Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Развитие научно-образовательного и инновационного комплекса Сколтеха

2.1. Развитие научно-образовательного и инновационного

комплекса Сколтеха

В рамках мероприятия по развитию научно-образовательного и инновационного комплекса Сколтеха ключевыми задачами являются:

привлечение профессоров и специалистов мирового уровня для проведения исследований, реализации образовательных программ и создания инноваций по приоритетным для России направлениям;

создание образовательных программ мирового уровня по востребованным направлениям, привлечение наиболее талантливых магистрантов и аспирантов;

создание и развитие международной научной, образовательной инновационной сети, эффективно участвующей в решении актуальных задач российской науки, образования и экономики;

создание системы трансфера знаний, технологий, практик и кадров в российские организации.

Сколтех выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки, реализует магистерские и аспирантские образовательные программы, а также программы переподготовки и повышения квалификации. Важное место в деятельности института занимают программы по подготовке к инновационной деятельности, к реализации проектов в сфере малого инновационного предпринимательства и коммерциализации технологий. В рамках Сколтеха реализуются проекты по стимулированию инновационной деятельности, в том числе по развитию малого и среднего бизнеса. Сколтех содействует передаче компетенций, внедрению новейших научных достижений и технологий в российские университеты, научные организации и компании, подготовки для них наиболее востребованных кадров.

Основными структурными единицами Сколтеха являются научные группы под руководством профессоров мирового уровня, включающие в свой состав исследователей (постдоков), аспирантов, магистрантов, технический персонал лабораторий.

В Сколтех приглашаются профессора ведущих университетов и научных центров зарубежных стран и России, обладающие весомыми научными достижениями и развертывающие в Сколтехе перспективные исследования, которые значимы для российских компаний, исследовательских организаций и университетов. Важным элементом деятельности профессоров является разработка и реализация актуальных образовательных программ, руководство исследовательской работой магистрантов и аспирантов.

Целевое количество профессоров в Сколтехе составит 200 профессоров, из которых около 150 человек будут заняты в 15 исследовательских центрах, а остальные будут участвовать в междисциплинарных исследованиях.

Привлекательность Сколтеха для ведущих профессоров основана на пакетном предложении, которое включает следующие основные возможности.

Гарантированное финансовое обеспечение исследований на продолжительный срок, что дает возможность самостоятельно планировать структуру и задачи лаборатории (научной группы) в составе исследовательского центра. Гарантированные проекты дают возможность перенаправить усилия с написания заявок на гранты на научную деятельность. Для директоров исследовательских центров - это еще более амбициозная возможность, а именно, финансирование и координация работ нескольких научных групп.

Квалифицированные научные кадры: хорошие условия для комплектования научных групп наиболее талантливыми магистрантами и аспирантами. Москва (и Россия в целом) считается привлекательным источником молодых кадров (прежде всего выпускники МФТИ, МГУ, НГУ и ряда других вузов). Сколтех ориентируется на наиболее привлекательные условия по заработной плате для молодых сотрудников (на уровне ведущих западных вузов), что позволяет осуществить практически любой набор из российских университетов, а также привлекать молодых сотрудников со всего мира.

Выход на практические задачи: для профессоров, ориентированных на практическое применение результатов своих разработок, возможность прямой и долгосрочной работы с ведущими российскими промышленными компаниями является приоритетной. Профессорам предоставлен прямой доступ к руководству компаний, они привлечены к решению долгосрочных стратегических задач (например, к созданию и внедрению нового поколения композиционных материалов; к созданию нового поколения электрических и тепловых сетей; к созданию и внедрению принципиально новых технологий работы с трудно извлекаемыми запасами и т.п.), их исследования частично финансируются индустриальными компаниями. Для ряда профессоров это чрезвычайно привлекательная возможность работы на передовом крае прикладных исследований, часто труднодоступная в Америке и Европе из-за острой конкуренции университетов и профессоров за внимание ключевых компаний.

Материальные условия: заработная плата устанавливается с учетом относительно высокой стоимости жизни в Москве, рисков и особенностей Сколтеха, работающего по международным стандартам. В то же время российская налоговая система (по налогам на доходы физических лиц) для резидентов более благоприятна, чем в ведущих зарубежных странах. С учетом социального пакета для иностранных профессоров (плата за квартиру, за обучение детей и т.п.), в целом, гарантированное материальное обеспечение несколько выше стандартного международного предложения для данного профессора.

Наследие: для многих ученых очень привлекательным и уникальным является участие в создании нового вуза, возможность построения на "пустом месте", с "нуля". Для одних - это возможность оставить след в истории науки, для других - новая роль администрирования научного процесса, которая может вести к новым карьерным перспективам в дальнейшем.

Предпенсионный возраст: пенсионный возраст в Европе, Израиле и ряде других стран довольно низок (например, в Великобритании профессор обязан оставить свою позицию в возрасте 65 лет). Есть множество ярких примеров, когда, уйдя на пенсию в своем университете, ученые мирового имени переезжали в университеты Северной Америки (где нет таких ограничений) и вели продуктивную научную деятельность дополнительные 20 - 30 лет (физики Дирак и Робертс - два примера в череде известных ученых). У Сколтеха есть возможность привлечь звезд мирового уровня среди такой категории ученых.

Диаспора: многие ученые - представители диаспоры никогда бы не уехали из России, если бы у них были адекватные условия для занятия наукой. При создании условий, сравнимых с теми, которые у них есть на Западе, многие рассмотрят возможность вернуться. В ситуации усложнения иммиграционной политики западных стран, для наиболее активной возрастной категории ученых 40 - 50 лет встает вопрос о судьбе престарелых родителей, оставшихся в России. Возвращение этих ученых в Россию решает этот вопрос.

Для части ученых существенными являются и некоторые дополнительные возможности:

Благоприятная научная среда для кооперации и получения синергии работы разных школ. Возможность близкой работы с российскими научными школами, до сих пор не сильно включенными в международную кооперацию (прежде всего ведущими институтами РАН).

Возможности междисциплинарного сотрудничества внутри Сколтеха: в отличие от четкого деления на факультеты, характерного для большинства классических университетов, Сколтех предлагает новую модель построения вуза, при которой представители различных научных дисциплин имеют прямую возможность взаимодействовать на основе междисциплинарных центров (такая возможность общения и взаимодействия определяет успехи коллегиального построения Кембриджа и Оксфорда, с одной стороны, и построение программ в МТИ).

Сокращенная преподавательская нагрузка: для западных университетов характерна большая лекционная нагрузка, составление экзаменационных работ, проведение экзаменов и выставление оценок. Тот факт, что Сколтех предполагает только чтение специализированных магистерских и аспирантских курсов, делает его очень привлекательным в глазах ученых.

Более низкие бюрократические издержки в сравнении с устоявшимися американскими и европейскими университетами.

Близость к Европе: для ряда европейских профессоров, ищущих более привлекательные с научной и материальной точки зрения места, существенным аргументов является близость к Европе и вполне удовлетворительная логистика связей с Европой, в отличие от альтернативных мест в США.

Преимущества мегаполиса: для части социально активных профессоров и их семей привлекательным является расположение в мегаполисе, в отличие от многих американских университетов, расположенных в небольших провинциальных городах.

Возможность общения с руководителями государства (вследствие прямого интереса Правительства Российской Федерации к проекту), участия в рабочих группах и советах, формирующих решения по развитию науки, является для части профессоров дополнительным позитивным аргументом.

Организация Сколтеха стимулирует междисциплинарные исследования, взаимодействие различных научных школ, поиск практических приложений полученных научных результатов, тесное взаимодействие с активными и перспективными компаниями, как крупными, так и малыми, как российскими, так и международными.

В Сколтехе серьезное внимание уделяется подготовке магистрантов и слушателей PhD программ в рамках программ предпринимательства и инноваций. Развиваются инструменты стимулирования инновационной деятельности профессоров, исследователей, магистрантов и слушателей PhD программ. Сколтех реализует долгосрочные исследовательские и образовательные программы в интересах ведущих компаний, использует все возможности для стимулирования трудоустройства выпускников в российских компаниях, научных и научно-образовательных организациях.

Важная роль отводится системе финансового обеспечения слушателей, которая будет включать как стипендию, так и заработную плату за исследовательскую деятельность. Выплата стипендии определяется учебной частью, размер и условия выплаты заработной платы за исследовательскую деятельность - профессорами исследовательского центра, в котором работает слушатель. На начальном этапе развития Сколтеха, до момента получения признаваемого рейтинга и неотработанности процессов перехода между исследовательскими центрами института будет установлено примерно равное соотношение между стипендией и заработной платой за исследовательскую деятельность. Наряду с финансовым обеспечением иностранные и иногородние магистранты и слушатели PhD программ получат пакет медицинского страхования и компенсацию на оплату жилья.

В Сколтехе создается организационная система, гармонизированная с системами ведущих международных университетов, создаются творческие и материальные условия, привлекательные для ведущих мировых ученых. Важнейшей задачей Сколтеха является создание в своих рамках многонациональной культуры.

Для концентрации усилий по приоритетным направлениям, решения комплексных задач в интересах промышленности, в Сколтехе создаются исследовательские центры под руководством ведущих ученых, объединяющие усилия нескольких научных групп, а также привлекающие к решению поставленных задач научные коллективы из других зарубежных и российских университетов и исследовательских центров. В рамках проектов создания и развития этих центров реализуется партнерство в области исследований, образования и инноваций с зарубежными и российскими университетами, научными организациями, промышленными компаниями, оборудуются лаборатории института, осуществляется подготовка персонала и реализация долгосрочных (до 7 лет) перспективных исследовательских проектов мирового уровня. Указанные исследовательские центры используются также для реализации широкого спектра образовательных программ, ориентированных на подготовку в Сколтехе кадров мирового уровня для российских вузов, научных организаций и корпораций, для стимулирования активности малых и средних инновационных предприятий.

В рамках организации типового исследовательского центра выполняются следующие мероприятия:

заключается соглашение с университетами-партнерами (одним или несколькими, в качестве партнеров могут быть выбраны как зарубежные, так и российские вузы) на совместные исследования и поддержку Сколтеха;

создается исследовательская инфраструктура центра;

заключаются контракты с профессорами, а также непостоянными сотрудниками.

Результатами деятельности исследовательского центра будут публикации в научных изданиях, патенты, ноу-хау, стартапы (в том числе получившие статус участника проекта "Сколково"), реализация контрактов по заказам индустриальных компаний, а также разработка образовательных программ.

Кроме того, в рамках данного основного мероприятия осуществляется следующая деятельность: развивается система международной научной экспертизы, в том числе для использования в рамках других мероприятий настоящей и других государственных программ; осуществляются работы по изучению и распространению передового мирового опыта организации исследований и разработок, подготовки кадров, организации работы университетов и научных организаций; проводятся исследования в сфере научной и промышленной политики, подготовки кадров в сфере науки и высоких технологий; реализуются мероприятия по привлечению ведущих зарубежных ученых для работы в российском секторе исследований и разработок и системе образования, а также иные мероприятия, стимулирующие развитие в России компетенций мирового уровня за счет повышения эффективности международного сотрудничества.

Определение тематики научных исследований и направленности образовательных программ осуществляется с учетом мирового опыта, глобальных трендов, результатов прогнозирования, предложений профильных федеральных ведомств, российских промышленных компаний и других профильных организаций.

В рамках данного мероприятия также проводится оснащение кампуса Сколтеха оборудованием, в соответствии с современной международной практикой создания новых исследовательских университетов.