Идентификация клиентов

14. В целях Федерального закона N 115-ФЗ идентификацией считается совокупность мероприятий по установлению определенных этим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

Бенефициарным владельцем является физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

15. Обслуживающее лицо обязано до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, установив следующие сведения:

в отношении физического лица - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

16. Идентификация клиента также включает следующие мероприятия:

определение принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ <1>, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

--------------------------------

<1> См. пункт 3 настоящего письма.

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - степень (уровень) риска);

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

17. При идентификации клиентов целесообразно предусматривать использование анкетирования, т.е. составление документа, содержащего сведения о клиенте обслуживающего лица и деятельности клиента, а также сведения о выгодоприобретателе.

17.1. Анкету клиента следует оформлять в случаях, если:

фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у обслуживающего лица сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе полностью совпадают с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности <1>;

--------------------------------

<1> Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27.

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции у обслуживающего лица возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ <1>;

--------------------------------

<1> См. п. 27 настоящего письма.

обслуживающее лицо оценивает степень риска как повышенную.

17.2. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа. Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника обслуживающего лица, ответственного за работу с клиентом. Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

18. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Согласно Глоссарию к рекомендациям ФАТФ иностранные публичные должностные лица - это лица, которым доверены или были доверены значительные публичные функции другой страной, например, главы государств или правительств, видные политики, старшие правительственные, судебные или военные сотрудники, старшие руководители государственных корпораций, видные деятели политических партий.

19. В рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок обслуживающее лицо оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

19.1. Обслуживающее лицо оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, самостоятельно включенных обслуживающим лицом в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций ФАТФ.

19.2. Обслуживающее лицо оценивает степень (уровень) риска при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных обслуживающим лицом в правилах внутреннего контроля.

19.3. Для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением обслуживающее лицо осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

19.4. Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, обслуживающее лицо уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

19.5. Результаты оценки степени (уровня) риска не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

20. Обслуживающее лицо должно обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим "разовые операции", а также если у него возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

21. Пересмотр степени (уровня) риска и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные обслуживающим лицом в правилах внутреннего контроля.

22. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 требования к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска, установлены Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. N 59.