См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Легкая промышленность

Индекс производства продукции текстильного и швейного производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 98%, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви - 89,9 процента.

В связи с вступлением России в ВТО и принятыми обязательствами развитие легкой промышленности в 2012 году происходило на фоне влияния факторов неопределенности и риска по реализации стратегических направлений развития отрасли.

Кроме того, в условиях функционирования Таможенного союза недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности реализовалась возможность по перераспределению товарных потоков между странами Таможенного союза, что привело к нарушению справедливых конкурентных условий для работы отечественных предприятий легкой промышленности.

Текстильное производство в 2012 году сохранило устойчивое положение (102,9%) благодаря восстановлению темпов производства хлопчатобумажных тканей (112,2%), обусловленному закономерным падением цен на хлопковолокно (64,3% к уровню 2011 года), росту объемов тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей, (113,7%) в основном специального назначения, представляющих сильную конкуренцию импортным аналогам.

Швейное и обувное производство сократилось до 94% и 89% соответственно. Темпы роста аналогичных импортных товаров также имели отрицательную динамику (по одежде 89,9%, обуви кожаной - 89,2% по физическому объему), что свидетельствует о наличии внешних причин, повлиявших на состояние рынка, в частности, достижение предельных размеров потребительского спроса.

Одной из причин сокращения производства стало вытеснение "транзитными" китайскими товарами, поступающими на российский рынок с территории Республики Казахстан в значительных объемах и по заниженным ценам.

Сложившаяся ситуация оказала негативное влияние на темпы экспорта товаров легкой промышленности в 2012 году (71,7% по физическому объему при уровне цены - 110,2%), так как экспортная составляющая производства зависит от реализации товаров на внутреннем рынке. Кроме того, данный фактор свидетельствует о низкой конкурентоспособности российской экспортной продукции.

Темпы импорта товаров легкой промышленности в 2012 году (100,8% по физическому объему) также свидетельствуют о насыщении рынка.

За январь - июль 2013 г. производство тканей (хлопчатобумажных, шерстяных, льняных) имело отрицательную динамику (96,6%, 90,8% и 86,4% соответственно), что свидетельствует о крайне тяжелой ситуации в данном секторе текстильной промышленности.

Реализация инвестиционных проектов затруднительна из-за сложного финансового состояния текстильных предприятий. В этой связи требуется адресная поддержка со стороны государства, иначе деградация текстильной промышленности будет продолжаться.

Тем не менее в текстильном производстве определились направления, перспективные для развития текстильной промышленности: это производство тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей (162,1% за январь - июль 2013 г.), нетканых материалов (111,8%), востребованных смежными отраслями.

Для сохранения "оплота" текстильного производства - производства тканей, необходимо внедрение в производство инновационной составляющей, которая позволит расширить спектр спроса, а значит придаст устойчивость бизнесу.

Производство одежды, несмотря на отрицательную динамику за первое полугодие 2013 г. (98,1%), восстановится к концу года, о чем свидетельствует увеличение темпов производства одежды в начале второго полугодия 2013 г. (101,5% за январь - июль 2013 г., 122,7% за июль 2013 г. к июлю 2012 г.). Практически единственное ограничение для успешного развития данного бизнеса - неравноправная конкуренция на рынке.

В аналогичном положении находится производство обуви (98,8% за первое полугодие 2013 г., 101,7% за январь - июль 2013 г. за счет резкого роста объемов производства в июле 2013 г. к июлю 2012 г. (121,4%). Проблемы, ограничивающие рост темпов производства, являются не столько внутренними, связанными с ведением бизнеса, сколько внешними, выраженными в ограничении сбыта продукции из-за недобросовестной конкуренции на рынке.

Использование среднегодовой мощности в 2012 году составило по тканям: хлопчатобумажным - 59,1%, шерстяным - 26,4%, льняным - 19,4%; материалам нетканым - 79,5%, трикотажным изделиям - 59,4%, обуви - 58 процентов.

Сверхнизкие показатели загрузки мощностей по производству шерстяных и льняных тканей свидетельствуют о том, что реально общие производственные мощности сохранены только на 30 - 40% предприятий. Кроме того, данный фактор говорит о несоответствии производимой продукции потребностям рынка: востребована продукция нового поколения, для производства которой необходимо как качественное сырье (лен длинноволокнистый, шерсть тонкорунная), так и химические волокна и нити, используемые в качестве компонентов в смеси с основным сырьем. Необходима современная отделка тканей, которая в России не развита. В ближайшей перспективе ситуация не улучшится.

Рентабельность текстильного производства за 2012 год составила 2,2%, за январь - март 2013 г. - 5,6% (благодаря высокой рентабельности производства хлопчатобумажных тканей), производства одежды из текстильных материалов - 15,2% и 8,6% соответственно, обуви - 16,8% и (-2%). Низкий уровень рентабельности текстильного производства ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов. Отрицательная рентабельность производства обуви за январь - март 2013 г. (впервые за прошедшие годы) свидетельствует о наличии в отрасли серьезных проблем, решение которых, возможно, связано с крайней необходимостью отстаивать нишу отечественной обуви на рынке, в том числе за счет продажи обуви на пределе рентабельности и даже ниже ее (при условии, что цена импортной кожаной обуви за январь - июнь 2013 г. к соответствующему периоду 2012 года практически не выросла (101,0%).

На рынке товаров легкой промышленности продолжает преобладать официальный импорт (46,5% в 2012 году, 46,2% в 2011 году), отечественное производство уступило свои позиции (25,3% по сравнению с 28,2% в 2011 году) в пользу неучтенного производства, включающего теневое производство, контрабанду и контрафакт (28,2% по сравнению с 25,6% в 2011 году). В 2013 году, по оценке, акцент сместится в сторону неучтенной продукции (30,3%).

В настоящее время государственная поддержка легкой промышленности осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление:

сезонных закупок сырья и материалов (в 2012 году выделено 340 млн. рублей, освоено 390 млн. рублей за счет перераспределения средств, на 2013 год выделено 640 млн. рублей, за первое полугодие 2013 г. освоено 214,8 млн. рублей);

технического перевооружения (в 2012 году освоено 82 млн. рублей из предусмотренных 125 млн. рублей, на 2013 год выделено 155,0 млн. рублей, за первое полугодие 2013 г. освоено 45,6 млн. рублей).

Низкий уровень освоения субсидий на техническое перевооружение свидетельствует об инвестиционной непривлекательности легкой промышленности в целом и отсутствии мотивации в модернизации отрасли.

Кроме того, в рамках выполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 марта 2013 г. N Пр-647 приняты следующие меры:

утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", предусматривающая финансирование мероприятий по поддержке инновационного развития предприятий легкой и текстильной промышленности в части, касающейся реализации НИОКР;

принят Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым установлены правовые нормы по безусловному уничтожению изъятой по разным основаниям из оборота продукции легкой промышленности;

в стадии разработки находятся типовые контракты на закупку форменной одежды, а также тканей и полуфабрикатов для ее изготовления, предусматривающие возможность проведения торгов государственными заказчиками с заключением контрактов сроком на три года;

предусмотрены дополнительно 70 млн. рублей в федеральном бюджете на 2013 год в виде субсидий предприятиям легкой промышленности на возмещение части затрат по кредитам, полученным в 2006 - 2015 годах на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению;

создан инновационный центр текстильной и легкой промышленности на базе открытого акционерного общества "Центральный научно-исследовательский текстильный институт" (ОАО "ЦНИТИ") (распоряжение Росимущества от 13 мая 2013 г. N 370-р);

приняты нормативные правовые акты в сфере образования на региональном, муниципальном уровнях, устанавливающие требования к одежде обучающихся общеобразовательных учреждений.