<Письмо> ФАС России от 22.07.2013 N ИА/28331/13 "Об устранении нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 июля 2013 г. N ИА/28331/13

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с поступлением в ФАС России обращений относительно признаков нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании "формулярных перечней" лекарственных средств ФАС России сообщает следующее.

В декабре 2012 года ФАС России принято решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Ставропольского края (далее - Министерство) и Ставропольского краевого фонда ОМС (далее - Фонд ОМС), в соответствии с которым Министерство и Фонд ОМС признаны нарушившими нормы антимонопольного законодательства (решение ФАС России по делу N 1 15/91-12 от 24.12.2012 N АК/43839/12 размещено на официальном сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/solutions/solutions_36405.html).

Обстоятельствами дела установлено, что на территории Ставропольского края действовал перечень лекарственных и дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС на 2012 год (далее - формулярный перечень), утвержденный Министерством и согласованный с Фондом ОМС. Данный перечень включал лекарственные и дезинфицирующие средства с указанием их торговых наименований. В рамках дела установлено, что медицинские организации, работающие в системе ОМС на территории Ставропольского края, руководствовались формулярным перечнем при закупке лекарственных и дезинфицирующих средств. При этом закупка лекарственных средств, не входящих в перечень, была возможна лишь за счет собственных средств медицинской организации. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик самостоятельно определяет свои потребности и возможности в приобретении товаров, работ, услуг и на основании этого формирует предмет закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Главой 10 Закона об охране здоровья установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий), в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий. В рамках территориальной программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Согласно положениям раздела 1 Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи от 28.08.2001, утвержденных Минздравом России (N 2510/9257-01), Федеральным фондом ОМС (N 3159/40-1) и согласованных с Минфином России (N 12-03-03), территориальная программа - это пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений. Территориальная программа должна включать в себя перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий.

Формирование иных перечней в рамках территориальных программ законодательно не установлено.

Перечни лекарственных средств, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны формироваться по международным непатентованным наименованиям (далее - МНН), что соответствует требованиям действующего законодательства в сфере здравоохранения.

В связи с тем, что лекарственные препараты, имеющие одинаковое МНН, содержат одну и ту же фармацевтическую субстанцию, МНН определяет продуктовые границы товарного рынка соответствующего лекарства. Таким образом, лекарственные препараты с различными торговыми наименованиями, но одинаковыми МНН, образуют отдельный товарный рынок, и в рамках данного МНН приобретатели товаров имеют право выбрать лекарство с любым торговым наименованием. При этом производители лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, находятся в равных конкурентных условиях.

Формулярный перечень, действовавший на территории Ставропольского края, был сформирован по конкретным торговым наименованиям лекарственных и дезинфицирующих препаратов.

Данным перечнем устанавливались различные условия продажи одних и тех же товаров, при которых производители (поставщики) лекарственных препаратов, входящих в формулярный перечень, находились в преимущественном положении по сравнению с производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, не входящих в указанный перечень. Также, учитывая то, что содержание формулярного перечня воспринималось медицинскими организациями в качестве указания, обязательного для исполнения, Министерство тем самым ограничивало медицинские организации в выборе хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Таким образом, действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению/формированию какого-либо перечня лекарственных средств, не предусмотренного нормами действующего законодательства, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку любые перечни заведомо содержат ограничительные условия.

В связи с изложенным ФАС России просит территориальные органы в случае выявления в субъектах Российской Федерации перечней лекарственных средств, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, принять соответствующие меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ