацию бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

37. Статьей 8 в более общей форме определен порядок формирования учетной политики без конкретизации ее состава (как это имело место в прежнем Законе). (Более подробно об этом см. раздел III настоящих Методических рекомендаций).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. повышает роль федеральных стандартов и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету при самостоятельном формировании экономическим субъектом своей учетной политики.

38. В статьях 9 и 10 уточнены формулировки и отдельные нормы, определяющие наличие обязательных реквизитов, общий порядок утверждения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, их составления и исправления (без отсылки к альбомам унифицированных форм первичной учетной документации и видам учетных регистров, как это регламентировалось прежним Законом).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость конкретизации правил документального оформления принятия к бухгалтерскому учету соответствующих объектов в федеральных стандартах и иных нормативных актах.

39. В статье 11 уточнены отдельные нормы, определяющие общий порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете (без конкретизации случаев обязательного проведения инвентаризации и регулирования учетного отражения выявленных расхождений, как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не меняет сложившийся порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, закрепленный в нормативных актах по бухгалтерскому учету.

40. Статьей 12 в более общей форме определен порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета (без конкретизации способов оценки отдельных видов объектов, как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. не меняет сложившийся порядок оценки объектов бухгалтерского учета, закрепленный в его нормативных актах.

41. В статьях 13, 14, 15 и 18 в новой редакции изложены соответственно общие требования к бухгалтерской (финансовой) от четности, ее состав, отчетный период и обязательный экземпляр, включая дополнения (см. п. п. 18 - 20 настоящих Методических рекомендаций), но исключая перечень форм этой отчетности, порядок их утверждения, регламентацию пояснительной записки, подписания, представления и публикацию указанной отчетности (как это имело место в прежнем Законе).

Примечание. Вступление этих изменений в силу с 1 января 2013 г. обусловливает необходимость их отражения в соответствующих нормативных актах, начиная с составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.