2. Учредитель государственных (муниципальных) учреждений

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей содержание одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принципа самостоятельности бюджетов, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом данного положения законодательством Российской Федерации однозначно обозначен подход к порядку создания государственных (муниципальных) учреждений.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 7-ФЗ, а также частью 1 статьи 6 Федерального закона N 174-ФЗ:

- учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

- учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации - субъект Российской Федерации;

- учредителем муниципальных учреждений - муниципальное образование.

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения, приведен в Федеральном законе N 174-ФЗ, а бюджетного и казенного учреждения - в Федеральном законе N 7-ФЗ.

В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Так, в компетенцию учредителя входит:

- утверждение учреждению Государственного (муниципального) задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение его выполнения;

- принятие решения о создании или ликвидации филиалов учреждения, о его реорганизации, ликвидации, изменении типа;

- принятие решения об отнесении имущества учреждения к особо ценному движимому имуществу;

- принятие решения об одобрении сделок с имуществом учреждения;

- назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий;

- решение иных вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- определение размеров и условий оплаты труда работников учреждений (на региональном и местном уровнях - всех типов).

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок принятия совместного решения по указанным вопросам несколькими учредителями - публично-правовыми образованиями.

Учитывая изложенное, учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня.

Статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций. Однако указанные организации могут быть созданы исключительно в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Исходя из содержания данной нормы, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации перечень перечисленных выше субъектов, исполняющих функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, может быть расширен (изменен).

Так, например, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений вправе осуществлять Курчатовский институт, который сам является федеральным государственным бюджетным учреждением.

Функции и полномочия учредителя ряда федеральных государственных учреждений высшего образования, уставы которых утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации, разделены между несколькими федеральными органами государственной власти (например, постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 N 223 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова").

Справочно:

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Федеральный закон N 7-ФЗ и Федеральный закон N 174-ФЗ, предусматривающие возможность осуществления в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений не одним органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.