Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Стороны считают обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения одним из государственных приоритетов страны. В этих целях Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям:

содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

совершенствование системы информации о рынке труда;

повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения;

повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда;

упорядочение привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы;

расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;

совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

легализация занятости;

разработка предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях расширения возможностей занятости населения.

3.1. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

формирование системы признания и оценки результатов внутрипроизводственного обучения;

развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

развитие системы профессиональной ориентации;

подготовку согласованных предложений по ключевым направлениям развития национальной системы квалификаций.

3.2. Стороны особое внимание уделят вопросам модернизации системы профессионального образования, развития его технологической базы, в том числе определят и реализуют меры по:

развитию государственно-общественной системы управления качеством профессионального образования и обучения;

стимулированию участия бизнеса в модернизации профессионального образования и обучения;

развитию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала за счет средств работодателей.

3.3. Стороны обязуются осуществить следующие мероприятия:

обеспечить постоянный контроль за реализацией государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2149-р, а также Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

совершенствовать систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, информирования о рынке труда;

провести консультации по вопросам экономического стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места и (или) модернизирующих действующие рабочие места.

3.4. Стороны разработают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями по следующим направлениям:

развитие практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в части предоставления первого рабочего места молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;

содействие принятию мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами работы и воспитания детей;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

повышение экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов;

модернизация системы профессиональной подготовки инвалидов, увеличение к 2020 году доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25 процентов;

проведение оценки эффективности мер по содействию трудоустройству инвалидов;

распространение лучшей практики реализации мероприятий по обеспечению занятости инвалидов;

разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости инвалидов.

3.5. Стороны примут меры по совершенствованию системы государственных гарантий защиты от безработицы по следующим направлениям:

совершенствование механизма социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок, проведение консультаций по вопросу установления минимальной и максимальной величин пособия по безработице;

разработка новых направлений активной политики занятости населения, повышение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;

повышение информированности населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;

проведение консультаций о возможности перехода на страховые принципы защиты от безработицы.

3.6. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений, в том числе:

повышение эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений;

повышение уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.

3.7. В целях повышения эффективности использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров Стороны считают необходимым:

совершенствовать нормативную правовую базу в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы;

осуществлять оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;

совершенствовать методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы;

совершенствовать порядок определения потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирования квот;

оперативно проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранных работников в соответствии с потребностями субъектов Российской Федерации;

проводить консультации по вопросам проведения миграционной политики;

разработать механизм привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, позволяющий реализовать дифференцированный подход к привлечению высококвалифицированных, квалифицированных и низкоквалифицированных иностранных работников;

разработать меры, направленные на расширение сферы легальной занятости.

3.8. В целях реализации государственной политики занятости населения Стороны будут содействовать осуществлению следующих мер:

проведение мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и моногородов;

проведение мониторинга высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в разрезе субъектов Российской Федерации;

проведение мониторинга и оценки эффективности трудоустройства инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места;

повышение качества и расширение доступности официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам движения рабочих мест, занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, условий и охраны труда на рабочих местах, в том числе состояния рабочих мест по итогам их аттестации;

использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала "Работа в России";

разработка и реализация мер, в том числе превентивного характера, направленных на поддержку работников реструктурируемых градообразующих организаций и развитие занятости населения в моногородах.

3.9. В целях обеспечения востребованности граждан Российской Федерации на рынке труда Стороны считают необходимым:

разработать меры по содействию занятости населения в моногородах, в случае ухудшения ситуации на рынке труда;

способствовать развитию межрегиональной мобильности трудовых ресурсов;

организовать мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в сфере содействия занятости населения и распространение лучшей практики;

на основе анализа исполнения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере содействия занятости населения подготовить при необходимости предложения по совершенствованию распределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере содействия занятости населения;

проводить в рамках Комиссии предварительную экспертизу государственных программ Российской Федерации с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест.

3.10. В целях повышения престижа рабочих профессий Стороны обязуются способствовать проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии", подготовить предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий.