Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение N 4

к заключению об экспертизе

приказа Ростехнадзора

от 29 января 2007 г. N 37

"О порядке подготовки и аттестации

работников организаций, поднадзорных

Федеральной службе по экологическому,

технологическому и атомному надзору"

┌───┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ N │ Поставленные вопросы │ Информация │

│п/п│ │ │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│1. │Исключить пункт 21 из │ Подготовлен проект приказа "О│

│ │редакции Положения-1 с │внесении изменений в Положение об│

│ │одновременной доработкой │организации работы по подготовке и│

│ │указанного Положения-1 в │аттестации специалистов организаций,│

│ │части установления │поднадзорных Федеральной службе по│

│ │требования о прохождении │экологическому, технологическому и│

│ │аттестации руководителями │атомному надзору, утвержденное│

│ │организаций и их │приказом Федеральной службы по│

│ │заместителями, в должностные │экологическому, технологическому и│

│ │обязанности которых входят │атомному надзору от 29 января 2007 г.│

│ │вопросы обеспечения │N 37", согласно которому численность│

│ │безопасности работ, членами │предприятий, руководители и члены│

│ │аттестационных комиссий │аттестационных которых подлежат│

│ │организаций в ТАК, вне │аттестации в ЦАК, предлагается│

│ │зависимости от количества │увеличить до 5000 человек. │

│ │работников организации, │ Данное обстоятельство вызвано│

│ │поднадзорной Ростехнадзору. │сложившейся практикой, в соответствии│

│ │При этом представляется │с которой предприятия с указанной│

│ │целесообразным дополнить │численностью зачастую имеют│

│ │редакцию Положения-1 нормой, │разветвленную филиальную сеть,│

│ │согласно которой аттестация │действующую в различных регионах РФ.│

│ │соответствующих специалистов │Головная организация, как правило,│

│ │может производиться в любой │находится в Москве. Аттестация в той│

│ │ТАК по выбору организации. │или иной ТАК нецелесообразна,│

│ │ │поскольку эксплуатируемые объекты│

│ │ │находятся в разных субъектах РФ. │

│ │ │ Вместе с тем, учитывая специфику│

│ │ │надзорной деятельности, проводимой│

│ │ │Ростехнадзором, суть которой│

│ │ │заключается в привязке ее│

│ │ │осуществления к зарегистрированным в│

│ │ │реестре опасным производственным│

│ │ │объектам, которая основана на│

│ │ │территориальном принципе,│

│ │ │предоставление возможности прохождения│

│ │ │аттестации в территориальном органе,│

│ │ │не осуществляющем надзор за ОПО, на│

│ │ │которых впоследствии будут работать│

│ │ │аттестуемые, нецелесообразно.│

│ │ │Проведение аттестации в субъекте РФ, в│

│ │ │котором организация непосредственно│

│ │ │осуществляет эксплуатацию ОПО, ведет к│

│ │ │снижению коммерческих издержек на│

│ │ │проведение аттестации, так как│

│ │ │позволяет избежать временных и│

│ │ │финансовых затрат на проведение│

│ │ │аттестации в другом субъекте РФ,│

│ │ │аттестация может быть проведена│

│ │ │практически без отрыва специалиста от│

│ │ │работы. │

│ │ │ В то же время, для организаций,│

│ │ │оказывающих услуги или осуществляющих│

│ │ │работы на ОПО, принадлежащих разным│

│ │ │хозяйствующим субъектам и│

│ │ │расположенных в разных субъектах РФ,│

│ │ │предусмотрена возможность прохождения│

│ │ │аттестации или непосредственно в│

│ │ │комиссии эксплуатирующей организации,│

│ │ │или в том ТАКе, на территории которого│

│ │ │расположен ОПО, на котором│

│ │ │осуществляются работы, вне зависимости│

│ │ │от места регистрации организации. │

│ │ │ Более того, обязанность│

│ │ │прохождения аттестации в том субъекте│

│ │ │РФ, в котором расположен ОПО,│

│ │ │позволяет планировать деятельность по│

│ │ │проведению аттестации в самом│

│ │ │Ростехнадзоре, при выделении штатных│

│ │ │единиц под работников, обеспечивающих│

│ │ │проведение аттестации, объемов и│

│ │ │содержания бюджетного финансирования│

│ │ │такой деятельности. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│2. │Пункт 22 Положения-1 │ Согласно Типовому регламенту

│ │подлежит доработке в части │внутренней организации федеральных│

│ │установления конкретного │органов исполнительной власти,│

│ │срока рассмотрения │утвержденному постановлением│

│ │аттестационными комиссиями │правительства Российской Федерации,│

│ │Ростехнадзора обращений о │заявления от организаций и граждан по│

│ │проведении аттестации │вопросам сфер деятельности федеральных│

│ │работников поднадзорных │органов исполнительной власти, а также│

│ │организаций │порядка исполнения государственных│

│ │ │функций подлежат рассмотрению в 30-│

│ │ │дневный срок. Учитывая, что иной срок│

│ │ │рассмотрения обращения по вопросу│

│ │ │аттестации в области промышленной│

│ │ │безопасности нормативными правовыми│

│ │ │актами не установлен, такие обращения│

│ │ │рассматриваются в срок, установленный│

│ │ │указанным постановлением Правительства│

│ │ │Российской Федерации. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│3. │Установить в Положении-1 │ Согласно статье 55 Гражданского│

│ │четкое определенное понятие │кодекса Российской Федерации филиалом│

│ │"организация" для целей │является обособленное подразделение│

│ │применения нормативного │юридического лица, расположенное вне│

│ │акта. Помимо непосредственно │места его нахождения и осуществляющее│

│ │юридических лиц в качестве │все его функции или их часть, в том│

│ │организаций, для целей │числе функции представительства.│

│ │применения нормативного │Филиалы не являются юридическими│

│ │акта, представляется │лицами. Они наделяются имуществом│

│ │целесообразным рассматривать │создавшим их юридическим лицом и│

│ │также филиалы юридических │действуют на основании утвержденных им│

│ │лиц и индивидуальных │положений. Руководители филиалов│

│ │предпринимателей │назначаются юридическим лицом и│

│ │ │действуют на основании его│

│ │ │доверенности. │

│ │ │ В то же время, порядок│

│ │ │формирования структуры аттестационной│

│ │ │комиссии поднадзорной организации│

│ │ │устанавливается решением руководящих│

│ │ │органов такой организации.│

│ │ │Установление обязательных требований к│

│ │ │данному параметру нормативным правовым│

│ │ │актом Ростехнадзора будет являться│

│ │ │вмешательством в коммерческую│

│ │ │деятельность организации и может│

│ │ │повлечь за собой необоснованные│

│ │ │издержки. │

│ │ │ Таким образом, Ростехнадзор│

│ │ │считает применение в Положении об│

│ │ │организации работы по подготовке и│

│ │ │аттестации специалистов организаций,│

│ │ │поднадзорных Федеральной службе по│

│ │ │экологическому, технологическому и│

│ │ │атомному надзору, утвержденном│

│ │ │приказом Ростехнадзора от 29 января│

│ │ │2007 г. N 37, термина "организация"│

│ │ │однозначным и не противоречащим│

│ │ │действующему законодательству. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│4. │Доработать Положение-1 с │ Документы о прохождении│

│ │целью включения норм, │аттестации в ТАК членов аттестационных│

│ │устанавливающих, что члены │комиссий поднадзорных организаций,│

│ │аттестационных комиссий │численность работников которых│

│ │организаций, численность │превышает 2000 человек, выданные до│

│ │работников которых превышает │вступления в силу приказа

│ │2000 человек, которые уже │Ростехнадзора от 15.12.2011 N 714,│

│ │прошли аттестацию в │действуют до конца указанного в них│

│ │аттестационных комиссиях │срока. Прохождение дополнительной│

│ │Ростехнадзора, не подлежат │переаттестации не требуется.│

│ │аттестации до истечения │Последующая (периодическая) аттестация│

│ │действия текущего │этой категории работников должна│

│ │удостоверения об аттестации │проводиться уже в ЦАК. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│5. │Доработать нормы Положения-1 │ Поскольку в нормативном правовом │

│ │в части исключения нормы об │акте невозможно учесть все частные │

│ │аттестации в аттестационных │случаи и нюансы, данная норма │

│ │комиссиях Ростехнадзора │регулирует аттестацию следующих лиц: │

│ │"иных лиц по решению │ - специалистов организаций, в │

│ │председателя ЦАК или его │случае невозможности/ │

│ │заместителя" по определению │нецелесообразности создания в │

│ │таких лиц и необходимости их │организации аттестационной комиссии │

│ │аттестации │(малое кол-во лиц, подлежащих │

│ │ │аттестации); │

│ │ │ - лиц, подлежащих аттестации в │

│ │ │ЦАК, но не имеющих возможность │

│ │ │приезда в Москву (территориальная │

│ │ │удаленность, финансовые затруднения, │

│ │ │состояние здоровья т.д.); │

│ │ │ - лиц, подлежащих аттестации в │

│ │ │ТАК, но желающих пройти аттестацию в │

│ │ │ЦАК или ТАК другого территориального │

│ │ │органа (возникновение конфликтных │

│ │ │ситуаций, физическое нахождение в │

│ │ │другом регионе (например, вахтовый │

│ │ │метод) и др.). │

│ │ │ Обращение в ЦАК необходимо для │

│ │ │исключения злоупотреблений как со │

│ │ │стороны предприятий, так и со стороны │

│ │ │ТАКов, контроля и регулирования │

│ │ │распределения количества лиц, │

│ │ │подлежащих аттестации в той или иной │

│ │ │аттестационной комиссии │

│ │ │Ростехнадзора. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│6. │Доработать пункт 12 │ Данное предложение учтено.│

│ │Положения-1 в части │Подготовлен проект приказа "О внесении│

│ │установления обоснованного │изменений в Положение об организации│

│ │перечня случаев проведения │работы по подготовке и аттестации│

│ │первичной аттестации │специалистов организаций, поднадзорных│

│ │специалистов. При этом │Федеральной службе по экологическому,│

│ │целесообразно в качестве │технологическому и атомному надзору,│

│ │основания для проведения │утвержденное приказом Федеральной│

│ │первичной аттестации │службы по экологическому,│

│ │установить изменение │технологическому и атомному надзору от│

│ │областей (объемов) │29 января 2007 г. N 37", согласно│

│ │аттестации, определенных │которому абзацы третий и четвертый

│ │должностными обязанностями │пункта 12 Положения об организации│

│ │специалиста, а не изменение │работы по подготовке и аттестации│

│ │должностных обязанностей │специалистов организаций, поднадзорных│

│ │специалиста │Федеральной службе по экологическому,│

│ │ │технологическому и атомному надзору│

│ │ │(далее - Положение), предлагается│

│ │ │изложить в следующей редакции: │

│ │ │ "при переводе на другую работу,│

│ │ │если при осуществлении должностных│

│ │ │обязанностей на этой работе требуется│

│ │ │проведение аттестации по другим│

│ │ │областям аттестации; │

│ │ │ при переходе из одной│

│ │ │организации в другую, если при│

│ │ │осуществлении должностных обязанностей│

│ │ │на работе в данной организации│

│ │ │требуется проведение аттестации по│

│ │ │другим областям аттестации.". │

│ │ │ Данный проект приказа в│

│ │ │настоящее время проходит общественные│

│ │ │слушания. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│7. │Установить единый срок для │ Данное предложение учтено.│

│ │прохождения периодической │Подготовлен проект приказа "О│

│ │аттестации один раз в пять │внесении изменений в Положение об│

│ │лет │организации работы по подготовке и│

│ │ │аттестации специалистов организаций,│

│ │ │поднадзорных Федеральной службе по│

│ │ │экологическому, технологическому и│

│ │ │атомному надзору, утвержденное│

│ │ │приказом Федеральной службы по│

│ │ │экологическому, технологическому и│

│ │ │атомному надзору от 29 января 2007 г.│

│ │ │N 37", согласно которому пункт 13

│ │ │Положения предлагается изложить в│

│ │ │следующей редакции: │

│ │ │ "13. Периодическая аттестация│

│ │ │специалистов проводится не реже чем│

│ │ │один раз в пять лет. Если в│

│ │ │нормативном правовом акте в сфере│

│ │ │деятельности Федеральной службы по│

│ │ │экологическому, технологическому и│

│ │ │атомному надзору установлены иные│

│ │ │сроки периодической аттестации, чем│

│ │ │предусмотренные настоящим Положением,│

│ │ │то применяются нормы настоящего│

│ │ │Положения.". │

│ │ │ Данный проект приказа в│

│ │ │настоящее время проходит общественные│

│ │ │слушания. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│8. │Доработать пункт 15 в части │ Сведения о лицах, подлежащих│

│ │определения условий для │внеочередной аттестации в ЦАК,│

│ │назначения внеочередной │представляет председателю ЦАК│

│ │аттестации руководителей │руководитель территориального органа│

│ │и/или лиц, на которых │на основании результатов расследования│

│ │возложена ответственность за │причин аварии или несчастного случая│

│ │безопасное ведение работ на │со смертельным исходом. Таким образом,│

│ │объекте, на котором │в случае выявления нарушений│

│ │произошли авария или │требований безопасности, информация о│

│ │несчастных случай со │лицах, допустивших данные нарушения,│

│ │смертельным исходом. │отражается в акте расследования причин│

│ │Определить необходимость │аварии или несчастного случая. В│

│ │внеочередной аттестации в │случае отсутствия в акте лиц,│

│ │ЦАК при выявлении нарушений │допустивших нарушения требований│

│ │установленных требований │безопасности, специалисты данной│

│ │безопасности (входящих в │организации внеочередной аттестации не│

│ │компетенцию Ростехнадзора), │подлежат. │

│ │допущенных указанными лицами │ Например, по результатам анализа│

│ │и подтвержденных актами │аварий и несчастных случаев,│

│ │расследования аварии или │произошедших в 2011 году, лица,│

│ │несчастного случая │подлежащие внеочередной аттестации,│

│ │ │выявлены в 78% случаев. В 2012 году -│

│ │ │64%. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│9. │Внести изменения в пункт 11 │Указанное положение включено на│

│ │Положения-2 в части отмены │основании требований, установленных│

│ │необходимости подтверждения │нормативными правовыми актами,│

│ │квалификации специалистам с │регулирующих отношения по эксплуатации│

│ │высшим или средним │отдельных ОПО. Так, пунктом 1.7.10

│ │профильным образованием, │Правил безопасности в нефтяной и│

│ │работающим по рабочим │газовой промышленности, утвержденных│

│ │профессиям │постановлением Госгортехнадзора от│

│ │ │05.06.2003 N 56 установлено, что│

│ │ │специалисты с высшим и средним│

│ │ │профессиональным образованием, в том│

│ │ │числе работающие по рабочим│

│ │ │специальностям, а также практиканты│

│ │ │высших и средних профессиональных│

│ │ │учебных учреждений для получения│

│ │ │допуска к самостоятельной работе│

│ │ │должны пройти аттестацию с выдачей│

│ │ │соответствующего удостоверения по│

│ │ │рабочим профессиям. При выдаче такого│

│ │ │удостоверения за теоретический курс│

│ │ │обучения засчитывается подтвержденный│

│ │ │дипломом теоретический курс по│

│ │ │соответствующей специальности в рамках│

│ │ │образовательной программы (для│

│ │ │практикантов - справка), а за│

│ │ │производственный - стажировка на│

│ │ │рабочем месте в порядке, установленном│

│ │ │в данной организации. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│10.│Уточнить, являются ли │Согласиться с замечанием│

│ │идентичными понятия │Минэкономразвития России в части│

│ │"проверка знаний" и │разграничения понятий "аттестация" и│

│ │"аттестация" (пункты 14, 15, │"проверка знаний". │

│ │24), дать определение │Внести соответствующие изменения в│

│ │понятиям "область │Положение об организации работы по│

│ │аттестации", "отдельный │подготовке и аттестации специалистов│

│ │экзамен" (пункт 4) │организаций, поднадзорных Федеральной│

│ │ │службе по экологическому,│

│ │ │технологическому и атомному надзору,│

│ │ │утвержденное приказом Ростехнадзора от│

│ │ │29 января 2007 г. N 37 │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│11.│Исключить последний абзац │Указанное положение коррелирует с│

│ │пункта 2 как создающий │положениями иных нормативных правовых│

│ │избыточные обязанности и │актов, регламентирующих правила│

│ │выходящий за рамки │безопасной эксплуатации ОПО, которые│

│ │регулирования нормативного │учитывались при разработке данного│

│ │акта, а в отдельных случаях │приказа. Так, например, пунктом 1.7.6

│ │за пределы компетенции │Правил безопасности в нефтяной и│

│ │Ростехнадзора │газовой промышленности, утвержденных│

│ │ │постановлением Госгортехнадзора от│

│ │ │05.06.2003 N 56, установлено, что│

│ │ │допуск к работам на ОПО возможен│

│ │ │только после прохождения стажировки и│

│ │ │проверки практических навыков,│

│ │ │пунктами 7.2.2 - 7.2.3 Правил│

│ │ │устройства и безопасной эксплуатации│

│ │ │сосудов, работающих под давлением,│

│ │ │утвержденных постановлением│

│ │ │Госгортехнадзора от 11.06.2003 N 91│

│ │ │предусмотрено, что перед допуском к│

│ │ │работе проводится теоретический│

│ │ │экзамен на курсах, создаваемых│

│ │ │организациями, по результатам которого│

│ │ │выдаются удостоверения с указанием│

│ │ │наименования, параметров рабочей среды│

│ │ │сосудов, к обслуживанию которых эти│

│ │ │лица допущены. Таким образом,│

│ │ │обсуждаемый пункт приказа N 37 призван│

│ │ │подчеркнуть, что наличие удостоверения│

│ │ │об аттестации не отменяет обязательных│

│ │ │требований по допуску к работе,│

│ │ │установленных иными нормативными│

│ │ │правовыми актами. │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│12.│Внести изменения в пункт │Согласиться с замечанием│

│ │14, предусматривающий │Минэкономразвития России. Исключить│

│ │проведение внеочередной │пункт 14 из Положения об│

│ │проверки знаний всех │организации работы по подготовке и│

│ │действующих нормативных │аттестации специалистов организаций,│

│ │правовых актов и нормативно- │поднадзорных Федеральной службе по│

│ │технических документов, │экологическому, технологическому и│

│ │устанавливающих требования │атомному надзору, утвержденного│

│ │безопасности, после ввода в │приказом Ростехнадзора от 29 января│

│ │действие новых нормативных │2007 г. N 37 │

│ │правовых актов и нормативно- │ │

│ │технических документов, в │ │

│ │части определения объемов │ │

│ │такой проверки │ │

├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│13.│Исключить из объема │Согласиться с замечанием│

│ │аттестации по вопросам │Минэкономразвития России. │

│ │безопасности проверку знаний │ │

│ │требований энергетической │ │

│ │безопасности, так как │ │

│ │указанные в разделе Г │ │

│ │требования энергетической │ │

│ │безопасности, установленных │ │

│ │федеральными законами и │ │

│ │иными нормативными правовыми │ │

│ │актами РФ и НТД, проверяются │ │

│ │при проверке знаний в │ │

│ │соответствии с требованиями │ │

│ │Правил работы с персоналом в │ │

│ │организациях │ │

│ │электроэнергетики Российской │ │

│ │Федерации, утвержденными │ │

│ │приказом Министерства │ │

│ │топлива и энергетики │ │

│ │Российской Федерации от 19 │ │

│ │февраля 2000 г. N 49, а │ │

│ │также в соответствии с │ │

│ │Межотраслевыми правилами │ │

│ │охраны труда (безопасности) │ │

│ │при эксплуатации │ │

│ │электроустановок ПОТРМ-016- │ │

│ │2001, на основании знаний │ │

│ │которых присваивается группа │ │

│ │по электробезопасности │ │

└───┴──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘