к заключению об экспертизе
приказа Ростехнадзора
от 29 января 2007 г. N 37
"О порядке подготовки и аттестации
работников организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору"
┌───┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ N │ Поставленные вопросы │ Информация │
│п/п│ │ │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│1. │Исключить пункт 21 из │ Подготовлен проект приказа "О│
│ │редакции Положения-1 с │внесении изменений в Положение об│
│ │одновременной доработкой │организации работы по подготовке и│
│ │указанного Положения-1 в │аттестации специалистов организаций,│
│ │части установления │поднадзорных Федеральной службе по│
│ │требования о прохождении │экологическому, технологическому и│
│ │аттестации руководителями │атомному надзору, утвержденное│
│ │организаций и их │приказом Федеральной службы по│
│ │заместителями, в должностные │экологическому, технологическому и│
│ │обязанности которых входят │атомному надзору от 29 января 2007 г.│
│ │вопросы обеспечения │N 37", согласно которому численность│
│ │безопасности работ, членами │предприятий, руководители и члены│
│ │аттестационных комиссий │аттестационных которых подлежат│
│ │организаций в ТАК, вне │аттестации в ЦАК, предлагается│
│ │зависимости от количества │увеличить до 5000 человек. │
│ │работников организации, │ Данное обстоятельство вызвано│
│ │поднадзорной Ростехнадзору. │сложившейся практикой, в соответствии│
│ │При этом представляется │с которой предприятия с указанной│
│ │целесообразным дополнить │численностью зачастую имеют│
│ │редакцию Положения-1 нормой, │разветвленную филиальную сеть,│
│ │согласно которой аттестация │действующую в различных регионах РФ.│
│ │соответствующих специалистов │Головная организация, как правило,│
│ │может производиться в любой │находится в Москве. Аттестация в той│
│ │ТАК по выбору организации. │или иной ТАК нецелесообразна,│
│ │ │поскольку эксплуатируемые объекты│
│ │ │находятся в разных субъектах РФ. │
│ │ │ Вместе с тем, учитывая специфику│
│ │ │надзорной деятельности, проводимой│
│ │ │Ростехнадзором, суть которой│
│ │ │заключается в привязке ее│
│ │ │осуществления к зарегистрированным в│
│ │ │реестре опасным производственным│
│ │ │объектам, которая основана на│
│ │ │территориальном принципе,│
│ │ │предоставление возможности прохождения│
│ │ │аттестации в территориальном органе,│
│ │ │не осуществляющем надзор за ОПО, на│
│ │ │которых впоследствии будут работать│
│ │ │аттестуемые, нецелесообразно.│
│ │ │Проведение аттестации в субъекте РФ, в│
│ │ │котором организация непосредственно│
│ │ │осуществляет эксплуатацию ОПО, ведет к│
│ │ │снижению коммерческих издержек на│
│ │ │проведение аттестации, так как│
│ │ │позволяет избежать временных и│
│ │ │финансовых затрат на проведение│
│ │ │аттестации в другом субъекте РФ,│
│ │ │аттестация может быть проведена│
│ │ │практически без отрыва специалиста от│
│ │ │работы. │
│ │ │ В то же время, для организаций,│
│ │ │оказывающих услуги или осуществляющих│
│ │ │работы на ОПО, принадлежащих разным│
│ │ │хозяйствующим субъектам и│
│ │ │расположенных в разных субъектах РФ,│
│ │ │предусмотрена возможность прохождения│
│ │ │аттестации или непосредственно в│
│ │ │комиссии эксплуатирующей организации,│
│ │ │или в том ТАКе, на территории которого│
│ │ │расположен ОПО, на котором│
│ │ │осуществляются работы, вне зависимости│
│ │ │от места регистрации организации. │
│ │ │ Более того, обязанность│
│ │ │прохождения аттестации в том субъекте│
│ │ │РФ, в котором расположен ОПО,│
│ │ │позволяет планировать деятельность по│
│ │ │проведению аттестации в самом│
│ │ │Ростехнадзоре, при выделении штатных│
│ │ │единиц под работников, обеспечивающих│
│ │ │проведение аттестации, объемов и│
│ │ │содержания бюджетного финансирования│
│ │ │такой деятельности. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│2. │Пункт 22 Положения-1 │ Согласно Типовому регламенту│
│ │подлежит доработке в части │внутренней организации федеральных│
│ │установления конкретного │органов исполнительной власти,│
│ │срока рассмотрения │утвержденному постановлением│
│ │аттестационными комиссиями │правительства Российской Федерации,│
│ │Ростехнадзора обращений о │заявления от организаций и граждан по│
│ │проведении аттестации │вопросам сфер деятельности федеральных│
│ │работников поднадзорных │органов исполнительной власти, а также│
│ │организаций │порядка исполнения государственных│
│ │ │функций подлежат рассмотрению в 30-│
│ │ │дневный срок. Учитывая, что иной срок│
│ │ │рассмотрения обращения по вопросу│
│ │ │аттестации в области промышленной│
│ │ │безопасности нормативными правовыми│
│ │ │актами не установлен, такие обращения│
│ │ │рассматриваются в срок, установленный│
│ │ │указанным постановлением Правительства│
│ │ │Российской Федерации. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│3. │Установить в Положении-1 │ Согласно статье 55 Гражданского│
│ │четкое определенное понятие │кодекса Российской Федерации филиалом│
│ │"организация" для целей │является обособленное подразделение│
│ │применения нормативного │юридического лица, расположенное вне│
│ │акта. Помимо непосредственно │места его нахождения и осуществляющее│
│ │юридических лиц в качестве │все его функции или их часть, в том│
│ │организаций, для целей │числе функции представительства.│
│ │применения нормативного │Филиалы не являются юридическими│
│ │акта, представляется │лицами. Они наделяются имуществом│
│ │целесообразным рассматривать │создавшим их юридическим лицом и│
│ │также филиалы юридических │действуют на основании утвержденных им│
│ │лиц и индивидуальных │положений. Руководители филиалов│
│ │предпринимателей │назначаются юридическим лицом и│
│ │ │действуют на основании его│
│ │ │доверенности. │
│ │ │ В то же время, порядок│
│ │ │формирования структуры аттестационной│
│ │ │комиссии поднадзорной организации│
│ │ │устанавливается решением руководящих│
│ │ │органов такой организации.│
│ │ │Установление обязательных требований к│
│ │ │данному параметру нормативным правовым│
│ │ │актом Ростехнадзора будет являться│
│ │ │вмешательством в коммерческую│
│ │ │деятельность организации и может│
│ │ │повлечь за собой необоснованные│
│ │ │издержки. │
│ │ │ Таким образом, Ростехнадзор│
│ │ │считает применение в Положении об│
│ │ │организации работы по подготовке и│
│ │ │аттестации специалистов организаций,│
│ │ │поднадзорных Федеральной службе по│
│ │ │экологическому, технологическому и│
│ │ │атомному надзору, утвержденном│
│ │ │приказом Ростехнадзора от 29 января│
│ │ │2007 г. N 37, термина "организация"│
│ │ │однозначным и не противоречащим│
│ │ │действующему законодательству. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│4. │Доработать Положение-1 с │ Документы о прохождении│
│ │целью включения норм, │аттестации в ТАК членов аттестационных│
│ │устанавливающих, что члены │комиссий поднадзорных организаций,│
│ │аттестационных комиссий │численность работников которых│
│ │организаций, численность │превышает 2000 человек, выданные до│
│ │работников которых превышает │вступления в силу приказа│
│ │2000 человек, которые уже │Ростехнадзора от 15.12.2011 N 714,│
│ │прошли аттестацию в │действуют до конца указанного в них│
│ │аттестационных комиссиях │срока. Прохождение дополнительной│
│ │Ростехнадзора, не подлежат │переаттестации не требуется.│
│ │аттестации до истечения │Последующая (периодическая) аттестация│
│ │действия текущего │этой категории работников должна│
│ │удостоверения об аттестации │проводиться уже в ЦАК. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│5. │Доработать нормы Положения-1 │ Поскольку в нормативном правовом │
│ │в части исключения нормы об │акте невозможно учесть все частные │
│ │аттестации в аттестационных │случаи и нюансы, данная норма │
│ │комиссиях Ростехнадзора │регулирует аттестацию следующих лиц: │
│ │"иных лиц по решению │ - специалистов организаций, в │
│ │председателя ЦАК или его │случае невозможности/ │
│ │заместителя" по определению │нецелесообразности создания в │
│ │таких лиц и необходимости их │организации аттестационной комиссии │
│ │аттестации │(малое кол-во лиц, подлежащих │
│ │ │аттестации); │
│ │ │ - лиц, подлежащих аттестации в │
│ │ │ЦАК, но не имеющих возможность │
│ │ │приезда в Москву (территориальная │
│ │ │удаленность, финансовые затруднения, │
│ │ │состояние здоровья т.д.); │
│ │ │ - лиц, подлежащих аттестации в │
│ │ │ТАК, но желающих пройти аттестацию в │
│ │ │ЦАК или ТАК другого территориального │
│ │ │органа (возникновение конфликтных │
│ │ │ситуаций, физическое нахождение в │
│ │ │другом регионе (например, вахтовый │
│ │ │метод) и др.). │
│ │ │ Обращение в ЦАК необходимо для │
│ │ │исключения злоупотреблений как со │
│ │ │стороны предприятий, так и со стороны │
│ │ │ТАКов, контроля и регулирования │
│ │ │распределения количества лиц, │
│ │ │подлежащих аттестации в той или иной │
│ │ │аттестационной комиссии │
│ │ │Ростехнадзора. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│6. │Доработать пункт 12 │ Данное предложение учтено.│
│ │Положения-1 в части │Подготовлен проект приказа "О внесении│
│ │установления обоснованного │изменений в Положение об организации│
│ │перечня случаев проведения │работы по подготовке и аттестации│
│ │первичной аттестации │специалистов организаций, поднадзорных│
│ │специалистов. При этом │Федеральной службе по экологическому,│
│ │целесообразно в качестве │технологическому и атомному надзору,│
│ │основания для проведения │утвержденное приказом Федеральной│
│ │первичной аттестации │службы по экологическому,│
│ │установить изменение │технологическому и атомному надзору от│
│ │областей (объемов) │29 января 2007 г. N 37", согласно│
│ │аттестации, определенных │которому абзацы третий и четвертый│
│ │должностными обязанностями │пункта 12 Положения об организации│
│ │специалиста, а не изменение │работы по подготовке и аттестации│
│ │должностных обязанностей │специалистов организаций, поднадзорных│
│ │специалиста │Федеральной службе по экологическому,│
│ │ │технологическому и атомному надзору│
│ │ │(далее - Положение), предлагается│
│ │ │изложить в следующей редакции: │
│ │ │ "при переводе на другую работу,│
│ │ │если при осуществлении должностных│
│ │ │обязанностей на этой работе требуется│
│ │ │проведение аттестации по другим│
│ │ │областям аттестации; │
│ │ │ при переходе из одной│
│ │ │организации в другую, если при│
│ │ │осуществлении должностных обязанностей│
│ │ │на работе в данной организации│
│ │ │требуется проведение аттестации по│
│ │ │другим областям аттестации.". │
│ │ │ Данный проект приказа в│
│ │ │настоящее время проходит общественные│
│ │ │слушания. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│7. │Установить единый срок для │ Данное предложение учтено.│
│ │прохождения периодической │Подготовлен проект приказа "О│
│ │аттестации один раз в пять │внесении изменений в Положение об│
│ │лет │организации работы по подготовке и│
│ │ │аттестации специалистов организаций,│
│ │ │поднадзорных Федеральной службе по│
│ │ │экологическому, технологическому и│
│ │ │атомному надзору, утвержденное│
│ │ │приказом Федеральной службы по│
│ │ │экологическому, технологическому и│
│ │ │атомному надзору от 29 января 2007 г.│
│ │ │N 37", согласно которому пункт 13│
│ │ │Положения предлагается изложить в│
│ │ │следующей редакции: │
│ │ │ "13. Периодическая аттестация│
│ │ │специалистов проводится не реже чем│
│ │ │один раз в пять лет. Если в│
│ │ │нормативном правовом акте в сфере│
│ │ │деятельности Федеральной службы по│
│ │ │экологическому, технологическому и│
│ │ │атомному надзору установлены иные│
│ │ │сроки периодической аттестации, чем│
│ │ │предусмотренные настоящим Положением,│
│ │ │то применяются нормы настоящего│
│ │ │Положения.". │
│ │ │ Данный проект приказа в│
│ │ │настоящее время проходит общественные│
│ │ │слушания. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│8. │Доработать пункт 15 в части │ Сведения о лицах, подлежащих│
│ │определения условий для │внеочередной аттестации в ЦАК,│
│ │назначения внеочередной │представляет председателю ЦАК│
│ │аттестации руководителей │руководитель территориального органа│
│ │и/или лиц, на которых │на основании результатов расследования│
│ │возложена ответственность за │причин аварии или несчастного случая│
│ │безопасное ведение работ на │со смертельным исходом. Таким образом,│
│ │объекте, на котором │в случае выявления нарушений│
│ │произошли авария или │требований безопасности, информация о│
│ │несчастных случай со │лицах, допустивших данные нарушения,│
│ │смертельным исходом. │отражается в акте расследования причин│
│ │Определить необходимость │аварии или несчастного случая. В│
│ │внеочередной аттестации в │случае отсутствия в акте лиц,│
│ │ЦАК при выявлении нарушений │допустивших нарушения требований│
│ │установленных требований │безопасности, специалисты данной│
│ │безопасности (входящих в │организации внеочередной аттестации не│
│ │компетенцию Ростехнадзора), │подлежат. │
│ │допущенных указанными лицами │ Например, по результатам анализа│
│ │и подтвержденных актами │аварий и несчастных случаев,│
│ │расследования аварии или │произошедших в 2011 году, лица,│
│ │несчастного случая │подлежащие внеочередной аттестации,│
│ │ │выявлены в 78% случаев. В 2012 году -│
│ │ │64%. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│9. │Внести изменения в пункт 11 │Указанное положение включено на│
│ │Положения-2 в части отмены │основании требований, установленных│
│ │необходимости подтверждения │нормативными правовыми актами,│
│ │квалификации специалистам с │регулирующих отношения по эксплуатации│
│ │высшим или средним │отдельных ОПО. Так, пунктом 1.7.10│
│ │профильным образованием, │Правил безопасности в нефтяной и│
│ │работающим по рабочим │газовой промышленности, утвержденных│
│ │профессиям │постановлением Госгортехнадзора от│
│ │ │05.06.2003 N 56 установлено, что│
│ │ │специалисты с высшим и средним│
│ │ │профессиональным образованием, в том│
│ │ │числе работающие по рабочим│
│ │ │специальностям, а также практиканты│
│ │ │высших и средних профессиональных│
│ │ │учебных учреждений для получения│
│ │ │допуска к самостоятельной работе│
│ │ │должны пройти аттестацию с выдачей│
│ │ │соответствующего удостоверения по│
│ │ │рабочим профессиям. При выдаче такого│
│ │ │удостоверения за теоретический курс│
│ │ │обучения засчитывается подтвержденный│
│ │ │дипломом теоретический курс по│
│ │ │соответствующей специальности в рамках│
│ │ │образовательной программы (для│
│ │ │практикантов - справка), а за│
│ │ │производственный - стажировка на│
│ │ │рабочем месте в порядке, установленном│
│ │ │в данной организации. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│10.│Уточнить, являются ли │Согласиться с замечанием│
│ │идентичными понятия │Минэкономразвития России в части│
│ │"проверка знаний" и │разграничения понятий "аттестация" и│
│ │"аттестация" (пункты 14, 15, │"проверка знаний". │
│ │24), дать определение │Внести соответствующие изменения в│
│ │понятиям "область │Положение об организации работы по│
│ │аттестации", "отдельный │подготовке и аттестации специалистов│
│ │экзамен" (пункт 4) │организаций, поднадзорных Федеральной│
│ │ │службе по экологическому,│
│ │ │технологическому и атомному надзору,│
│ │ │утвержденное приказом Ростехнадзора от│
│ │ │29 января 2007 г. N 37 │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│11.│Исключить последний абзац │Указанное положение коррелирует с│
│ │пункта 2 как создающий │положениями иных нормативных правовых│
│ │избыточные обязанности и │актов, регламентирующих правила│
│ │выходящий за рамки │безопасной эксплуатации ОПО, которые│
│ │регулирования нормативного │учитывались при разработке данного│
│ │акта, а в отдельных случаях │приказа. Так, например, пунктом 1.7.6│
│ │за пределы компетенции │Правил безопасности в нефтяной и│
│ │Ростехнадзора │газовой промышленности, утвержденных│
│ │ │постановлением Госгортехнадзора от│
│ │ │05.06.2003 N 56, установлено, что│
│ │ │допуск к работам на ОПО возможен│
│ │ │только после прохождения стажировки и│
│ │ │проверки практических навыков,│
│ │ │пунктами 7.2.2 - 7.2.3 Правил│
│ │ │устройства и безопасной эксплуатации│
│ │ │сосудов, работающих под давлением,│
│ │ │утвержденных постановлением│
│ │ │Госгортехнадзора от 11.06.2003 N 91│
│ │ │предусмотрено, что перед допуском к│
│ │ │работе проводится теоретический│
│ │ │экзамен на курсах, создаваемых│
│ │ │организациями, по результатам которого│
│ │ │выдаются удостоверения с указанием│
│ │ │наименования, параметров рабочей среды│
│ │ │сосудов, к обслуживанию которых эти│
│ │ │лица допущены. Таким образом,│
│ │ │обсуждаемый пункт приказа N 37 призван│
│ │ │подчеркнуть, что наличие удостоверения│
│ │ │об аттестации не отменяет обязательных│
│ │ │требований по допуску к работе,│
│ │ │установленных иными нормативными│
│ │ │правовыми актами. │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│12.│Внести изменения в пункт │Согласиться с замечанием│
│ │14, предусматривающий │Минэкономразвития России. Исключить│
│ │проведение внеочередной │пункт 14 из Положения об│
│ │проверки знаний всех │организации работы по подготовке и│
│ │действующих нормативных │аттестации специалистов организаций,│
│ │правовых актов и нормативно- │поднадзорных Федеральной службе по│
│ │технических документов, │экологическому, технологическому и│
│ │устанавливающих требования │атомному надзору, утвержденного│
│ │безопасности, после ввода в │приказом Ростехнадзора от 29 января│
│ │действие новых нормативных │2007 г. N 37 │
│ │правовых актов и нормативно- │ │
│ │технических документов, в │ │
│ │части определения объемов │ │
│ │такой проверки │ │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│13.│Исключить из объема │Согласиться с замечанием│
│ │аттестации по вопросам │Минэкономразвития России. │
│ │безопасности проверку знаний │ │
│ │требований энергетической │ │
│ │безопасности, так как │ │
│ │указанные в разделе Г │ │
│ │требования энергетической │ │
│ │безопасности, установленных │ │
│ │федеральными законами и │ │
│ │иными нормативными правовыми │ │
│ │актами РФ и НТД, проверяются │ │
│ │при проверке знаний в │ │
│ │соответствии с требованиями │ │
│ │Правил работы с персоналом в │ │
│ │организациях │ │
│ │электроэнергетики Российской │ │
│ │Федерации, утвержденными │ │
│ │приказом Министерства │ │
│ │топлива и энергетики │ │
│ │Российской Федерации от 19 │ │
│ │февраля 2000 г. N 49, а │ │
│ │также в соответствии с │ │
│ │Межотраслевыми правилами │ │
│ │охраны труда (безопасности) │ │
│ │при эксплуатации │ │
│ │электроустановок ПОТРМ-016- │ │
│ │2001, на основании знаний │ │
│ │которых присваивается группа │ │
│ │по электробезопасности │ │
└───┴──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей