См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Добыча угля

Добыча угля в 2012 году продолжила рост и составила 356,4 млн. тонн (105,9% к уровню 2011 года) - это наивысший показатель в России за постсоветский период.

Основными угледобывающими регионами являются Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны, на долю которых приходится около 70% от общей добычи угля. При этом использование производственных мощностей по добыче угля несколько увеличилось и составило 80,9% против 78,7% в 2011 году, рентабельность продаж уменьшилась до 14,1% против 27,8% в 2011 году.

Спрос внутреннего рынка на угольную продукцию в 2012 году уменьшился до 224,1 млн. тонн (96,6% к 2011 году). В условиях снижения экспортных контрактных цен экспорт угля увеличился до 130,4 млн. тонн (117,7%), а импорт, в основном из Казахстана, уменьшился до 26,8 млн. тонн угля (87,3%).

На финансирование мероприятий по реструктуризации угольной отрасли за счет средств федерального бюджета в 2012 году израсходовано 5,89 млрд. рублей.

Для формирования благоприятной экономической среды функционирования угольной промышленности в течение 2011 - 2012 гг. принят ряд федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и внутриведомственных актов, регламентирующих деятельность субъектов угольной промышленности и касающихся, в первую очередь, вопросов государственного управления промышленной безопасностью и военизированными горноспасательными частями, обязательного проведения дегазации на угольных шахтах, повышения мер административной ответственности за нарушения требований безопасности.

В 2013 году добыча угля с учетом итогов работы угольной отрасли в январе - июле текущего года оценивается в объеме 356 млн. тонн (практически на уровне 2012 года), в том числе объем угля для коксования составит 73 млн. тонн (100,3%) при сохранении тенденций роста спроса на них. Удельный вес угля Кузнецкого и Канско-Ачинского угольных бассейнов в общем объеме добычи угля будет возрастать ввиду наличия развитой ресурсной базы. Внутриреспубликанское потребление угля ожидается на уровне 225,3 млн. тонн (101,5%).

С учетом внешнеэкономической конъюнктуры, потребностей внутреннего рынка и транспортных возможностей экспорт угля в 2013 году оценивается в размере 136,5 млн. тонн (104,7% к уровню 2012 года).

В 2013 году темпы роста объемов инвестиций в обновление производства в ценах 2007 года оцениваются на уровне 98,9 процента.

Основными ограничениями развития отрасли являются:

высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у потребителя по отдельным направлениям достигает более 50%);

низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные переходы) и портов;

устойчивая тенденция стагнации внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (только в случае более чем двукратного повышения цен на газ возможно возобновить интерес инвесторов к развитию угольной промышленности);

отсутствие стимулов к повышению качества и глубины переработки угля, а также получения новых видов угольной продукции в условиях невостребованности у потребителей;

высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.

Для развития рынков сбыта этого вида топлива потребуется осуществлять переход на долгосрочные контракты поставок угля для предприятий электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства и металлургии, продолжить формирование биржевой торговли углем, расширить область использования угольной продукции: цементная промышленность, химическое производство, глубокая переработка.

Прогноз развития угольной промышленности до 2016 года разрабатывался с учетом реализации комплекса программных мер по стабилизации ситуации в угольной отрасли, предусмотренных в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Долгосрочная программа).

Мероприятия Долгосрочной программы включены в утвержденную Правительством Российской Федерации подпрограмму 5 "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" в составе государственной программы Российской Федерации (далее - Госпрограмма) "Энергоэффективность и развитие энергетики", основными мероприятиями которой являются:

модернизация действующих предприятий на основе инновационных технологий;

создание новых центров угледобычи;

выполнение проектов ликвидации организаций угольной промышленности;

обеспечение промышленной и экологической безопасности и охраны труда;

создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей;

развитие внутреннего рынка угольной продукции;

укрепление позиций России на мировом рынке угля.

На выполнение мероприятий подпрограммы 5 по завершению реструктуризации угольной отрасли на 2014 - 2016 годы предусмотрены средства государственной поддержки, которые будут способствовать решению социальных вопросов, связанных с дополнительным пенсионным обеспечением, предоставлением бесплатного пайкового угля, переселением из ветхого жилья и из районов Крайнего Севера и с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Решению задач, поставленных в Долгосрочной программе, будут также способствовать меры, реализуемые в следующих госпрограммах: "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - в части разведки запасов угля и создания механизма формирования ликвидационных фондов, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - в части создания и внедрения современного высокопроизводительного оборудования для подземных работ на труднодоступных участках, горных транспортных систем, а также супервысокопроизводительного экскаватора, "Развитие транспортной системы" - в части создания необходимой железнодорожной и портовой инфраструктуры, "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - в части создания и внедрения современного высокопроизводительного оборудования для подземных работ на труднодоступных участках, горных транспортных систем, а также супервысокопроизводительного экскаватора и современных средств индивидуальной защиты и систем жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт.

При этом необходимо отметить, что в проекте федерального бюджета на 2014 - 2016 годы финансирование подпрограммы 16 "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт" в составе государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" не предусмотрено, что ставит под угрозу срыва достижение целевых индикаторов указанной подпрограммы, направленных на обеспечение безопасности персонала, работающего в угольных шахтах.

Выполнение указанных мероприятий направлено на реализацию потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.