Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 1)
Динамика продаж отдельных продовольственных
и непродовольственных товаров
(прирост, % к предыдущему году)
В структуре продовольственных товаров будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания, увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, молочной продукции, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий и сахара.
По непродовольственным товарам продолжится структурный сдвиг в потреблении домашних хозяйств в сторону приобретения товаров более дорогих потребительских предпочтений. В первую очередь, персональных компьютеров, телевизоров, автомобилей легковых, мобильных телефонов. Среднегодовой прирост объемов продаж по этим товарным группам будет на 3 - 7 п.п. опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров в целом.
В прогнозный период сохранится тенденция некоторого снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках.
С 1 января 2013 г. запрещено использование временных сооружений для организации рыночной торговли (за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков), в связи с этим во многих субъектах Российской Федерации наблюдается процесс реорганизации розничных рынков. В структуре оборота розничной торговли доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составит порядка 8 - 9 процентов.
В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие сферы торговли будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли и дальнейшее совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. Развитие крупных и средних предприятий торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. Последние демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, экономя за счет более масштабных закупок и расходов, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков. Доля сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли составит более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50% (по итогам 7 месяцев 2013 г. доля сетевой торговли составила 21,2%).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года.
Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв. м. на 1000 чел. в 2011 году до 139 кв. м. на 1000 чел. в 2015 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 55% в 2015 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.
В среднесрочной перспективе позитивные тенденции, происходящие в отрасли, будут способствовать положительной динамике развития и оборота общественного питания. Характерным станет опережение динамики оборота общественного питания над динамикой оборота розничной торговли. Так, если среднегодовой прирост оборота общественного питания в 2013 - 2016 гг. прогнозируется на уровне 4,9%, то прирост оборота розничной торговли - 4,3 процента.
Домашние хозяйства значительно подняли планку своих расходов на питание вне дома. Так, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, если в 2000 г. на услуги гостиниц, кафе и ресторанов в среднем по России уходило 1,8% бюджета, то в 2012 г. - 3,3%. Такие изменения в структуре потребления говорят о том, что доходы российских потребителей дают им возможность активнее проводить время вне дома.
Между тем, расходы россиян на рестораны и гостиницы пока далеки от развитых стран. Так, если в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств (по результатам международных сопоставлений ВВП за 2008 г. последние данные) в России доля затрат на рестораны и гостиницы составляет 3,2%, то в Австрии - 10%, Испании - 15,4%, Греции - 12,9%, Великобритании - 8,2%, Японии - 6,6 процента.
Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.
Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей