Решение Суда ЕврАзЭС от 21.10.2013 <Об оставлении без изменения Решения Суда Евразийского экономического сообщества от 24.06.2013, которым Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе" было признано соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства>

СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2013 года

Апелляционная палата Суда Евразийского экономического сообщества в составе председательствующего судьи-докладчика Соколовской А.М., судей Баишева Ж.Н., Чайки К.Л., при секретаре судебного заседания Долженко Л.Ч., с участием представителей публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" Савченко Н.Н. и Евразийской экономической комиссии Дьяченко А.И., Наумова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" на решение Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 24 июня 2013 года по делу по заявлению публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" к Евразийской экономической комиссии о признании не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе",

установила:

Решением Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 24 июня 2013 года (далее - Решение Коллегии Суда) публичному акционерному обществу "Новокраматорский машиностроительный завод" (далее - ПАО "НКМЗ") отказано в удовлетворении заявления о признании не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза (далее - ТС) и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе" (далее - Решение N 904).

В жалобе ПАО "НКМЗ" просит отменить Решение Коллегии Суда, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов заявителя, предоставленных международными договорами, заключенными в рамках ТС и ЕЭП, в связи с их неправильным применением, и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В жалобе ПАО "НКМЗ" оспаривает выводы Коллегии Суда о том, что международные договоры, заключенные в рамках ТС, являются специальными по отношению к соглашениям, заключенным в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО), и применению подлежит Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года (далее - Соглашение переходного периода). Заявитель полагает, что данные выводы ошибочны, не соответствуют Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция), статье VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, Соглашению по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, международным договорам, заключенным в рамках ВТО и ТС, в том числе Договору о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года (далее - Договор о функционировании ТС).

В Решении Коллегии Суда, по мнению заявителя, не приведены доказательства, с достоверностью подтверждающие факт демпингового импорта, причинение материального ущерба и наличие причинно-следственной связи между ними.

В жалобе также содержатся доводы о несоблюдении процессуальных прав ПАО "НКМЗ", вытекающих из требований Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года (далее - Статут от 5 июля 2010 года) и Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, утвержденного решением Суда Евразийского экономического сообщества от 22 мая 2012 года N 12 (далее - Регламент).

Заявитель просит вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований и установить:

соответствие положений Соглашения переходного периода международным договорам, заключенным в рамках ТС и ВТО;

согласованность механизма распространения антидемпинговых мер на стальные кованые валки для прокатных станов (далее - прокатные валки), происходящие из Украины, на территорию ТС с членами ВТО;

реализацию членами ВТО норм Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года (далее - базовое Соглашение) и Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года к процедуре распространения антидемпинговых мер на прокатные валки, происходящие из Украины, на территорию ТС;

аналогичность прокатных валков, производимых заявителем и отраслью экономики государств - членов ТС;

доказанность наличия ущерба у производителей ТС, вызванного импортом прокатных валков происхождением из Украины на территорию ТС;

воздействие, оказываемое применением антидемпинговой меры на права и законные интересы потребителей государств - членов ТС;

допустимость присвоения документу, регламентирующему порядок взаимодействия подразделений Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), ограничительного грифа "Для служебного пользования";

юридические последствия допущенных Коллегией Суда процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав и законных интересов заявителя.

В возражениях ЕЭК просит жалобу ПАО "НКМЗ" оставить без удовлетворения, а Решение Коллегии Суда - без изменения. Считает, что Решение Коллегии Суда не нарушает права и законные интересы ПАО "НКМЗ", предоставленные международными договорами, заключенными в рамках ТС и ЕЭП, вынесено при всестороннем и полном исследовании доказательств, с установлением фактических обстоятельств дела и при правильном применении международных договоров, заключенных в рамках ТС.

Решением Коллегии Суда установлено, что 28 мая 2009 года в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) поступило заявление открытого акционерного общества "Уралмашзавод" (далее - ОАО "Уралмашзавод") о возбуждении антидемпингового расследования в отношении украинских производителей стальных кованых валков для горячей и холодной прокатки. Основанием заявления послужило наличие демпингового импорта прокатных валков, ввозимых на территорию Российской Федерации из Украины. По мнению ОАО "Уралмашзавод", ввезенный товар аналогичен производимому данным предприятием. Отрасли российской экономики в связи с таким импортом причинен материальный ущерб.

Минпромторг России в уведомлении о начале проведения антидемпингового расследования, опубликованном 22 июля 2009 года в "Российской газете" N 133(4957), указал, что на долю ОАО "Уралмашзавод" и поддержавшего заявление о возбуждении расследования открытого акционерного общества "Машиностроительный концерн "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" (далее - ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ") за период с 2006 по 2008 год приходилось в среднем 83,8% производства прокатных валков от общего объема выпуска данного товара в Российской Федерации.

О заинтересованности в антидемпинговом расследовании заявили и зарегистрированы в качестве участников расследования уполномоченный орган Украины, российские и украинские производители, российские экспортеры прокатных валков.

В ходе антидемпингового расследования проведены консультации и публичные слушания, в которых приняли участие представители участников расследования и потребителей данного товара. Предметом обсуждения публичных слушаний наряду с другими были вопросы о товаре, являющемся объектом расследования, об аналогичном товаре, производимом в Российской Федерации, материальном ущербе, причиненном отрасли российской экономики.

Приказом Минпромторга России от 29 июня 2010 года N 546 срок проведения антидемпингового расследования в отношении прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации, продлен до 22 ноября 2010 года.

По результатам проведения антидемпингового расследования Минпромторгом России внесены в Правительство Российской Федерации доклад "О результатах антидемпингового расследования в отношении импорта стальных кованых прокатных валков, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - доклад о результатах расследования) и проект Постановления Правительства по этому вопросу.

В докладе о результатах расследования содержатся сведения, что при расчете демпинговой маржи во внимание приняты показатели стоимости на внутреннем рынке Украины и экспортных цен при поставках прокатных валков в Российскую Федерацию. Результаты расследования показали, что демпинговая маржа при продаже прокатных валков горячей прокатки составила 27,4%, при продаже прокатных валков холодной прокатки - 23,1%, а средневзвешенная демпинговая маржа - 26,0%.

В подтверждение факта причинения материального ущерба отрасли российской экономики Минпромторг России ссылается на сокращение объема реализации прокатных валков российского производства в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 37,7%, в 2007 году к 2006 году - на 22,7%, в 2008 году к 2007 году - на 19,4%, а в период антидемпингового расследования на 35,7% по сравнению с 2008 годом.

В ходе рассмотрения дела Коллегией Суда выяснялся вопрос о сокращении в ОАО "Уралмашзавод" и ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" объема производства прокатных валков, увеличении товарных запасов, сокращении степени загрузки производственных мощностей, увеличении средневзвешенной себестоимости производства тонны товара, росте средневзвешенной цены на российский товар на внутреннем рынке, сокращении прибыли от реализации товара на внутреннем рынке.

При установлении причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом Коллегия Суда приняла во внимание приведенные в докладе о результатах расследования следующие факторы: негативное влияние демпинговых поставок прокатных валков из Украины на российских производителей и их вытеснение с внутреннего рынка; воздействие демпингового импорта на цены аналогичного товара на российском рынке, а также другие обстоятельства, которые одновременно с демпинговым импортом могли оказать влияние на состояние отрасли российской экономики (в частности, влияние импорта из других стран, переориентация спроса на российском рынке, влияние финансово-экономического кризиса).

По вопросу аналогичности прокатных валков, выпускаемых российскими и украинскими производителями, в докладе о результатах расследования проведен сравнительный анализ по наиболее значимым потребительским свойствам однотипных прокатных валков, происходящих из Украины, и прокатных валков российского производства по качеству и эксплуатационной стойкости. Результаты сравнительного исследования основных технических параметров, качественных и потребительских характеристик прокатных валков позволили органу, проводящему расследование, сделать вывод об их аналогичности в соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Наличие указанных обстоятельств явилось основанием для принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов". Антидемпинговая пошлина на стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины и ввозимые на территорию Российской Федерации, была установлена сроком на три года в размере 26% таможенной стоимости.

В период проведения антидемпингового расследования 1 июля 2010 года вступило в силу базовое Соглашение, урегулировавшее отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории ТС.

В связи с подписанием 19 ноября 2010 года Соглашения переходного периода и началом его временного применения Минпромторг России осуществил пересмотр действующей в Российской Федерации антидемпинговой меры в отношении прокатных валков, происходящих из Украины, по результатам которого предложил Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) распространить на единую таможенную территорию ТС применяемую в Российской Федерации антидемпинговую пошлину.

При пересмотре антидемпинговой меры нашли подтверждение факты наличия демпингового импорта, причинение материального ущерба в результате такого импорта не только отрасли экономики Российской Федерации, но и аналогичной отрасли Республики Казахстан, а также причинно-следственной связи между ними. Установлено, что доля российских производителей прокатных валков в общем объеме производства государств - членов ТС в среднем за период с 2007 по 2009 год составляет 83%.

Решением N 904 установлена антидемпинговая пошлина в размере 26% от таможенной стоимости в отношении ввозимых на единую таможенную территорию ТС стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины и классифицируемых кодами 8455 30 310 0 и 8455 30 390 0 ТН ВЭД ТС, сроком по 26 июня 2014 года.

Апелляционная палата Суда, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе ПАО "НКМЗ" и возражениях ЕЭК, заслушав заключение советника судьи Задирана С.В., представителей сторон, проверив правильность применения Коллегией Суда общепризнанных норм и принципов международного права, норм международных договоров, заключенных в рамках ТС и ЕЭП, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

При рассмотрении настоящей жалобы Апелляционная палата Суда руководствуется Статутом от 5 июля 2010 года, Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года (далее - Договор от 9 декабря 2010 года), Регламентом, а также общепризнанными принципами организации и деятельности международных судебных органов.

В силу пункта 3 статьи 14 Статута от 5 июля 2010 года, подпункта 1) пункта 1 статьи 2 Договора от 9 декабря 2010 года Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) рассматривает дела в рамках ТС по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов КТС или их отдельных положений, в том числе которыми установлены антидемпинговые меры.

При несогласии с Решением Коллегии Суда сторона вправе обжаловать не вступившее в силу решение в Апелляционную палату Суда.

Международными договорами в рамках ТС, регулирующими вопросы применения антидемпинговых мер, являются базовое Соглашение и Соглашение переходного периода.

Правовое регулирование антидемпинговых отношений в рамках ТС с учетом соглашений, заключенных в рамках ВТО, предусмотрено Договором о функционировании ТС.

В той степени, в которой это допустимо Соглашением переходного периода, применяются положения национального законодательства государств - членов ТС.