См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Факторы инновационного развития

Целевые ориентиры и основные направления научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период определены следующими стратегическими документами:

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. N Пр-83;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Основными инструментами реализации государственной политики в указанной сфере станут планы по реализации и детальные планы-графики по реализации государственных программ Российской Федерации "Развитие науки и технологий" и "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Государственная политика в сфере развития науки и технологий направлена на создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала, "принуждение к инновациям" компаний с государственным участием, а также на реформирование государственного сектора науки. Можно говорить о "принуждении бизнеса к инновациям", при этом сложившиеся тенденции частного финансирования и жесткие бюджетные ограничения на уровне государства не предполагают в среднесрочной перспективе увеличения уровня финансирования исследований и разработок по отношению к ВВП (более вероятно его сокращение).

Основной акцент со стороны государства будет сделан на содействие повышению эффективности исследований и разработок, стимулировании спроса на инновации со стороны реального сектора экономики, стимулировании регионального развития и развития новых отраслей, а также на совершенствовании механизма государственных и муниципальных закупок в инновационной сфере.

Стимулирование спроса на инновации со стороны реального сектора экономики будет осуществляться в том числе через реализацию крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки.

Точками роста станут пилотные инновационные территориальные кластеры, для реализации программ которых планируется использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обеспечит расширение спроса на инновационную продукцию через государственные и муниципальные закупки, в том числе при помощи использования критерия стоимости владения.