См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 1)

Динамика продаж отдельных продовольственных

и непродовольственных товаров

(вариант 1)

(прирост, % к предыдущему году)

2011 г.

2012 г.

2013 г. оценка

прогноз

2016 г. к 2012 г., %

отчет

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

3,4

3,6

2,3

2,1

2,4

2,6

9,8

в том числе:

Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса)

3,7

3,4

4,4

4,6

4,2

3,5

17,7

Рыба и морепродукты

8,0

2,9

5,3

3,5

3,6

3,2

16,6

Молочные продукты

3,6

5,7

6,0

5,5

5,6

5,7

24,9

Свежие овощи

13,7

24,4

2,5

2,7

2,8

3,1

11,5

Алкогольные напитки и пиво

4,2

1,5

-1,1

-1,1

0,4

0,7

-1,0

Непродовольственные товары

10,8

8,6

5,8

5,6

6,1

6,4

26,2

Верхняя одежда

3,7

4,5

2,7

2,6

2,8

1,7

10,2

Телевизоры

18,5

12,6

9,6

8,8

8,7

8,9

41,1

Компьютеры в полной комплектации

19,1

17,5

13,8

10,9

9,4

9,4

51,1

Мобильные телефоны

8,1

13,2

14,5

12,0

12,9

11,0

60,8

Легковые автомобили

27,2

13,3

9,5

8,3

8,6

8,1

39,3

В структуре продовольственных товаров будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания, увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, молочной продукции, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий и сахара.

По непродовольственным товарам продолжится структурный сдвиг в потреблении домашних хозяйств в сторону приобретения товаров более дорогих потребительских предпочтений. В первую очередь, персональных компьютеров, телевизоров, автомобилей легковых, мобильных телефонов. Среднегодовой прирост объемов продаж по этим товарным группам будет на 3 - 7 п.п. опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров в целом.

В прогнозный период сохранится тенденция некоторого снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.

С 1 января 2013 г. запрещено использование временных сооружений для организации рыночной торговли (за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков), в связи с этим во многих субъектах Российской Федерации наблюдается процесс реорганизации розничных рынков. В структуре оборота розничной торговли доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составит порядка 8 - 9 процентов.

В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие сферы торговли будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли и дальнейшее совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. Развитие крупных и средних предприятий торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. Последние демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, экономя за счет более масштабных закупок и расходов, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков. Доля сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли составит более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50% (по итогам 7 месяцев 2013 г. доля сетевой торговли составила 21,2%).

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года.

Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв. м. на 1000 чел. в 2011 году до 139 кв. м. на 1000 чел. в 2015 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 55% в 2015 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.

В среднесрочной перспективе позитивные тенденции, происходящие в отрасли, будут способствовать положительной динамике развития и оборота общественного питания. Характерным станет опережение динамики оборота общественного питания над динамикой оборота розничной торговли. Так, если среднегодовой прирост оборота общественного питания в 2013 - 2016 гг. прогнозируется на уровне 4,9%, то прирост оборота розничной торговли - 4,3 процента.

Домашние хозяйства значительно подняли планку своих расходов на питание вне дома. Так, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, если в 2000 г. на услуги гостиниц, кафе и ресторанов в среднем по России уходило 1,8% бюджета, то в 2012 г. - 3,3%. Такие изменения в структуре потребления говорят о том, что доходы российских потребителей дают им возможность активнее проводить время вне дома.

Между тем, расходы россиян на рестораны и гостиницы пока далеки от развитых стран. Так, если в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств (по результатам международных сопоставлений ВВП за 2008 г. последние данные) в России доля затрат на рестораны и гостиницы составляет 3,2%, то в Австрии - 10%, Испании - 15,4%, Греции - 12,9%, Великобритании - 8,2%, Японии - 6,6 процента.

Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.

Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.