7. Субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания

7. Субсидия на цели, не связанные с выполнением

государственного (муниципального) задания

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (далее - целевые субсидии).

Из содержания пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что целевые субсидии предоставляются учреждениям в целях финансового обеспечения расходов.

Вместе с тем, согласно положениям части 3.7 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 данной статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах (при открытии им лицевых счетов на основании соглашения, заключенного между органом, осуществляющим полномочия учредителя в отношении учреждения, и органом Федерального казначейства, финансовым органом).

Таким образом, в целях предотвращения неиспользованного остатка целевых субсидий на счете, открытом автономному учреждению в кредитной организации, перечисление указанных субсидий осуществляется учреждению исключительно в порядке возмещения произведенного кассового расхода.

Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению на приобретение дорогостоящего оборудования, осуществление расходов учреждения, носящих непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг.

Примерами целевых субсидий являются субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Целевые субсидии, как правило, предоставляются на проведение капитального ремонта, на выплату стипендий студентам, на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, целевую субсидию также стоит использовать в качестве источника выплаты вознаграждения по результатам выполнения государственного (муниципального) задания, расходов, осуществляемых в рамках ликвидационных мероприятий учреждений, а также в качестве источника компенсации в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненного в отчетном финансовом году.

В форме целевой субсидии целесообразно также доводить бюджетные ассигнования бюджетному (автономному) учреждению (на выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу, на уплату налогов, оплату коммунальных расходов и пр.), временно не оказывающему государственные услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества.

В свою очередь приобретение зданий, строений, которые по своей сути относятся к основным средствам, следует осуществлять за счет бюджетных инвестиций.

Справочно:

Проектом федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" (принят в первом чтении 19 июня 2013 года) предусматривается предоставление бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

С 1 сентября 2013 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" расходы на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, ранее, как правило, доводившиеся в форме целевой субсидии, должны включаться в оклады (должностные оклады) указанных сотрудников и соответственно учитываться в составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на государственное (муниципальное) задание.

Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов.

Указанные изменения предусматривают возможность предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям, независимо от их подведомственности.

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов. В случае, если операции с целевыми субсидиями учитываются на счетах автономных учреждений, открытых им в кредитных организациях, расходы, источником которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих произведенные автономными учреждениями кассовые расходы.

Согласно положениям пункта 18 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ и части 3.18 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки средств, перечисленные указанными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены этим учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений.

В соответствии с положениями пункта 12 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2010 N 72н, неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии (отсутствии) потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, до представления федеральным учреждением в территориальный орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями (в случае принятия решения о наличие потребности) отражаются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными федеральным учреждениям из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, открытом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, с признаком "без права расходования" до 1 июля.

Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 82н (далее - Приказ N 82н).

Согласно положениям Приказа N 82н взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.

При этом порядок взыскания остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, определяющий в том числе дату, с которой осуществляется взыскание остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), документы, являющиеся основанием для взыскания, устанавливаются финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Отмечаем, что законодательством Российской Федерации не установлено ограничение для самостоятельного возврата бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет остатков целевых субсидий (не дожидаясь решения главного распорядителя бюджетных средств о взыскании этих остатков).

Учитывая, что порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий (подлежащих взысканию), предоставленных бюджетному учреждению из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), устанавливается финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), по мнению Министерства финансов Российской Федерации, указанный нормативный правовой акт может содержать, помимо указания даты, с которой осуществляется взыскание в соответствующий бюджет остатков целевых субсидий (подлежащих взысканию), также положения о том, что указанные остатки целевых субсидий до наступления указанной даты не подлежат возврату в соответствующий бюджет, из которого они были предоставлены, и до подтверждения потребности подлежат отражению на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, с признаком "без права расходования".

Справочно:

Проектом федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" (принят в первом чтении 19 июня 2013 года) предусматривается положение, согласно которому перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в указанных остатках. Данная поправка на законодательном уровне закрепит возможность не перечислять остатки целевых субсидий, неиспользованных на 1 января очередного финансового года, при наличии потребности в использовании их в очередном финансовом году на те же цели сначала в бюджет, а затем возвращать на лицевой счет учреждений.

Кроме этого, указанными изменениями создаются правовые основания для установления финансовым органом порядка взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных из бюджета автономным учреждениям.

Частью 19 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ такие основания для бюджетных учреждений установлены, а Федеральным законом N 174-ФЗ для автономных учреждений не предусмотрены.

Если источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий являются целевые межбюджетные трансферты, то при установлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений, отсутствия потребности в остатках целевых субсидий, данные средства подлежат возврату в бюджет субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, установленные финансовым органом субъекта Российской Федерации, для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет.

При неперечислении бюджетным и автономным учреждением указанных остатков они подлежат взысканию в бюджет субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта N 82н.

В соответствии с положениями части 18 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ и части 3.18 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ в случае принятия соответствующим главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации - органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, решения о наличии потребности в направлении остатков целевых средств на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки могут быть использованы бюджетным и автономным учреждением в очередном финансовом году на те же цели. При этом на 1 января очередного финансового года указанные остатки на счете бюджета субъекта Российской Федерации не учитываются, и на них не распространяются требования, установленные пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Справочно:

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.