См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

2. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР)

2. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР) <1>:

- целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;

3,6

-

2,7

-

2,0

- рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг

38

-

32

-

22

--------------------------------

<1> Наряду с опросной оперативной оценкой состояния конкурентной среды (показатель 1) проводится периодическая оценка эффективности на основе международных данных ОЭСР, которые собираются 1 раз в 5 лет (в годы отчета ОЭСР: в 2009 г. - по данным за 2008 г., в 2014 г. - за 2013 г., в 2019 г. - за 2018 г.). Расчет осуществляется на основе составляющих индекса PMR (productmarketregulation, данные ОЭСР). Учитывает три ключевых фактора - участие государственного сектора в экономике, регулирование рынков (ценовое и неценовое регулирование ключевых отраслей), барьеры для конкуренции (наличие картелей, вертикально и горизонтально интегрированных компаний в отрасли, административные барьеры).

Среди основных результатов реализации мероприятий дорожной карты необходимо отметить:

1. Определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции.

За органами исполнительной власти закреплены функции по развитию конкуренции, а также установлены соответствующие ключевые показатели эффективности (КПЭ) как для ФОИВов, так и для РОИВов.

2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в регионах.

Разработан и внедрен стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, система мониторинга и оценки внедрения стандарта, а также разработан механизм стимулирования субъектов Российской Федерации к его эффективной реализации.

3. Упрощение деятельности бизнеса в рамках антимонопольного регулирования.

3.1. Устранение избыточного антимонопольного контроля и снижение административной нагрузки на бизнес:

упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации;

исключение предварительного согласования ряда сделок;

устранение возможности двойного наказания (штрафа и взыскания незаконно полученного дохода);

смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений;

расширение применения института предостережения и предупреждения к незначительным нарушениям с целью оперативного устранения нарушений до возбуждения дела;

введение нормы, по которой уголовное дело по статье 178 УК возбуждается только по материалам, представленным ФАС России;

исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, и другие.

3.2. "Guide lines" в применении антимонопольного законодательства.

Развитие механизма разъяснений позволят бизнесу самостоятельно оценивать риски нарушения антимонопольного законодательства на основе единой с ФАС России трактовки и понимания антимонопольных запретов и практики правоприменения антимонопольного законодательства.

Дорожной картой предусмотрено определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства (АМЗ) и лучших практик добросовестной конкуренции по наиболее значимым для бизнеса направлениям:

доказывание недопустимых соглашений, картелей и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах;

допустимые способы ведения бизнеса доминирующими субъектами;

определение монопольно высокой и низкой цены;

применение АМЗ к торгам частных компаний;

доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением АМЗ;

соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах;

вертикальные соглашения, в том числе дилерские соглашения.

3.3. Совершенствование деятельности ФАС России:

повышение транспарентности работы - создание единого раздела на сайте с исчерпывающим перечнем и копиями решений и актов ФАС России;

внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России;

пилотные проекты по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях АМЗ;

утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в России, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций;

введение в ключевые показатели эффективности (КПЭ) должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные судами;

разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России.

4. Снижение доли государственного сектора в экономике.

Реализация дорожной карты приведет к выводу с конкурентных рынков ФГУПов, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий.

В целях предотвращения необоснованного увеличения доли государственного сектора в конкурентных секторах будет введено обязательное согласование с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых ими юридических лицах (кроме непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента и Правительства Российской Федерации).

5. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий.

Будут определены направления развития конкуренции в инфраструктурных отраслях: в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в сферах почтовой связи, электросвязи, теплоснабжения, трубопроводного транспорта услуг портов и аэропортов, на рынках нефтепродуктов и газа.

Реализация дорожной карты в сфере естественных монополий также приведет к:

уточнению оснований для принятия решения о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов, а также определению методов тарифного регулирования в части обязательства проведения анализа товарного рынка;

исключению обязательности привлечения регулирующим органом экспертных организаций (получения экспертных заключений) для принятия индивидуальных тарифных решений;

внедрению ценового и неценового стимулирующего регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей;

принятию правил недискриминационного доступа в сферах услуг портов, транспортных терминалов, почтовой связи и электросвязи;

формированию единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации органами регулирования и субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий.

6. Развитие конкуренции при осуществлении закупок:

формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок;

создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок.

7. Повышение уровня защиты прав потребителей:

разработка и внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков);

создание механизма распределения взысканных с нарушителей АМЗ сумм убытков в пользу пострадавших лиц;

законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и ответственности за их соблюдение.

Развитие официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru

Важным институциональным изменением, которое оказывает непосредственное влияние на развитие конкуренции, является определение единого официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт, Интернет-портал, сайт торгов).

Интернет-портал www.torgi.gov.ru предназначен для размещения информации о торгах в отношении государственного и муниципального имущества и ограниченных ресурсов. Официальный сайт заменил многочисленные региональные и муниципальные источники информации о таких торгах в сети Интернет, а также печатные СМИ. Создание Интернет-портала позволяет в значительной степени снизить необоснованные административные барьеры для желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, делает процедуры торгов более прозрачными, упрощает возможность сбора статистической информации по торгам.

За время функционирования на официальном сайте размещено извещений о проведении торгов в отношении государственных и муниципальных объектов и прав по более чем 410 тыс. лотов.

Следует отметить постоянно растущий интерес к сайту торгов. Планируется, что к 2020 году посещаемость сайта возрастет более чем в 15 раз по сравнению с 2011 годом, что окажет положительный эффект на конкуренцию на торгах.

В целях развития официального сайта торгов ведется активная работа по популяризации Интернет-портала и расширению видов торгов, информация о проведении которых должна публиковаться на сайте. Так, ожидается, что уже в конце 2014 года на сайте торгов может появиться информация о проведении торгов на право заключения договоров о размещении рекламных конструкций.