12. Нумерация структурных единиц законопроектов

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").

Пример:

Статья 2

Внести в Федеральный закон от ....... N ... "О ..........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:

1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

"Статья 15.1. ...........

1. ......... .

2. ......... .";

2) в статье 16:

часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) .........;";

пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:

"б.2) .........;".

КОММЕНТАРИЙ

Нумерация структурных единиц в законодательном акте должна быть сквозной, и в целях сохранения целостности структуры законодательного акта ее изменение недопустимо. Из этого положения вытекает требование о запрете так называемого пересчета нумерованных структурных единиц законодательного акта, то есть указания их количества с учетом внесения соответствующих изменений в статью законодательного акта.

Случаи попыток пересчитать (перенумеровать) главы или статьи законодательного акта достаточно редки, но пересчет нумерованных структурных единиц статьи законодательного акта - довольно часто встречающееся явление.

При признании статьи или главы законодательного акта утратившей силу место этой статьи или главы в структуре законодательного акта сохраняется, а в текущей редакции законодательного акта делается, например, следующая запись:

"Статья 6. (Утратила силу на основании Федерального закона от ...... N ..... - Собрание законодательства Российской Федерации, ....., N ....., ст. ..... .)".

При признании структурной единицы статьи законодательного акта утратившей силу ее место в структуре статьи сохраняется, а в текущей редакции законодательного акта делается, например, следующая запись:

"6. (Часть 6 утратила силу на основании Федерального закона от ..... N ..... - Собрание законодательства Российской Федерации, ....., N ....., ст. ..... .)".

При дополнении законодательного акта новыми статьей, главой или разделом употребляется принятое для этой структурной единицы обозначение с дополнительными цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями.

При дополнении статьи законодательного акта новой структурной единицей употребляется принятое для этой структурной единицы обозначение с дополнительными цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.

Такая практика внесения изменений необходима во избежание путаницы и ошибок в правоприменении.

При дополнении законодательного акта новой статьей, иной структурной единицей, которые помещаются между уже имеющимися, следует обращать внимание на существующие в законодательном акте ссылки и при необходимости их корректировать. Например, в федеральном законе имеется ссылка: "...регулируются в соответствии со статьями 9 - 12 настоящего Федерального закона". Этот федеральный закон дополняется новой статьей 10.1. Автоматически содержание статьи 10.1 попадает в указанный ряд ("со статьями 9 - 12"). Если законодатель этого не желает, то следует в обязательном порядке изменить подобную ссылку, с тем чтобы она выглядела следующим образом: "...регулируются в соответствии со статьями 9, 10, 11 и 12 настоящего Федерального закона".

Часто на конкретные структурные единицы законодательного акта имеются ссылки в других законодательных актах, постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актах. Нередко положениями конкретной структурной единицы устанавливается правовая норма о предоставлении определенных мер социальной поддержки, пособий и так далее различным категориям граждан, организациям. Перенумерование и пересчет структурных единиц законодательного акта в случае, если в иных законодательных или подзаконных актах имелись ссылки на конкретную перенумерованную структурную единицу, могут повлечь за собой по техническим причинам такое изменение правового содержания ссылки, которое не было предусмотрено. Кроме того, представляется нереальным процесс приведения всего массива законодательства в соответствие с произведенным пересчетом структурных единиц законодательного акта.

При дополнении законодательного акта новой структурной единицей следует убедиться в том, что в результате такого дополнения не образовываются "двойные" (по номеру или по букве, которыми они обозначены) структурные единицы. Например, в статье 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" длительное время существовали два пункта "л", дополненные разными федеральными законами.

Очень сложно отследить и такую ситуацию, когда внесение изменений в законодательный акт было произведено, но на момент нового внесения изменений в силу еще не вступило. Новое внесение изменений (без учета ранее произведенных изменений), как и в предыдущем случае, ведет к возможности возникновения "двойных" структурных единиц. Таким образом появилось два пункта 7 в статье 41 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и два пункта 6 в статье 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Значительные трудности с внесением изменений в структурные единицы законодательных актов, устанавливающих новое правовое регулирование, возникают, если в структуре статьи есть абзацы. Такие структурные единицы статьи, как абзацы, не имеют обозначений, поэтому дополнение статьи новыми абзацами между уже имеющимися представляет значительную сложность с точки зрения необходимости сохранить первоначальную структуру статьи.

Например, если законодательный акт оформлен без учета правил, содержащихся в настоящих Методических рекомендациях, и статьи в нем подразделяются на части, не имеющие обозначений, или содержат абзацы, то при дополнении статьи новыми частью или абзацем, помещаемыми между уже имеющимися, приходится допускать пересчет последующих частей или абзацев.

Однако при признании утратившими силу не имеющих обозначений частей в статьях или абзацев пересчет оставшихся структурных единиц статьи не производится, несмотря на то, что данный законодательный акт был оформлен не по правилам настоящих Методических рекомендаций.