Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной

и жилищно-коммунальной сферах

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р.

Стратегической целью государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни, является одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются:

стимулирование жилищного строительства;

увеличение объема ввода жилья на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства;

снижение стоимости 1 кв. метра жилья путем увеличения объема его ввода в эксплуатацию;

поддержка платежеспособного спроса на жилье молодых семей, молодых ученых и семей, имеющих 3 и более детей;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

создание и обеспечение устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования;

улучшение качества жилищного фонда и жилищно-коммунальных услуг, повышение комфортности условий проживания;

модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства частных инвестиций;

создание условий для привлечения частных и институциональных инвесторов в жилищное строительство.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены следующие основные направления реализации государственной жилищной политики по отношению к различным группам населения:

для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан - создание эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные жилищные сертификаты;

для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) - создание системы мер государственной поддержки и развитие кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жилыми помещениями в соответствии с социальными стандартами (в основном рыночными методами);

для граждан с доходами выше средних - поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" определены меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации и дальнейшее повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг.

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и объединяет инструменты государственной жилищной политики по 2 направлениям - создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России и создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России, мероприятия которых объединены в соответствующие подпрограммы.

Государственная политика в сфере поддержки массового жилищного строительства будет реализована путем:

повышения эффективности мер градостроительного регулирования и обеспечения жилищного строительства земельными участками;

развития механизмов кредитования жилищного строительства, строительства инженерной и социальной инфраструктуры;

развития промышленной базы стройиндустрии и рынка строительных материалов, изделий и конструкций;

реализации мер технической политики и политики в сфере обеспечения безопасности строительства жилых зданий.

Предусматривается совершенствование законодательного регулирования в целях создания механизмов стимулирования органов государственной власти и органов местного самоуправления к вовлечению в хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель в целях строительства, в том числе жилищного.

Государственная политика в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства и обеспечения таких земельных участков инженерной и социальной инфраструктурами будет направлена на поддержку формирования государственно-частного партнерства, обеспечивающего строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов жилищного строительства.

В целях создания условий для массового строительства жилья внесены изменения в законодательные акты, касающиеся предоставления земельных участков для такого строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, которые обеспечивают повышение доступности жилья для граждан со средними и невысокими доходами. Для развития жилищно-строительной кооперации внесены изменения в законодательство, предусматривающие новые возможности для создания жилищно-строительных кооперативов при многоэтажной и малоэтажной застройке, в том числе создание кооперативов при поддержке органов государственной власти или органов местного самоуправления для обеспечения жильем отдельных категорий граждан (многодетные семьи, молодые ученые, врачи, учителя, государственные служащие и др.), а также различные формы государственной поддержки таких кооперативов.

В целях увеличения объемов ввода жилья в 2017 - 2020 годах будет осуществляться реализация приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье", основным инструментом которого станет софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета проектов массового жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

Такая государственная поддержка будет способствовать снижению стоимости строительства жилья и цены на его приобретение гражданами, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств.

Для развития рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, будут реализованы меры по развитию 2 сегментов рынка арендного (наемного) жилья:

найма жилых помещений в жилищном фонде коммерческого использования;

найма жилых помещений в жилищном фонде социального использования.

В рамках развития найма жилых помещений в жилищном фонде социального использования будут созданы условия для строительства жилья государственного и муниципального жилищного фонда, а также частного фонда коммерческими и некоммерческими организациями для предоставления жилых помещений гражданам, которым не доступны приобретение жилья в собственность и наем жилого помещения на рыночных условиях, но не имеющим права на наем жилого помещения по договору социального найма. Плата за наем по договору найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования не должна превышать максимального размера, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках государственной и муниципальной поддержки развития наемного жилищного фонда будут установлены преференции по доступу к земельным участкам для строительства наемных домов, в первую очередь социального использования.

Кроме того, субъектами Российской Федерации, муниципалитетами, организациями, заинтересованными в привлечении работников и обеспечении их жильем, может осуществляться субсидирование строительства коммерческими и некоммерческими организациями таких домов, предоставление государственных (муниципальных) гарантий при получении кредита указанными организациями в целях строительства домов социального использования и (или) предоставляться иная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально не защищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.

Для достижения поставленной цели необходимо завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г., а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р.

Для совершенствования условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования, государственная политика по развитию рынка жилья будет направлена на обеспечение эффективного оборота жилья на рынке, снижение издержек при совершении сделок с жильем, усиление защиты жилищных прав, будет осуществляться дальнейшее развитие единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета объектов недвижимости в целях снижения рисков сделок на рынке жилья.

Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования будет направлена на повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка, расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2017 N 746)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет реализовываться в соответствии со Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р.

Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;

модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;

использование наиболее эффективных технологий при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:

применение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в малых городах;

переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;

принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков;

применение долгосрочного тарифного регулирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение работы механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, исключающего необоснованный рост платы граждан за коммунальные услуги и обеспечивающего предсказуемость принятия на федеральном уровне решений, ограничивающих размер тарифов.

В 2017 - 2021 годах в рамках Программы будет осуществляться реализация приоритетных проектов "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" и "Формирование комфортной городской среды".

В рамках приоритетного проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" будет обеспечен доступ потребителей к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории всех субъектов Российской Федерации, разработаны и утверждены единые стандарты осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, создана и внедрена система оценки качества жилищно-коммунальных услуг.

В рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" будет осуществляться софинансирование за счет субсидий из федерального бюджета первоочередных мероприятий региональных и муниципальных программ благоустройства, разработанных в соответствии с федеральными методическими рекомендациями, а также проведен отбор лучших практик по реализации проектов благоустройства и внедрена система оценки качества городской среды.

В сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах целью государственной политики является создание и обеспечение устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта, обеспечивающих его своевременное проведение, необходимое качество и разумную стоимость работ (услуг).

Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально не защищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.

Реализация перечисленных направлений обеспечит достижение определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" целей государственной жилищной политики и решение задач в сфере обеспечения доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

В 2017 году доля обеспеченных доступным и комфортным жильем семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, составит 37 процентов, в 2018 году - 45 процентов, в 2019 году - 52 процента.

Снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора по виду экономической деятельности "строительство" в процентах к уровню 2012 года составит в 2017 году 13,2 процента, в 2018 - 2019 годах - 20 процентов.

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, в общем количестве семей, с помощью собственных и заемных средств в 2017 году составит 37 процентов, в 2018 году - 40 процентов, в 2019 году - 45 процентов.