1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция разработана на основе Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда. Общие положения, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. N 2797, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29, СТО РЖД 1.15.011-2010 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2010 г. N 2576р. Организация обучения, Типовой инструкции по охране труда для осмотрщиков вагонов, осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей подвижного состава ТОИ Р 32-ЦВ-460-97, утвержденной МПС России 22 мая 1997 г. N ЦВ-460 и других нормативных актов ОАО "РЖД" по охране труда.

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок проведения целевого инструктажа осмотрщика вагонов (далее - осмотрщик) и осмотрщика-ремонтника вагонов (далее - осмотрщик-ремонтник), работающего на малодеятельной железнодорожной станции в одно (два лица) или направляемого на данную станцию с основного места работы. Список малодеятельных железнодорожных станций утверждается начальником или заместителем начальника железной дороги.

1.3. Целевой инструктаж по охране труда (далее - целевой инструктаж) осмотрщика (осмотрщика-ремонтника), работающего на малодеятельной железнодорожной станции в одно (два лица) или направляемого на данную станцию с основного места работы, проводится для ознакомления работника с требованиями охраны труда и дополнительными мерами безопасности при выполнении им работ:

- непосредственно на железнодорожных путях и вблизи подвижного состава, связанных с прямыми обязанностями по специальности работника, если по характеру и условиям выполняемых работ требуется соблюдение дополнительных требований (мер) безопасности;

- при ликвидации последствий аварий, крушений, катастроф, снежных заносов, паводков и других стихийных действий;

- при изменении метеорологических условий (туман, снегопад, сильный дождь, гроза, сильный ветер, ураган).

В дополнение к основным требованиям по охране труда, отраженным в целевом инструктаже осмотрщиков (осмотрщиков-ремонтников), в зависимости от ситуации на железной дороге и малодеятельной железнодорожной станции проводится целевой инструктаж по темам:

Тема 1. Требования безопасности по предупреждению поражения электрическим током.

Тема 2. Требования безопасности при работе в зимних условиях.

Тема 3. Требования по применению средств индивидуальной защиты.

Тема 4. Меры безопасности в период летней жары, оказание первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе.

Тема 5. Порядок действий в случае урагана, бури, штормового предупреждения.

Тема 6. Маршрут служебного прохода на железнодорожной станции. Краткая аннотация тем приведена в приложении А.

1.4. Целевой инструктаж осмотрщика (осмотрщика-ремонтника), работающего на малодеятельной железнодорожной станции в одно (два лица) или направляемого на данную станцию с основного места работы, проводится перед началом работы начальником, мастером ПТО или старшим по смене.

1.5. В случае, если осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) постоянно работает на малодеятельной железнодорожной станции, отдаленной от местонахождения руководителя работ, целевой инструктаж проводится по телефону. При этом инструктирующий - руководитель смены (начальник, мастер ПТО, старший по смене) должен сделать отметку в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте о проведении целевого инструктажа (в графе 8 делает запись "по телефону"), а осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) должен сделать запись в своем экземпляре журнала инструктажей по охране труда на рабочем месте о получении целевого инструктажа с указанием содержания, даты его проведения и фамилии лица, проводившего целевой инструктаж.

1.6. В случае, если осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) направляется на малодеятельную железнодорожную станцию, целевой инструктаж проводится перед его выездом на данную станцию. При этом инструктирующий - руководитель смены (начальник, мастер ПТО, старший по смене) должен сделать отметку в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте о проведении целевого инструктажа (в графе 8 делает запись "по телефону"), а осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) должен сделать запись в своем экземпляре журнала инструктажей по охране труда на рабочем месте о получении целевого инструктажа с указанием содержания, даты его проведения и фамилии лица, проводившего целевой инструктаж.

1.7. Инструктирующий указывает осмотрщику (осмотрщику-ремонтнику) последовательность его действий при выезде и прибытии на соответствующую железнодорожную станцию, обращает внимание на метеорологические условия (снегопад, дождь, туман, сильный ветер и т.д.) с целью усиления бдительности осмотрщика вагонов в этих условиях, когда слышимость звуковых и видимость световых сигналов снижена.

1.8. О необходимости проведения работ по техническому обслуживанию подвижного состава на малодеятельной железнодорожной станции оператор ПТО получает оперативный приказ по телефону от дежурного по направлению диспетчерского центра управления перевозками.

1.9. Оператор ПТО записывает номер приказа в журнал регистрации оперативных приказов и передает приказ о выезде осмотрщика (осмотрщика-ремонтника) для работы на малодеятельной железнодорожной станции начальнику, мастеру ПТО или старшему осмотрщику вагонов, который является непосредственным руководителем осмотрщика (осмотрщика-ремонтника).

1.10. После получения оперативного приказа руководитель смены, начальник или мастер ПТО проводит осмотрщику (осмотрщику-ремонтнику) целевой инструктаж. Целевой инструктаж проводится согласно настоящей Инструкции с росписью в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте по форме, установленной СТО РЖД 1.15.011-2010, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2010 г. N 2576р.

1.11. После проведения целевого инструктажа руководитель смены, начальник или мастер ПТО докладывает оператору ПТО о выезде на малодеятельную железнодорожную станцию осмотрщика (осмотрщика-ремонтника), сообщает его фамилию, имя и отчество.

1.12. Оператор ПТО докладывает о выезде на малодеятельную железнодорожную станцию осмотрщика (осмотрщика-ремонтника), дежурному по направлению диспетчерского центра управления перевозками и дежурному станции, сообщает его фамилию, имя и отчество.

1.13. Осмотрщик (осмотрщик - ремонтник) при работе в одно лицо в ночную смену (в соответствии с графиком режима работы работников вагонного хозяйства, утвержденным начальником эксплуатационного вагонного депо и председателем профкома) следует на станцию в задней кабине локомотива, на проходящем электропоезде (дизель-поезде) или служебном автотранспорте в зависимости от местных условий.

1.14. Осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) обязан соблюдать требования личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а также при посадке и высадке с локомотива и электропоезда.

1.15. Работники эксплуатационного вагонного депо, работающие на малодеятельной железнодорожной станции или направляемые на нее, обязаны исполнять указания дежурного по железнодорожной станции.

1.16. Осмотрщик (осмотрщик-ремонтник) должен:

- выполнять только входящую в его обязанности работу, владеть безопасными приемами труда;

- выполнять работу в установленной исправной спецодежде;

- содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- руководствоваться технологическим процессом технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов на малодеятельных железнодорожных станциях, разработанным и согласованным в установленном порядке;

- внимательно следить за сигналами и распоряжениями дежурного по железнодорожной станции и выполнять его команды;

- проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

- соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей.

1.17. Технологический процесс технического обслуживания и ремонта вагонов на малодеятельных железнодорожных станциях для осмотрщика (осмотрщика-ремонтника), работающего в одно лицо или два лица, разрабатывается эксплуатационным вагонным депо и согласовывается с руководителем Центра организации работы железнодорожных станций, в состав которого входит железнодорожная станция, и специалистом по охране труда (вагонного хозяйства) в части отражения вопросов охраны труда в технологическом процессе.

1.18. Осмотрщик (осмотрщик-ремонтник), выполняющий техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов на малодеятельных железнодорожных станциях, обязан знать:

- порядок ограждения составов и отдельных групп грузовых вагонов, установленный местной инструкцией по производству маневровой работы;

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой медицинской помощи;

- места расположения аптечек и перевязочных материалов;

- установленные маршруты служебных проходов.