13. Оформление статей о вступлении в силу

В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".

Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Примеры:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

или

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

или

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

КОММЕНТАРИЙ

В статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу "по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Статья о порядке вступления в силу должна присутствовать только в тех законопроектах, которые устанавливают иной, отличный от общего порядок вступления их в силу. Другими словами, если статья о порядке вступления в силу отсутствует, это означает, что закон вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Укорачивать десятидневный срок между днем официального опубликования и днем вступления в силу законодательного акта без необходимости не следует. Однако существуют случаи, когда без введения статьи о вступлении законодательного акта в силу со дня его официального опубликования обойтись невозможно.

Например, возникла необходимость в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" отсрочить признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, для чего следовало заменить дату 1 марта 2013 года датой 1 марта 2015 года. Однако федеральный закон о внесении соответствующих изменений был принят Государственной Думой только 19 февраля 2013 года, одобрен Советам Федерации 20 февраля 2013 года и подписан Президентом Российской Федерации 25 февраля 2013 года. Этот федеральный закон был официально опубликован 25 февраля 2013 года.

Если бы в федеральном законе о внесении указанных изменений отсутствовала статья о вступлении его в силу со дня официального опубликования, был бы применен обычный порядок (по истечении десяти дней после дня официального опубликования) и днем вступления его в силу стала бы дата 8 марта 2013 года. Иными словами, внести необходимое изменение стало бы невозможно.

Практика показывает, что отсутствие законодательно закрепленных формулировок вступления законодательных актов в силу приводит к разночтениям в определении точного срока вступления их в силу. Встречаются самые разные формулировки, например: "через тридцать дней со дня его официального опубликования", "через тридцать дней после дня его официального опубликования", "по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования", "по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования". Срок вступления в силу при этом различен, поскольку при употреблении формулировки "со дня его официального опубликования" срок начинает исчисляться непосредственно со дня такого опубликования, в то время как при употреблении формулировки "после дня его официального опубликования" срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем его официального опубликования.

При определении срока вступления в силу следует избегать таких формулировок, как "по истечении месяца после дня официального опубликования" или "по истечении трех месяцев после дня официального опубликования", в связи с которыми возникают вопросы о точном исчислении сроков вступления в силу (месяцы включают в себя разное количество дней - это может быть как тридцать дней, так и тридцать один день и двадцать восемь дней). Особо следует отметить, что нормы отраслевого законодательства о порядке исчисления сроков (например, статьи 190 - 194 Гражданского кодекса Российской Федерации) не распространяются на порядок исчисления сроков вступления в силу законодательных актов.

Во избежание возможных расхождений в толковании нормы о вступлении в силу законодательного акта рекомендуем применять формулировку (по аналогии с формулировкой статьи 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), в которой расчет производится в днях: "по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования" или "по истечении тридцати одного дня после дня его официального опубликования", другими словами, "вступает в силу по истечении... дней после дня его официального опубликования".

В случае, если предполагается, что законодательный акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, рекомендуется использовать указание на конкретный день вступления в силу.

При необходимости вступления в силу законодательного акта с определенного дня применяется формулировка "вступает в силу с 1 января 2008 года" или "вступает в силу с 15 июля 2008 года".

Период между днем официального опубликования и днем вступления в силу законодательного акта не должен быть слишком длительным, иначе могут возникнуть трудноразрешимые проблемы. Например, Федеральным законом от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" внесены существенные изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", однако эти изменения, среди которых было изменение именования Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", должны были вступить в силу только с 1 января 2004 года.

В октябре 2003 года возникла необходимость внести очередные изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", которые, как предполагалось, также должны были вступить в силу с 1 января 2004 года. Возник вопрос, в федеральный закон с каким наименованием эти изменения вносить? Новое наименование федерального закона нельзя было употребить, так как не вступил в силу федеральный закон, внесший такое изменение. Старое наименование тоже нельзя было употребить, поскольку с 1 января 2004 года наименование законодательного акта должно было измениться. Некорректно выбранный срок вступления в силу указанных федеральных законов повлек за собой вынужденное нарушение правил юридико-технического оформления законопроектов.

Положения о порядке вступления в силу законодательного акта должны быть предельно четкими и ясными для правоприменителей. Полная определенность должна быть в том, какая структурная единица законодательного акта должна вступить в силу и в какой конкретно день это должно произойти.

Крайне нежелательной является ситуация, когда определение срока вступления в силу законодательного акта или его структурных единиц ставится в зависимость от вступления в силу других (еще не принятых) законодательных актов. Тем более нельзя допускать, чтобы вступление в силу федерального закона ставилось в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный конституционный закон. Нет никакой гарантии, что такой законодательный акт в обязательном порядке будет одобрен.

Особой неопределенностью отличается норма о сроке вступления законодательного акта в силу, если она формулируется следующим образом: "...статьи 17, 26 и 29 настоящего Федерального закона вступают в силу после вступления в силу федеральных законов о внесении вытекающих из требований настоящего Федерального закона изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Подобные неконкретные условия предоставляют правоприменителю возможность толковать данную норму, что неприемлемо: федеральный закон принят, но неизвестно, когда некоторые его нормы вступят в силу и вступят ли вообще, так как непонятно, кто будет определять, вытекают из требований данного федерального закона или нет вносимые изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также достаточны ли они для вступления данного федерального закона в силу.

Недопустимы случаи, когда срок вступления в силу отдельных структурных единиц одного законодательного акта предполагается определить в другом законодательном акте. Например, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года, определено, что порядок вступления в силу пункта 8 части 1 статьи 15 и пункта 9 части 1 статьи 16 будет установлен федеральным законом о порядке организации и деятельности муниципальной милиции, который пока не принят. Если законодательный акт не является специальным законодательным актом о порядке введения в действие другого законодательного акта, то он должен определять порядок вступления в силу только тех нормативных предписаний, которые содержатся в нем самом.

Срок вступления в силу законодательного акта (его структурных единиц) определяется конкретной датой, а не промежутком времени. Например, недопустимы такие формулировки, как "вступает в силу со дня официального опубликования, но не позднее 1 января 2009 года".

Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц законопроекта, необходимо так формировать текст законопроекта, чтобы была возможность точно вычленить эти структурные единицы. Например, не допускаются следующие формулировки:

"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2007 года, за исключением статьи 5 настоящего Федерального закона.

2. Статья 5 настоящего Федерального закона в части оборота денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции вступает в силу с 1 января 2008 года".

Статью 5 такого законопроекта следует структурно оформить так, чтобы была возможность статью о вступлении в силу изложить, например, следующим образом:

"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2007 года, за исключением частей 2 и 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

2. Части 2 и 4 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2008 года".

Более подробно правила вступления в силу законодательных актов и действия их во времени изложены в Кратких методических рекомендациях по проблемам формулирования и оформления статей законодательных актов о порядке вступления их в силу.