Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Информационное письмо Банка России от 21.01.2014 N 43 "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И)"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 21 января 2014 г. N 43

ВОПРОСЫ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 04.06.2012 N 138-И

"О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ

УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ

С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ

ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ

БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ"

(ДАЛЕЕ - ИНСТРУКЦИЯ N 138-И)

1. Каковы особенности представления справки о подтверждающих документах, а также подтверждающих документов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (ПС), предусматривающему вывоз (ввоз) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров, которые декларируются путем подачи декларации на товары, оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности?

В соответствии с требованиями пункта 9.8 Инструкции N 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации товаров при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары справка о подтверждающих документах должна представляться резидентом в банк ПС только в случае, указанном в абзацах 1 - 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, без представления соответствующей декларации на товары.

Информация о зарегистрированной декларации на товары поступает в уполномоченный банк в электронном виде в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1459 (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары).

В случае оказания услуг, выполнения работ, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы должны представляться резидентом в соответствии с подпунктом 9.1.3 пункта 9.1 и подпунктом 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции N 138-И.

Вместе с тем в случае если предметом контракта является вывоз (ввоз) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам таких товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары, то необходимо учитывать следующее.

В декларации на товары, оформляемой таможенными органами в установленном порядке, при вывозе (ввозе) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров после их переработки отражается как стоимость товаров, так и стоимость оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Учитывая, что информацию о стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ уполномоченные банки получают от ФТС России в электронном виде в составе информации о вывозе (ввозе) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров после их переработки в виде декларации на товары, в указанном случае резиденту не требуется дополнительно представлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, содержащую информацию об оказанных услугах и (или) выполненных работах, а также документы, подтверждающие исполнение указанных обязательств.

На основании абзаца 6 пункта 9.8 Инструкции N 138-И по контракту, предусматривающему оказание услуг и (или) выполнение работ, в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки (продуктов на переработку), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах без представления подтверждающих документов (декларации на товары и документов, подтверждающих оказание услуг и (или) выполнение работ), заполненную в порядке, установленном в приложении 5 к Инструкции N 138-И, только в целях представления резидентом в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения обязательств по такому контракту в случаях, указанных в абзацах 3 и 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, как в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров, так и в связи с оказанием услуг и (или) выполнением работ.

В иных случаях по контракту, предусматривающему оказание услуг и (или) выполнение работ, в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки, справка о подтверждающих документах резидентом в уполномоченный банк не представляется.

Если ввоз (вывоз) на территорию (с территории) Российской Федерации товаров, на которые оформлена декларация на товары, оказание услуг, выполнение работ, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности осуществляются в рамках внешнеторгового контракта, не связанного с переработкой товара, то резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с одновременным представлением документов, подтверждающих оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в порядке и в сроки, установленные Инструкцией N 138-И.

В данной справке о подтверждающих документах в случае, установленном в абзацах 3 и 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, резидент также отражает информацию о декларации на товары без представления такой декларации на товары.

2. Какой код вида валютной операции следует указывать резиденту в справке о валютных операциях при оплате товара, ввезенного (вывезенного) на территорию Российской Федерации (с территории Российской Федерации), при наличии у резидента декларации на товары, когда оплата такого товара осуществляется в день оформления декларации на товары или в первые 6 рабочих дней с даты ее оформления (до получения уполномоченным банком в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары от ФТС России информации о декларации на товары)?

С одной стороны, в соответствии с подпунктом 18.6.4 пункта 18 Инструкции N 138-И уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в случае, если информация, указанная резидентом в справке о валютных операциях и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, отсутствует в информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, либо ей не соответствует.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 6 порядка заполнения справки о валютных операциях (приложение 1 к Инструкции N 138-И) при оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, при отсутствии у резидента указанных в главе 9 Инструкции N 138-И документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, в графе 5 справки о валютных операциях отражается информация исходя из осуществления авансового платежа.

В связи с этим если резидент осуществляет платежи за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, при наличии у него декларации на товары в первые 5 рабочих дней с даты оформления декларации на товары, при этом информация о такой декларации в соответствии со сроком, установленным Положением о передаче информации о декларациях на товары, может еще не поступить в уполномоченный банк (поскольку платеж осуществлялся в первые 5 рабочих дней с даты оформления декларации на товары), то с учетом норм Инструкции N 138-И резидент может проставить в справке о валютных операциях как код вида валютной операции, подтверждающий факт ввоза товаров на территорию Российской Федерации, так и код вида валютной операции исходя из осуществления авансового платежа с учетом информации об ожидаемом сроке (например, от 6 рабочих дней) с расчетом, что информация о такой декларации на товары поступит в установленном порядке в уполномоченный банк из ФТС России. В этом случае корректировать справку о валютных операциях не требуется.

Данный подход применяется к ситуации, связанной с получением денежных средств от нерезидента в связи с вывозом товаров с территории Российской Федерации.

3. В каком виде уполномоченный банк обеспечивает хранение документов, указанных в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И?

На основании пункта 19.3 Инструкции N 138-И уполномоченный банк может вести досье валютного контроля на бумажном носителе, в электронном виде либо частично на бумажном носителе и частично в электронном виде.

Уполномоченный банк обязан хранить в досье валютного контроля документы и информацию, указанные в подпунктах 19.1.1 - 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И.

Документы, указанные в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И, представляемые на бумажном носителе, на основании пункта 19.2 Инструкции N 138-И могут не храниться в досье валютного контроля и возвращаются уполномоченным банком резиденту. В этом случае уполномоченный банк с учетом нормы пункта 19.3 Инструкции N 138-И обязан обеспечить их хранение в досье валютного контроля в электронном виде.

4. Какие валютные операции между резидентом и нерезидентом, осуществляемые в рамках договора комиссии (агентского договора, договора поручения), следует идентифицировать с кодами вида валютных операций 20400/21400 из перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, приведенного в приложении 2 к Инструкции N 138-И?

С кодами вида валютных операций 20400/21400 следует идентифицировать валютные операции между резидентом и нерезидентом в рамках договора комиссии (агентского договора, договора поручения) при перечислении комитентом (принципалом, доверителем) в пользу комиссионера (агента, поверенного) денежных средств, за исключением вознаграждения комиссионера (агента, поверенного), являющихся возмещением расходов комиссионера (агента, поверенного), как в виде авансовых платежей, так и платежами, осуществляемыми после исполнения комиссионером (агентом, поверенным) обязательств по договору.

5. Что следует понимать под "продолжением исполнения обязательств по контракту" и "завершением исполнения обязательств по контракту" в контексте пункта 7.10 Инструкции N 138-И?

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

С учетом вышеизложенного под действие абзаца первого пункта 7.10 Инструкции N 138-И в части продолжения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) подпадают случаи, когда в результате внесения в контракт (кредитный договор) изменений путем заключения дополнительных соглашений происходит дальнейшее исполнение обязательств обеими сторонами, либо случаи, когда в контракт (кредитный договор) не вносились изменения, но стороны продолжают исполнять обязательства по контракту (кредитному договору), либо когда исполнение обязательств по контракту (кредитному договору) продолжается в связи с пролонгацией контракта (кредитного договора).

Под действие абзаца второго пункта 7.10 Инструкции N 138-И подпадают случаи завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в частности оплата штрафов, пеней, неустойки и иные аналогичного характера платежи, возврат валютной выручки на основании судебного решения, а также иные платежи, которые не были проведены в течение срока действия контракта (кредитного договора). Завершение исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) может осуществляться как одним, так и несколькими переводами.

6. Является ли представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров, установленной Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N 40, в качестве подтверждающего документа обязательным и каким образом в случае ее представления в банк ПС заполняется справка о подтверждающих документах?

Статистическая форма учета перемещения товаров является одним из подтверждающих документов, перечисленных в подпункте 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И.

КонсультантПлюс: примечание.

Абзац третий подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И утратил силу в связи с изданием Указания Банка России от 25.04.2017 N 4360-У.

Исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров является обязательным.

Обращаем внимание, что Инструкцией N 138-И не установлен предельный срок, в течение которого резидент должен представить в банк ПС статистическую форму учета перемещения товаров.

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно с другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И, если на момент представления резидентом в банк ПС указанных документов она оформлена и представлена в таможенные органы. В этом случае сведения о статистической форме учета перемещения товаров как о подтверждающем документе не отражаются в справке о подтверждающих документах.

В случае если на момент представления резидентом в банк ПС документов, указанных в абзацах первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), указанная статистическая форма еще не оформлена и не представлена в таможенные органы, то она представляется резидентом в банк ПС позже без представления справки о подтверждающих документах.

Таким образом, на момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта.

В случае если статистические формы учета перемещения товаров не были представлены резидентом на момент закрытия в банк ПС либо представлены не все статистические формы учета перемещения товаров, то банк ПС сообщает о нарушении абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И в порядке, установленном Положением Банка России от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

7. Должен ли уполномоченный банк отказывать в принятии документов для оформления ПС, в случае если резидентом была представлена выписка из контракта, не содержащая информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"?

В соответствии с подпунктом 6.6.2 пункта 6.6 Инструкции N 138-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 Инструкции N 138-И, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а также информацию, связанную со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", включая информацию об условиях расчетов по контракту.

С учетом вышеизложенного резидент для оформления ПС вправе представить в банк ПС выписку из контракта, в которой должны содержаться условия расчетов по контракту, а также информация, связанная со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в том случае, если условия расчетов по контракту предполагают наличие такой информации.

В связи с этим если условия расчетов по контракту не предполагают наличия информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", то в этом случае отсутствие в выписке из контракта информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", не должно являться для уполномоченного банка основанием для отказа резиденту в принятии такой выписки.