См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Динамика физических объемов платных услуг населению

(% к предыдущему году)

2011 г.

2012 г.

2013 г. оценка

прогноз

2016 г. к 2012 г., %

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Платные услуги населению

3,2

3,5

2,2

2,5

3,1

3,4

11,7

Бытовые услуги

1,4

4,4

6,5

4,5

4,3

5,0

22,0

Транспортные услуги

3,5

4,4

-0,9

1,1

1,9

1,9

4,0

Услуги связи

7,3

6,0

3,5

3,6

3,8

3,8

15,5

Жилищные услуги

4,4

4,4

1,3

1,5

1,8

2,2

7,0

Коммунальные услуги

2,3

0,8

1,1

1,3

2,1

2,7

7,4

Услуги учреждений культуры

-1,3

0,5

0,7

0,8

1,0

1,8

4,4

Туристские услуги

3,6

0,8

8,2

9,5

9,1

9,5

41,6

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

3,3

3,7

1,2

1,5

0,7

0,8

4,2

Услуги физической культуры и спорта

5,0

3,3

8,0

7,9

6,1

8,1

33,7

Медицинские услуги

4,1

6,7

5,7

4,8

5,7

5,9

24,1

Санаторно-оздоровительные услуги

3,8

3,5

5,7

4,5

5,1

4,9

21,8

Ветеринарные услуги

0,1

8,3

2,1

2,5

2,8

2,3

10,0

Услуги правового характера

-12,5

-13,4

-0,2

1,2

1,8

1,5

4,4

Услуги системы образования

0,5

1,3

1,1

1,5

1,9

2,6

7,3

Наиболее высокие темпы роста в среднесрочной перспективе по-прежнему будут демонстрировать виды услуг, являющиеся лидерами по спросу населения на них. Прежде всего, это рынок туристских услуг (как въездной, так и выездной).

Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный виды туризма. У нашей страны огромный потенциал в туристической сфере. Но используется он не в полном объеме. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., Россия заняла лишь 59 место из 133 стран.

В целях развития сферы туризма Правительство Российской Федерации приняло постановление от 2 августа 2011 г. N 644 о Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 годы". В данном постановлении ставятся задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышению качества туристских услуг, продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Программа рассчитана на 7 лет. Федеральная целевая программа ставит целью увеличение числа прибывающих гостей в страну в 6 раз до 2018 года, а также в 1,5 раза увеличение числа внутренних поездок по стране. За январь - июнь 2013 г. число поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма составило 1049,5 тыс. или с ростом к первому полугодию 2012 г. на 5,6%, а число поездок российских граждан за рубеж выросло по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 31,7 процента.

Предполагается, что к 2016 году объем рынка туристских услуг увеличится по сравнению с 2012 годом на 41,6 процента.

Проведение политики либерализации, модернизации и реформирования социально-культурной сферы, развитие негосударственного сектора способствуют дальнейшему росту объема платных услуг в этой сфере. Доля услуг социально-культурной сферы занимает порядка 14% в общем объеме платных услуг населению.

В сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта из-за особой значимости их для жизнедеятельности человека формирование объемов этих услуг будет происходить достаточно высокими темпами.

00000023.png

Рынок услуг физической культуры и спорта эластичен к доходам населения. В среднесрочной перспективе на фоне роста реальных денежных доходов населения предполагается, что рынок услуг физической культуры и спорта в 2013 - 2016 гг. будет расти со среднегодовым приростом около 7,5 процента.

В прогнозный период основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере страны будет усиленное внимание государства к здоровью и развитию детей, воспитанию молодежи, к вопросам строительства спортивных сооружений, к значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических проблем.

Развитие и внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий, методик, медицинского оборудования и аппаратуры будет способствовать расширению спектра платных медицинских услуг.

В структуре отечественного рынка платных услуг населению доля медицинских услуг занимает около 5% объема рынка. С каждым годом число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, возрастает. Основной причиной данного явления следует отметить улучшение благосостояния основной массы населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей.

В среднесрочной перспективе общей тенденцией рынка платной медицины будет являться расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. Сегодня самыми прибыльными сегментами рынка платных медицинских услуг в России остаются стоматология и лабораторные анализы.

Предполагается, что к 2016 году рынок платных медицинских услуг увеличится по сравнению с 2012 годом на 24,1 процента.

В настоящее время многократно возрастает общественная значимость системы образования. Стремительные изменения в политическом, технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили в стратегический фактор прогресса общества его научно-технический, социокультурный и духовный потенциал, наращивание которого напрямую связано с уровнем развития социально-культурной сферы и, прежде всего, с состоянием системы образования и повышением образовательного и профессионального уровня всего населения.

На развитие рынка платных услуг оказывает влияние ряд факторов. Это и демографический спад, и введение ЕГЭ, и внедрение двухуровневой системы подготовки в высшем профессиональном образовании. Влияет на рынок платных образовательных услуг и увеличение объемов бюджетного финансирования указанной системы, что способствует росту студентов, обучающихся на бесплатной основе.

Все эти факторы будут оказывать влияние на объемы рынка платных услуг системы образования и в среднесрочной перспективе при положительной ее динамике. Прогнозируется, что за 2013 - 2016 гг. рынок платных услуг системы образования увеличится на 7,3 процента.

00000024.png

Рынок услуг учреждений культуры в последние годы сокращается. На сдерживание развития рынка услуг культуры оказывает влияние как недостаток денежных средств у населения, так и катастрофический разрыв между возможностями доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам в крупных культурных центрах и провинции. Сдерживающее влияние на развитие услуг культуры оказывает и широкое внедрение в жизнь интернет-технологий. Молодое поколение предпочитает походу в театр, кино или музей просмотр фильмов или виртуальное посещение музея дома, сидя у компьютера. В настоящее время Россия существенно отстает от зарубежных стран по числу посещений населением кинотеатров, музеев и других культурно-развлекательных организаций. Так, в России число посещений на одного жителя музеев в 2011 г. (последние данные) составило 0,6; в Австрии - 1,7; Германии - 1,2; Финляндии и Японии - 1,0 посещения; кинотеатров - в России 0,5; Австрии - 2,4; Германии - 1,8; Испании - 2,7; США - 5,2; Японии - 1,5 посещения.

В прогнозный период рынок услуг учреждений культуры будет иметь положительный тренд, и среднегодовой прирост ожидается на уровне 1,1 процента.

Несмотря на развитие рынка платных услуг социальной сферы их доля на рынке платных среднесрочной перспективе существенно не изменится.

Основными драйверами рынка платных услуг населению в среднесрочной перспективе по-прежнему остаются услуги связи, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, доля которых в объеме услуг составляет более 65 процентов.

Сохраняющейся положительной динамике предоставления услуг связи будет способствовать повышение качества предоставляемых услуг, реформирование почтовой связи, поиск и внедрение новых форм обслуживания населения, в том числе услуг по присоединению и пропуску трафика. Россия пока отстает от развитых стран как по количеству пользователей сети Интернет, так и по удельному весу домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету. Стабилизация доходов и рост социальной активности населения, распространение компьютерной грамотности, а также увеличение предпринимательской активности будут способствовать более интенсивному информационному обмену, росту межличностных коммуникаций и росту таких видов услуг связи, как подвижная электросвязь (сотовая) и присоединение и пропуск трафика.

В России рынок услуг по присоединению и пропуску трафика развивается достаточно высокими темпами. Только за период с 2006 по 2011 год удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, увеличился в 3,8 раза, с 13 до 63,8%. Динамичное развитие рынка услуг связи сохранится до 2016 года. Среднегодовой прирост услуг связи в 2013 - 2016 гг. несколько замедлится ввиду насыщения рынка, но сохранит достаточно высокую динамику роста и составит 3,7 процента.

За 7 месяцев 2013 г. динамика жилищно-коммунальных услуг замедлилась. Объем жилищных услуг для населения увеличился по сравнению с 7 месяцами 2012 г. - на 1,7%, тогда как его прирост за аналогичный период 2012 г. составлял 5,3%, коммунальных услуг - 3,3 процента.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах домашних хозяйств составляет от 11,4% в среднем по России до 17,5% по группе хозяйств с низкими доходами. В соответствии с законодательством более 10% семей с наименьшими доходами получают субсидии. Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения составляет 25 процентов.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг в 2014 - 2016 гг. будет складываться под влиянием сохранения устойчивого опережения роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими видами услуг и высокой доли неплатежей населения. Сумма возмещения только за счет бюджетных средств субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в 2012 году составила 56,6 млрд. рублей и количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и граждан, пользующихся льготами на эти услуги, - 3,8 млн. семей.

Основными направлениями развития рынка транспортных услуг для населения станут повышение качества транспортного обслуживания населения, внедрение рациональных схем городских маршрутов, оптимизация расписания движения подвижного состава, модернизация автоматизированных систем управления движением с применением радионавигационной связи для осуществления диспетчерского контроля и обеспечения безопасности перевозок, совершенствование информационного обеспечения пассажиров по режиму движения транспортных средств, остановочным пунктам и местам пересадок, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов. При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестирована и не обладает резервами "долговременной устойчивости".

В результате совокупного влияния этих факторов прогнозируется увеличение объемов платных транспортных услуг для населения к 2016 году по сравнению с 2012 годом на 4 процента.

В последние годы рынок бытовых услуг населению развивался достаточно высокими темпами. Данный отраслевой вид услуг является основным с точки зрения высвобождения времени населения от бытовых проблем, что определяет степень его социальной значимости. Второй причиной, по которой бытовые услуги можно отнести к категории социально значимых, является наличие у населения потребностей, которые носят первичный характер, однако не всегда могут быть удовлетворены в порядке самообслуживания по ряду причин.

Спрос на бытовые услуги в предкризисный период увеличивался ежегодно и был обусловлен, главным образом, стремлением населения улучшить качество жизни и сэкономить время на повседневных делах.

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше граждан отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков постепенно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы.

Одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать новые сегменты рынка бытовых услуг. Именно сетевые компании в значительной мере формируют современный рынок бытовых услуг в России, в будущем роль этих компаний еще более усилится.

00000025.png

Предполагается, что к 2016 году рынок бытовых услуг увеличится по сравнению с 2016 годом на 22 процента.

Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2014 - 2016 гг. не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, эластичные к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги - будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока, за исключением услуг связи, и изменение их объемов не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.