См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Динамика производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, %

Динамика производства основных видов продукции

агропромышленного комплекса, %

Наименование

2012 год отчет

2013 год оценка

2014 год

2015 год

2016 год

2016 год к 2012 году

прогноз

Индекс производства сельского хозяйства

95,3

107,0

102,0

103,0

102,6

115,3

Зерно (в весе после доработки)

75,3

126,9

103,3

104,3

105,2

143,8

Сахарная свекла

94,6

80,4

100,0

103,8

102,1

85,2

Подсолнечник

82,4

112,2

87,6

104,3

102,5

105,1

Картофель

90,4

101,7

100,5

100,7

101,0

104,0

Овощи

99,5

100,8

101,0

101,3

101,3

104,6

Скот и птица (в живом весе)

106,0

105,4

104,3

103,6

102,7

117,0

Молоко

100,6

96,8

100,3

100,6

100,9

98,6

Яйца

102,2

99,4

100,5

100,7

100,7

101,4

Индекс производства пищевой продукции, включая напитки, и табака

105,1

101,1

103,0

102,7

102,7

109,8

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии

103,0

86,2

95,2

105,2

104,9

90,6

Масла растительные нерафинированные

139,4

91,7

103,9

95,8

102,4

93,5

Мясо и субпродукты - всего

113,4

110,0

107,4

106,2

105,0

131,9

Сыры и продукты сырные

105,7

95,0

100,3

100,6

100,9

96,7

Индекс физического объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья

94,6

101

101,5

102,2

102,8

107,8

Новый режим функционирования экономики, переход к единым правилам торгово-экономических отношений в условиях Единого экономического пространства и присоединения России к ВТО определили объективную необходимость пересмотра ряда положений господдержки и разработки комплекса мероприятий, частично демпфирующих негативные последствия развития в будущем рынков агропродовольственной продукции, особенно ряда уязвимых товарных групп (молочная продукция, свинина, колбасные изделия, рис). Были приняты защитные меры поддержки в форме обнуления ставки налога на прибыль организаций для сельхозтоваропроизводителей, установления льготной ставки в размере 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 г., реализации нового механизма поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозтоваропроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15 процентов.

В целях классификации мер поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами ВТО разрабатывается порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции для освобождения от обязательств по сокращению поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в таких регионах в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству.

Одобрена Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного Союза и Единого экономического пространства, в рамках которой предполагается решение задач сбалансированного развития производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок, унификации требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Проводится работа по разработке перечня видов агропродовольственной продукции, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения такой продукции не являются страны Единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия ее аналогов, производимых на территории Единого экономического пространства.

В новой Госпрограмме изменение мер государственной поддержки сельского хозяйства выразилось, в частности, в снижении уровня кредитной поддержки производителей при одновременном введении новых видов субсидий за счет бюджетных средств: на литр товарного молока в животноводстве и на 1 га в растениеводстве.

Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства с учетом дополнительного вливания в размере 42 млрд. рублей, в 2013 году составил 178,2 млрд. рублей (в 2012 г. - 137,6 млрд. рублей). В условиях жестких бюджетных ограничений объем финансовых средств за счет федерального бюджета ожидается в 2014 году на уровне 144,9 млрд. рублей (с учетом нераспределенного резерва в размере 14,3 млрд. рублей), 2015 г. - 142,9 млрд. рублей, 2016 г. - 142,1 млрд. рублей. Предположительно, доля консолидированной господдержки в валовом объеме производства корпоративного сектора опустится с 13% в 2013 году до 9% в среднесрочный период.

Низкая обеспеченность аграрного бюджета в среднесрочной перспективе формирует негативные тенденции развития сельского хозяйства в долгосрочной перспективе. В растениеводстве снижение уровня погектарной субсидии с 339 рублей/га в 2013 году из федерального бюджета до 206 рублей/га в 2014 году, 215 рублей/га в 2015 - 2016 гг. при низком уровне субсидирования краткосрочных кредитов на проведение сезонно-полевых работ в конечном итоге отразится на показателях внесения минеральных и биоудобрений, средств химической защиты растений, проведении комплекса мероприятий химической мелиорации. Для выхода на параметры устойчивой динамики роста растениеводства при обеспечении гарантированного уровня урожайности необходимо внесение минеральных удобрений, по оценке, как минимум, 5 млн. тонн д.в. против 2,6 млн. тонн д.в. в 2012 году. Отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых ресурсов на приобретение сбалансированного объема удобрений, проведение известкования, фосфоритования, гипсования земель впоследствии может усугубить процесс деградации и истощения почв.

Недостаточный уровень кредитной поддержки, прежде всего в животноводстве, ослабляет инвестиционную привлекательность сектора, создает предпосылки для перевода объектов в категорию "долгостроев", тормозит выход предприятий на проектную мощность. При прогнозируемом росте емкости продовольственного рынка запускается обратный механизм восстановления импортных поставок, ухудшающий показатели продовольственной безопасности страны.

С учетом принятых обязательств России перед ВТО в отношении снижения таможенной защиты, недостаточного уровня финансового обеспечения ряда чувствительных отраслей (свиноводство, молочное животноводство, льноводство, рисоводство и др.), общего макроэкономического фона существуют риски снижения капитализации сельского хозяйства, удлинения сроков окупаемости проектов, формирования инвестиционной пассивности, которая в свою очередь определяется существующей долговой нагрузкой на сельхозтоваропроизводителей, отсутствием "длинных дешевых" денег. Финансовые проблемы и нестабильная конъюнктура агропродовольственного рынка обнажили давно назревшие проблемы, связанные с невозвратностью кредитов, ухудшением качества долговых портфелей, генерированием фонда токсичных активов. По оценкам, в 2012 году уровень кредиторской задолженности составил 1,9 трлн. рублей, из которой 20% приходится на просроченную кредиторскую задолженность, а соотношение кредиторской задолженности к выручке - 130,7%. Однако необходимо понимать, что без привлечения кредитных ресурсов в экономику невозможно добиться высоких темпов развития бизнеса. Учитывая сложившиеся обстоятельства, в среднесрочной перспективе увеличение или снижение уровня инвестиционного потока будет зависеть от реализации точечных проектов, например, в мясном скотоводстве (АПХ "Мираторг"), проектов в тепличном овощеводстве, проектов по глубокой переработке зерна. Рост объемов инвестирования в сельское хозяйство в 2016 году к 2012 году, по оценке, не превысит 10 - 15 процентов.

На развитие агропромышленного комплекса существенное влияние также оказывают тенденции мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. По прогнозам ФАО, после относительно нестабильной ситуации и высоких цен в 2012 - 2013 годах хорошие прогнозы на урожай и вероятное увеличение мировых запасов могут обеспечить более стабильную ситуацию на мировых рынках и привести к ослаблению цен в новом сезоне в 2013 - 2014 годах.

Дополнительный импульс развитию агропромышленного комплекса может придать увеличение финансирования сектора, ввод производственных мощностей в установленные сроки, благоприятная внешняя конъюнктура и природные условия, устойчивый спрос на продовольствие. Совокупность вышеприведенных факторов может оказать повышательный эффект на объем производства сельскохозяйственной продукции за трехлетний период на 1,6 п.п., пищевой промышленности - на 0,7 процентных пункта.

В среднесрочной перспективе в структуре сельскохозяйственного производства объемы производства растениеводческой продукции балансируют с объемами животноводческой продукции. Искомый стратегический потенциал роста свойственен внутреннему рынку мяса, овощей и рыбы, а также рынку зерна и продуктов его переработки.

За счет внедрения в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия производство продукции растениеводства в 2016 году, по оценке, может вырасти на 22,6% по отношению к 2012 году. Снижение уровня чувствительности растениеводства от природно-климатических условий призвана обеспечить реализация мероприятий ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", которая стартует в 2014 году: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, защита земель от водной и ветровой эрозии, увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий и других мероприятий.

Основными внутренними драйверами, продуцирующими рост в сырьевом секторе агропромышленного комплекса, являются сельскохозяйственные культуры, обладающие высокой эластичностью предложения по цене.

В 2012 году производство зерна составило 70,9 млн. тонн, сократившись на 24,7% от уровня 2011 года, что вызвало рост цен на зерно (в 1,8 - 1,9 раза) во второй половине 2012 г. и I квартале 2013 г., а также снижение объемов российского экспорта зерна на 43%, до 15,6 млн. тонн.

В целях сдерживания цен с октября 2012 г. по июль 2013 г. на зерновом рынке осуществлялись товарные интервенции, в ходе которых реализовано 3,71 млн. тонн зерна на общую сумму 30,5 млрд. рублей. Данная мера позволила снизить уровень цен на основные виды зерновых культур на 20 - 22% (до 8,5 - 9 тыс. руб./т) от пиковых значений.

Сбор зерна урожая в 2013 году в весе после доработки оценивается в размере 90 млн. тонн, или на 27% выше уровня предыдущего года. Рост производства связан с повышением урожайности в связи с благоприятными агрометеорологическими условиями в основных зернопроизводящих регионах. При этом в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов отмечались локальные засухи, что привело к снижению производства зерновых культур в указанных субъектах Российской Федерации по сравнению с 2012 годом.

С учетом увеличения производства, а также конъюнктуры мирового рынка цены на зерно нового урожая могут понизиться до 6 - 6,5 тыс. рублей за 1 тонну во втором полугодии 2013 года. В этих условиях экспорт зерна в сезоне 2013/2014 года оценивается на уровне 19 - 20 млн. тонн.

В среднесрочной перспективе производство зерна за счет роста урожайности может увеличиться на 43,8% (до 102 млн. тонн), а экспорт составит порядка 29 млн. тонн. При этом в структуре экспорта прогнозируется рост доли таких видов зерновых, как кукуруза, рис, зернобобовые культуры с 8% в 2012 году до 13 - 15% к 2016 году. Дополнительный прирост урожая зерна в 2016 году до 105 млн. тонн с экспортным потенциалом в объеме 30 - 31 млн. тонн напрямую зависит от соблюдения в оптимальные сроки всего комплекса агротехнологических мероприятий, устойчивого спроса, хороших погодных условий.