См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Снижение выручки и предполагаемое сокращение инвестиционной программы ОАО "РЖД" в 2014 - 2016 годах

Снижение выручки и предполагаемое сокращение инвестиционной

программы ОАО "РЖД" в 2014 - 2016 годах

(млрд. рублей)

2014 год

2015 год

2016 год

Снижение выручки

-64,4

-78

-92

в том числе за счет потребителей кроме населения (грузовые перевозки)

-64

-77,5

-91

Предполагаемое сокращение инвестиционной программы ОАО "РЖД" (минимум)

-51

-64

-74

Инвестиционная деятельность ОАО "РЖД" будет поддержана за счет государственных ресурсов:

во-первых, около 260 млрд. рублей, в том числе средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 150 млрд. рублей, выделяются на развитие Восточного полигона Транссиба и БАМа;

во-вторых, 36 млрд. бюджетных средств и 150 млрд. средств ФНБ планируется инвестировать в проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань;

в-третьих, приняты и реализованы решения по направлению пенсионных накоплений, находящихся под управлением ГУК Внешэкономбанк, на приобретение долгосрочных облигаций ОАО "РЖД" в размере 100 млрд. рублей.

Вместе с тем на общую транспортную нагрузку на пользователей услугами железнодорожного транспорта оказывает значительное влияние нерегулируемый сегмент, что потребует решений по сдерживанию роста цен в данном сегменте. В целях нивелирования возможных рисков роста вагонной составляющей в либерализованном секторе будут приняты следующие меры.

1. Разработка и внедрение эффективной технологии работы вагонного парка в условиях множественности собственников подвижного состава и отсутствия парка вагонов у ОАО "РЖД". При необходимости будут внесены изменения в законодательство, в частности в федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации".

2. Рекомендовать крупным грузоотправителям и операторам железнодорожного подвижного состава, в том числе находящимся под управлением ОАО "РЖД", заключать долгосрочные соглашения на оказание операторских услуг. В условиях профицита железнодорожного подвижного состава заключение долгосрочных соглашений гарантирует операторским компаниям прогнозируемость грузовой базы, а для грузоотправителей - прогнозируемую стоимость транспортных услуг на перспективу.

3. Продление в среднесрочный период мер по привлечению ОАО "РЖД" вагонов ОАО "ФГК". Привлечение парка ОАО "ФГК" в 2012 году позволило снизить стоимость услуг операторских компаний и установить ценовой ориентир по стоимости транспортных услуг. Это потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" в части продления сроков привлечения вагонов до 2014 года, а также условий их привлечения.

В 2014 году плата за пассажирские перевозки в регулируемом секторе будет проиндексирована на 4,2% с 1 января. В 2015 - 2016 годах повышение составит 3,3% и 3,4% соответственно. Сохранится порядок компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

В течение 2014 года должна быть сформирована модифицированная модель долгосрочного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.