Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2014 N АПЛ14-52 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N АКПИ13-1066, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 2014 г. N АПЛ14-52

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.П. о признании недействующим пункта 2.20 раздела II Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,

по апелляционной жалобе К.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Федеральной налоговой службы А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в приложении N 20 к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" содержатся требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., N 44.

Раздел II указанного приложения устанавливает требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001). Пунктом 2.20, входящим в этот раздел, предусмотрено, что лист Н заявления "Сведения о заявителе", в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.

К.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.20 Требований в части, возлагающей обязанность заполнять лист Н заявления по форме Р11001 в отношении каждого учредителя, в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более собственниками. В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемая норма противоречит подпункту "б" пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ), ограничивает право на подачу заявления одним из учредителей в случае учреждения общества двумя и более лицами, возлагает на граждан дополнительные денежные расходы, связанные с нотариальным удостоверением подписей. Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что ему отказано в регистрации ООО "Реверс" со ссылкой на пункт 2.20 Требований, несмотря на то, что общее собрание учредителей этого общества уполномочило его выступать заявителем при его регистрации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К.П. просит об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и удовлетворении заявленного требования. Считает, что вывод суда о законности оспоренного пункта Требований основан на неправильном толковании норм материального права, судом не дано правовой оценки всем его доводам, изложенным в заявлении. Полагает, что Федеральная налоговая служба превысила свои полномочия при принятии пункта 2.20 Требований, поскольку установление порядка государственной регистрации является прерогативой федерального законодателя, а данная служба вправе устанавливать только требования к оформлению. Судом первой инстанции не принято во внимание, что оспариваемый пункт 2.20 Требований противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в ситуации, когда учредители уполномочивают одного из учредителей выступать заявителем при регистрации создаваемого юридического лица, обязывает выступать заявителями при регистрации всех учредителей.

К.П. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание Апелляционной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в статье 9 установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2).

Федеральная налоговая служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, наделена полномочиями утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (абзац второй пункта 5.9.38 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).

Во исполнение приведенных нормативных положений Федеральная налоговая служба приказом от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ утвердила оспариваемые заявителем в части Требования.

При таком положении, вопреки утверждению заявителя в апелляционной жалобе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Требования утверждены Федеральной налоговой службой в пределах компетенции, предоставленной ей действующим законодательством.

Нормативный правовой акт, принятый государственным органом исполнительной власти в рамках компетенции, предоставленной законом, не может рассматриваться как нарушение законодательства, регулирующего вопросы регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Подпунктом "а" статьи 12 названного закона предусмотрено, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

На основании приведенных законоположений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица заявителями являются учредитель, если создаваемое юридическое лицо учреждается одним лицом, или учредители, в случае если юридическое лицо учреждается двумя и более лицами. При этом подпись на заявлении уполномоченного лица (учредителя) удостоверяется нотариально независимо от того, являются учредителями создаваемого юридического лица два и более лица.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установленное оспариваемым нормативным положением требование о заполнении листа Н "Сведения о заявителе" в отношении каждого учредителя в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, не противоречит приведенным выше нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ и, вопреки утверждению заявителя в апелляционной жалобе, не содержит положений, предусматривающих, что в случае учреждения юридического лица несколькими лицами заявителем при государственной регистрации создаваемого юридического лица может быть один из учредителей.

Оспариваемый пункт 2.20 Требований распространяется на случаи, когда учредителем создаваемого юридического лица является физическое лицо, юридическое лицо или лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, заявитель принимает на себя ответственность за достоверность представляющих в регистрирующий орган сведений, за соблюдение требований законодательства при подготовке и утверждении документов. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, что согласуется со статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

В силу статьи 13 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012 г.) "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, поэтому ссылка в апелляционной жалобе на противоречие оспариваемого положения статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.

Установив, что пункт 2.20 Требований не противоречит действующему федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает, суд правомерно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии вывода суда о законности оспоренного в части пункта 2.20 Требований нормам материального права несостоятельны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, выводы суда о законности оспариваемых положений мотивированы.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции его заявление фактически не рассмотрено, не дано правовой оценки всем его доводам, изложенным в заявлении, противоречат содержанию решения суда, в котором дан подробный правовой анализ обжалованных положений нормативного правового акта на соответствие действующему законодательству, дана правовая оценка доводам заявителя, имеющим значение для рассматриваемого вопроса.

Принятое решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

И.В.КРУПНОВ