Динамика производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, %
Динамика производства основных видов продукции
агропромышленного комплекса, %
Индекс производства пищевой продукции, включая напитки, и табака |
||||||
Индекс физического объема импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья |
Новый режим функционирования экономики, переход к единым правилам торгово-экономических отношений в условиях Единого экономического пространства и присоединения России к ВТО определили объективную необходимость пересмотра ряда положений господдержки и разработки комплекса мероприятий, частично демпфирующих негативные последствия развития в будущем рынков агропродовольственной продукции, особенно ряда уязвимых товарных групп (молочная продукция, свинина, колбасные изделия, рис). Были приняты защитные меры поддержки в форме обнуления ставки налога на прибыль организаций для сельхозтоваропроизводителей, установления льготной ставки в размере 10% по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 г., реализации нового механизма поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохозяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозтоваропроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15 процентов.
В целях классификации мер поддержки сельского хозяйства в соответствии с правилами ВТО разрабатывается порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции для освобождения от обязательств по сокращению поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в таких регионах в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству.
Одобрена Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного Союза и Единого экономического пространства, в рамках которой предполагается решение задач сбалансированного развития производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок, унификации требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Проводится работа по разработке перечня видов агропродовольственной продукции, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения такой продукции не являются страны Единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия ее аналогов, производимых на территории Единого экономического пространства.
В новой Госпрограмме изменение мер государственной поддержки сельского хозяйства выразилось, в частности, в снижении уровня кредитной поддержки производителей при одновременном введении новых видов субсидий за счет бюджетных средств: на литр товарного молока в животноводстве и на 1 га в растениеводстве.
Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства с учетом дополнительного вливания в размере 42 млрд. рублей, в 2013 году составил 178,2 млрд. рублей (в 2012 г. - 137,6 млрд. рублей). В условиях жестких бюджетных ограничений объем финансовых средств за счет федерального бюджета ожидается в 2014 году на уровне 144,9 млрд. рублей (с учетом нераспределенного резерва в размере 14,3 млрд. рублей), 2015 г. - 142,9 млрд. рублей, 2016 г. - 142,1 млрд. рублей. Предположительно, доля консолидированной господдержки в валовом объеме производства корпоративного сектора опустится с 13% в 2013 году до 9% в среднесрочный период.
Низкая обеспеченность аграрного бюджета в среднесрочной перспективе формирует негативные тенденции развития сельского хозяйства в долгосрочной перспективе. В растениеводстве снижение уровня погектарной субсидии с 339 рублей/га в 2013 году из федерального бюджета до 206 рублей/га в 2014 году, 215 рублей/га в 2015 - 2016 гг. при низком уровне субсидирования краткосрочных кредитов на проведение сезонно-полевых работ в конечном итоге отразится на показателях внесения минеральных и биоудобрений, средств химической защиты растений, проведении комплекса мероприятий химической мелиорации. Для выхода на параметры устойчивой динамики роста растениеводства при обеспечении гарантированного уровня урожайности необходимо внесение минеральных удобрений, по оценке, как минимум, 5 млн. тонн д.в. против 2,6 млн. тонн д.в. в 2012 году. Отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых ресурсов на приобретение сбалансированного объема удобрений, проведение известкования, фосфоритования, гипсования земель впоследствии может усугубить процесс деградации и истощения почв.
Недостаточный уровень кредитной поддержки, прежде всего в животноводстве, ослабляет инвестиционную привлекательность сектора, создает предпосылки для перевода объектов в категорию "долгостроев", тормозит выход предприятий на проектную мощность. При прогнозируемом росте емкости продовольственного рынка запускается обратный механизм восстановления импортных поставок, ухудшающий показатели продовольственной безопасности страны.
С учетом принятых обязательств России перед ВТО в отношении снижения таможенной защиты, недостаточного уровня финансового обеспечения ряда чувствительных отраслей (свиноводство, молочное животноводство, льноводство, рисоводство и др.), общего макроэкономического фона существуют риски снижения капитализации сельского хозяйства, удлинения сроков окупаемости проектов, формирования инвестиционной пассивности, которая в свою очередь определяется существующей долговой нагрузкой на сельхозтоваропроизводителей, отсутствием "длинных дешевых" денег. Финансовые проблемы и нестабильная конъюнктура агропродовольственного рынка обнажили давно назревшие проблемы, связанные с невозвратностью кредитов, ухудшением качества долговых портфелей, генерированием фонда токсичных активов. По оценкам, в 2012 году уровень кредиторской задолженности составил 1,9 трлн. рублей, из которой 20% приходится на просроченную кредиторскую задолженность, а соотношение кредиторской задолженности к выручке - 130,7%. Однако необходимо понимать, что без привлечения кредитных ресурсов в экономику невозможно добиться высоких темпов развития бизнеса. Учитывая сложившиеся обстоятельства, в среднесрочной перспективе увеличение или снижение уровня инвестиционного потока будет зависеть от реализации точечных проектов, например, в мясном скотоводстве (АПХ "Мираторг"), проектов в тепличном овощеводстве, проектов по глубокой переработке зерна. Рост объемов инвестирования в сельское хозяйство в 2016 году к 2012 году, по оценке, не превысит 10 - 15 процентов.
На развитие агропромышленного комплекса существенное влияние также оказывают тенденции мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. По прогнозам ФАО, после относительно нестабильной ситуации и высоких цен в 2012 - 2013 годах хорошие прогнозы на урожай и вероятное увеличение мировых запасов могут обеспечить более стабильную ситуацию на мировых рынках и привести к ослаблению цен в новом сезоне в 2013 - 2014 годах.
Дополнительный импульс развитию агропромышленного комплекса может придать увеличение финансирования сектора, ввод производственных мощностей в установленные сроки, благоприятная внешняя конъюнктура и природные условия, устойчивый спрос на продовольствие. Совокупность вышеприведенных факторов может оказать повышательный эффект на объем производства сельскохозяйственной продукции за трехлетний период на 1,6 п.п., пищевой промышленности - на 0,7 процентных пункта.
В среднесрочной перспективе в структуре сельскохозяйственного производства объемы производства растениеводческой продукции балансируют с объемами животноводческой продукции. Искомый стратегический потенциал роста свойственен внутреннему рынку мяса, овощей и рыбы, а также рынку зерна и продуктов его переработки.
За счет внедрения в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия производство продукции растениеводства в 2016 году, по оценке, может вырасти на 22,6% по отношению к 2012 году. Снижение уровня чувствительности растениеводства от природно-климатических условий призвана обеспечить реализация мероприятий ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", которая стартует в 2014 году: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, защита земель от водной и ветровой эрозии, увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий и других мероприятий.
Основными внутренними драйверами, продуцирующими рост в сырьевом секторе агропромышленного комплекса, являются сельскохозяйственные культуры, обладающие высокой эластичностью предложения по цене.
В 2012 году производство зерна составило 70,9 млн. тонн, сократившись на 24,7% от уровня 2011 года, что вызвало рост цен на зерно (в 1,8 - 1,9 раза) во второй половине 2012 г. и I квартале 2013 г., а также снижение объемов российского экспорта зерна на 43%, до 15,6 млн. тонн.
В целях сдерживания цен с октября 2012 г. по июль 2013 г. на зерновом рынке осуществлялись товарные интервенции, в ходе которых реализовано 3,71 млн. тонн зерна на общую сумму 30,5 млрд. рублей. Данная мера позволила снизить уровень цен на основные виды зерновых культур на 20 - 22% (до 8,5 - 9 тыс. руб./т) от пиковых значений.
Сбор зерна урожая в 2013 году в весе после доработки оценивается в размере 90 млн. тонн, или на 27% выше уровня предыдущего года. Рост производства связан с повышением урожайности в связи с благоприятными агрометеорологическими условиями в основных зернопроизводящих регионах. При этом в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов отмечались локальные засухи, что привело к снижению производства зерновых культур в указанных субъектах Российской Федерации по сравнению с 2012 годом.
С учетом увеличения производства, а также конъюнктуры мирового рынка цены на зерно нового урожая могут понизиться до 6 - 6,5 тыс. рублей за 1 тонну во втором полугодии 2013 года. В этих условиях экспорт зерна в сезоне 2013/2014 года оценивается на уровне 19 - 20 млн. тонн.
В среднесрочной перспективе производство зерна за счет роста урожайности может увеличиться на 43,8% (до 102 млн. тонн), а экспорт составит порядка 29 млн. тонн. При этом в структуре экспорта прогнозируется рост доли таких видов зерновых, как кукуруза, рис, зернобобовые культуры с 8% в 2012 году до 13 - 15% к 2016 году. Дополнительный прирост урожая зерна в 2016 году до 105 млн. тонн с экспортным потенциалом в объеме 30 - 31 млн. тонн напрямую зависит от соблюдения в оптимальные сроки всего комплекса агротехнологических мероприятий, устойчивого спроса, хороших погодных условий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей