Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Свод замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Свод замечаний и предложений субъектов

предпринимательской и иной деятельности, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации

по приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37

"О порядке подготовки и аттестации работников организаций,

поднадзорных федеральной службе по экологическому,

технологическому и атомному надзору"

┌─────────────┬───────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│ Структурный │ Замечания и (или) предложения │ Комментарии │

│ элемент │ │ Минэкономразвития │

│проекта акта │ │ России │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 2 │ Порядок подготовки, аттестации│ Разработчику │

│ Положения 1 │руководителей и специалистов в│ нормативного акта │

│ │электроэнергетике осуществляется в│ предлагается │

│ │соответствии с требованиями Правил│ ознакомиться с │

│ │работы с персоналом в организациях│ данной позицией и │

│ │электроэнергетики Российской│ учесть при │

│ │Федерации, утв. приказом Министерства│ доработке проекта │

│ │топлива и энергетики Российской│ акта. │

│ │Федерации от 19 февраля 2000 г. N 49│ │

│ │(зарегистрирован в Минюсте России 16│ │

│ │марта 2000 г. N 2150, далее - ПРПЭ),│ │

│ │т.е. на 7 лет раньше разработки│ │

│ │Приказа N 37. │ │

│ │ Для электроэнергетики│ │

│ │регулирование Приказом N 37 в полной│ │

│ │мере является избыточным, поскольку│ │

│ │существует другой документ,│ │

│ │регулирующий аналогичные вопросы│ │

│ │(ПРПЭ). Согласно пункту 1.2 ПРПЭ│ │

│ │правила являются руководящим│ │

│ │документом для персонала предприятий,│ │

│ │организаций и учреждений (далее -│ │

│ │организаций) независимо от форм│ │

│ │собственности и ведомственной│ │

│ │принадлежности, осуществляющих│ │

│ │проектирование, эксплуатацию, ремонт,│ │

│ │наладку, испытание, организацию и│ │

│ │контроль работы оборудования, зданий и│ │

│ │сооружений, входящих в состав│ │

│ │электроэнергетического производства, а│ │

│ │также выполняющих другие виды работ в│ │

│ │условиях действующего│ │

│ │электроэнергетического объекта, т.е.│ │

│ │охватывают весь цикл работы с│ │

│ │персоналом от подготовки по новой│ │

│ │должности, обучения, проверки знаний│ │

│ │до проведения периодичности обучения,│ │

│ │инструктажей и пр. │ │

│ │ Более того, в каждой организации│ │

│ │в соответствии с пункту 5.1 ПРПЭ│ │

│ │должен быть разработан порядок│ │

│ │проведения работы с персоналом,│ │

│ │согласован с органами Госэнергонадзора│ │

│ │и утвержден руководителем организации. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 4 │ Проверка знаний рабочих основных│ Разработчику │

│ Положения 2 │профессий в области безопасности│ нормативного акта │

│ │проводится в объеме квалификационных│ предлагается │

│ │требований, а также в объеме│ ознакомиться с │

│ │требований производственных│ данной позицией и │

│ │инструкций. │ учесть при │

│ │ Исключение из трактовки слов│ доработке проекта │

│ │"и/или инструкций для данной│ акта. │

│ │профессии" вносит ясность в процесс│ │

│ │проведения проверки знаний, т.к.│ │

│ │"инструкции для данной профессии" это,│ │

│ │по своей сути, инструкции по охране│ │

│ │труда для данной профессии. │ │

│ │ Инструкции для конкретной│ │

│ │профессии должны быть разработаны на│ │

│ │основе типовой инструкции, но для│ │

│ │рабочих основных профессий,│ │

│ │поднадзорных Ростехнадзору, в│ │

│ │большинстве своем они отсутствуют, что│ │

│ │вызывает вопросы при проведении│ │

│ │проверок со стороны территориальных│ │

│ │органов Ростехнадзора. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Подпункт а) │ Нормативный акт в части│ Разработчику │

│ пункта 10 │требования по аттестации специалистов,│ нормативного акта │

│ Положения 1 │осуществляющих строительство,│ предлагается │

│ │реконструкцию и капитальный ремонт│ ознакомиться с │

│ │опасных производственных объектов│ данной позицией и │

│ │(далее - ОПО), необоснованно затрудняют│ учесть при │

│ │ведение предпринимательской и│ доработке проекта │

│ │инвестиционной деятельности. │ акта. │

│ │ В пункте 2 статьи 9 "Требования│ │

│ │промышленной безопасности к│ │

│ │эксплуатации опасного│ │

│ │производственного объекта"│ │

│ │Федерального закона от 21 июля 1997 г.│ │

│ │N 116-ФЗ "О промышленной безопасности│ │

│ │опасных производственных объектов"│ │

│ │(далее - N 116-ФЗ), в рамках реализации│ │

│ │которого утвержден нормативный акт,│ │

│ │предусмотрено требование о прохождении│ │

│ │подготовки и аттестации в области│ │

│ │промышленной безопасности только│ │

│ │работников организаций,│ │

│ │эксплуатирующих опасные│ │

│ │производственные объекты. В статье 8│ │

│ │"Требования промышленной безопасности│ │

│ │к проектированию, строительству,│ │

│ │реконструкции, капитальному ремонту,│ │

│ │вводу в эксплуатацию, техническому│ │

│ │перевооружению, консервации и│ │

│ │ликвидации опасного производственного│ │

│ │объекта" N 116-ФЗ такого требования к│ │

│ │работникам строительных организаций│ │

│ │нет. │ │

│ │ В соответствии с пунктом 1 статьи│ │

│ │2 N 116-ФЗ опасными производственными│ │

│ │объектами являются предприятия или их│ │

│ │цехи, участки, площадки, а также иные│ │

│ │производственные объекты, указанные в│ │

│ │приложении N 1 N 116-ФЗ, на которых│ │

│ │получаются, используются,│ │

│ │перерабатываются, образуются,│ │

│ │хранятся, транспортируются,│ │

│ │уничтожаются опасные вещества,│ │

│ │работает оборудование, ведутся горные│ │

│ │работы. Работы по строительству,│ │

│ │реконструкции, капитальному ремонту│ │

│ │ОПО в данном приложении отсутствуют. │ │

│ │ В соответствии с пунктом 2 статьи│ │

│ │3 N 116-ФЗ требования промышленной│ │

│ │безопасности должны соответствовать в│ │

│ │том числе нормам строительства, а│ │

│ │также обязательным требованиям,│ │

│ │установленным в соответствии с│ │

│ │законодательством Российской Федерации│ │

│ │о техническом регулировании.│ │

│ │Положением 1 нормативного акта│ │

│ │предусматривается предаттестационная│ │

│ │подготовка и аттестация, в том числе│ │

│ │специалистов, осуществляющих│ │

│ │деятельность по строительству,│ │

│ │реконструкции, капитальному ремонту│ │

│ │ОПО, на знание правил промышленной│ │

│ │безопасности. При этом данные правила│ │

│ │не содержат или содержат только│ │

│ │некоторые строительные нормы и│ │

│ │правила. │ │

│ │ Таким образом, НПА противоречит│ │

│ │нормам N 116-ФЗ и устанавливает│ │

│ │необоснованное требование по│ │

│ │аттестации специалистов,│ │

│ │осуществляющих строительную│ │

│ │деятельность. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 12Пункт 12 Положения 1 предлагается│ Разработчику │

│ Положения 1 │представить в следующей редакции: │ нормативного акта │

│ │Первичная аттестация специалистов│ предлагается │

│ │проводится не позднее одного месяца: │ ознакомиться с │

│ │- при назначении на должность; │ данной позицией и │

│ │- при переводе на другую работу,│ учесть при │

│ │отличающуюся от предыдущей по условиям│ доработке проекта │

│ │и наличию дополнительных требований│ акта. Учтено при │

│ │нормативных документов в области│ проведении │

│ │промышленной безопасности; │ экспертизы │

│ │- при переходе из одной организации в│нормативного акта. │

│ │другую. Действующая редакция пункта│ │

│ │предусматривает необходимость│ │

│ │постоянного проведения аттестации│ │

│ │работника при переводе его на другую│ │

│ │работу даже при наличии действующих│ │

│ │(на момент перевода) результатов│ │

│ │аттестации в области промышленной│ │

│ │безопасности. │ │

│ │ Предлагаемое изменение позволит│ │

│ │исключить вышеуказанное несоответствие│ │

│ │и проводить аттестацию работника при│ │

│ │переводе его на другую работу только│ │

│ │по тем Правилам и нормам безопасности,│ │

│ │по которым он не был аттестован и│ │

│ │которые ему необходимы при выполнении│ │

│ │новых функциональных обязанностей. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Считаем целесообразным в пункте│ Разработчику │

│ │12 Положения 1 увеличить сроки│ нормативного акта │

│ │прохождения первичной аттестации│ предлагается │

│ │специалистов до трех месяцев. Это│ ознакомиться с │

│ │вызвано повышенной нагрузкой на│ данной позицией и │

│ │аттестационные комиссии Ростехнадзора. │ учесть при │

│ │ │ доработке проекта │

│ │ │ акта. │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Вследствие того, что ко всем│ Разработчику │

│ │работникам в рамках одной области│ нормативного акта │

│ │аттестации предъявляются одинаковые│ предлагается │

│ │аттестационные требования, результаты│ ознакомиться с │

│ │аттестации должны относиться к│ данной позицией и │

│ │конкретному физическому лицу без учета│ учесть при │

│ │занимаемой должности и организации-│ доработке проекта │

│ │работодателя. В настоящее время в│ акта. │

│ │аттестационном удостоверении│ │

│ │указывается ФИО, должность и название│ │

│ │организации. Предлагаем убрать│ │

│ │название должности и организации. При│ │

│ │назначении на новое место работы│ │

│ │сотрудник должен быть аттестован│ │

│ │только по недостающим областям.│ │

│ │Периодическая аттестация должна│ │

│ │проводиться в сроки, предусмотренные│ │

│ │соответствующими нормативными│ │

│ │актами (например: раз в три года или│ │

│ │раз в пять лет) │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Дополнить новым абзацем: │ Разработчику │

│ │ При переходе на другую работу│ нормативного акта │

│ │(должность), в другую организацию, а│ предлагается │

│ │также при расширении области│ ознакомиться с │

│ │аттестации, возможна первичная│ данной позицией и │

│ │аттестация специалистов без│ учесть при │

│ │прохождения предаттестационной│ доработке проекта │

│ │подготовки при наличии подтверждения│ акта. │

│ │действующей аттестации на прежнем│ │

│ │месте работы. Очередная аттестации│ │

│ │проводится без предаттестационной│ │

│ │подготовки. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Порядок аттестации обязывает│ Разработчику │

│ │проходить обучение и проверку знаний│ нормативного акта │

│ │(аттестацию) в случае увольнения│ предлагается │

│ │работника и его поступления в другую│ ознакомиться с │

│ │организацию, а также при переводе│ данной позицией и │

│ │работника на другую должность в той же│ учесть при │

│ │организации. │ доработке проекта │

│ │ При этом не учитывается│ акта. Учтено при │

│ │возможность поступления работника на│ проведении │

│ │аналогичную ранее занимаемой│ экспертизы │

│ │должность. В итоге, вполне возможна на│нормативного акта. │

│ │практике ситуация, когда работник,│ │

│ │получив удостоверение об аттестации,│ │

│ │увольняется (переводится) и при│ │

│ │поступлении на аналогичную должность│ │

│ │вновь обязан проходить обучение. Все│ │

│ │это ведет к излишним тратам│ │

│ │организаций (временным и денежным),│ │

│ │обязанных направлять работников на│ │

│ │обучение и проверку знаний│ │

│ │(аттестацию) вновь. │ │

│ │ Примечание: выше не│ │

│ │рассматривалась ситуация с проведением│ │

│ │инструктажей по безопасности. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Пункт 12 Положения 1 предлагается│ Разработчику │

│ │представить в следующей редакции: │ нормативного акта │

│ │ Первичная аттестация специалистов│ предлагается │

│ │проводится не позднее одного месяца: │ ознакомиться с │

│ │ при назначении на должность│ данной позицией и │

│ │неаттестованного ранее специалиста; │ учесть при │

│ │ при переводе на другую работу,│ доработке проекта │

│ │если при осуществлении должностных│ акта. │

│ │обязанностей на этой работе требуется│ │

│ │проведение аттестации по│ │

│ │дополнительным областям; │ │

│ │ при переходе из одной организации│ │

│ │в другую, если при осуществлении│ │

│ │должностных обязанностей на этой│ │

│ │работе требуется проведение аттестации│ │

│ │по областям, по которым специалист не│ │

│ │аттестован ранее. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 13 │Установить периодичность аттестации│ Разработчику │

│ Положения 1 │одинаковую для всех специалистов и по│ нормативного акта │

│ │всем видам надзора - 5 лет │ предлагается │

│ │ │ ознакомиться с │

│ │ │ данной позицией и │

│ │ │ учесть при │

│ │ │ доработке проекта │

│ │ │ акта. Учтено при │

│ │ │ проведении │

│ │ │ экспертизы │

│ │ │нормативного акта. │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │В настоящее время аттестация│ Разработчику │

│ │работников организаций в строительном│ нормативного акта │

│ │производстве регулируется п. 8 ст.│ предлагается │

│ │55.5 Градостроительного кодекса│ ознакомиться с │

│ │Российской Федерации (далее - ГрК).│ данной позицией и │

│ │Установленные обсуждаемым НПА сроки и│ учесть при │

│ │порядок проведения аттестации│ доработке проекта │

│ │практически не отличаются от сроков и│ акта. Учтено при │

│ │порядка проведения аттестации,│ проведении │

│ │осуществляемых в соответствии с ГрК. │ экспертизы │

│ │Кроме того, тематика проверяемых│нормативного акта. │

│ │вопросов в соответствии с областью│ │

│ │аттестации для работников организаций,│ │

│ │осуществляющих строительство,│ │

│ │утвержденной Приказом от 06.04.2012│ │

│ │N 233, практически не содержит│ │

│ │вопросов, относящихся непосредственно│ │

│ │к безопасному производству работ,│ │

│ │влияющих на безопасность строящихся│ │

│ │объектов. Представляется│ │

│ │целесообразным вопросы промышленной│ │

│ │безопасности ввести одной из областей│ │

│ │аттестации, проводимой в соответствии с│ │

│ │требованиями ГрК. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 18 │Дополнить пункт двумя дополнительными│ Разработчику │

│ Положения 1 │абзацами: │ нормативного акта │

│ │О времени и месте работы│ предлагается │

│ │аттестационной комиссии│ ознакомиться с │

│ │территориальный орган Федеральной│ данной позицией и │

│ │службы по экологическому,│ учесть при │

│ │технологическому и атомному надзору│ доработке проекта │

│ │должен быть уведомлен не менее чем за│ акта. │

│ │десять дней. В случае невозможности│ │

│ │присутствия представителя│ │

│ │территориального органа Ростехнадзора│ │

│ │в указанный срок возможен перенос│ │

│ │срока заседания комиссии не более чем│ │

│ │на 5 рабочих дней на основании│ │

│ │обращения территориального органа│ │

│ │Ростехнадзора. При отсутствии│ │

│ │обращения Ростехнадзора о│ │

│ │необходимости переноса срока неявка│ │

│ │представителя комиссии│ │

│ │территориального органа Ростехнадзора│ │

│ │для участия в работе аттестационной│ │

│ │комиссии организации, в том числе и в│ │

│ │случаях, если обязательность их│ │

│ │участия предусмотрена соответствующими│ │

│ │нормативными правовыми актами, не│ │

│ │является основанием для отмены│ │

│ │заседаний комиссии и не влияет на│ │

│ │принятие комиссией решений в рамках ее│ │

│ │компетенции. │ │

│ │Решением руководителя организации,│ │

│ │численностью менее 5 тыс. человек,│ │

│ │аттестационная комиссия может не│ │

│ │создаваться. При этом аттестация│ │

│ │специалистов организации проводится в│ │

│ │территориальных аттестационных│ │

│ │комиссиях Федеральной службы по│ │

│ │экологическому, технологическому и│ │

│ │атомному надзору. │ │

│ │Относительно первого дополнительного│ │

│ │абзаца: │ │

│ │В соответствии с действующими│ │

│ │нормативными правовыми актами в│ │

│ │отдельных случаях требуется│ │

│ │обязательное проведение аттестации│ │

│ │работника с участием представителя│ │

│ │Ростехнадзора. Имеются случаи│ │

│ │неприбытия представителя Ростехнадзора│ │

│ │для участия в проведении аттестации│ │

│ │специалистов, что вызывает│ │

│ │необходимость переноса или срыва│ │

│ │проверки знаний. Результатом этого│ │

│ │является допуск на объекты│ │

│ │неаттестованного работника. Проведение│ │

│ │аттестации без участия представителя│ │

│ │Ростехнадзора (в случаях обязательного│ │

│ │его присутствия) вызывает риски│ │

│ │отстранения работников от работы по│ │

│ │причине аттестации нелегитимной│ │

│ │комиссией. Принятие вышеуказанного│ │

│ │дополнения в приказ позволит исключить│ │

│ │отмеченные проблемы и риски. │ │

│ │Относительно второго дополнительного│ │

│ │абзаца: │ │

│ │Действующей редакцией приказа│ │

│ │предусмотрено прохождение аттестации│ │

│ │специалистов организации,│ │

│ │эксплуатирующей опасные│ │

│ │производственные объекты, только в│ │

│ │аттестационной комиссии предприятия│ │

│ │(АКП). При этом в отдельных обществах│ │

│ │при незначительной численности│ │

│ │работающих возникают сложности по│ │

│ │созданию полноценных АКП. Кроме того,│ │

│ │зачастую в состав комиссий включают│ │

│ │работников, не имеющих никакого│ │

│ │отношения к производству, к вопросам│ │

│ │промышленной безопасности. │ │

│ │Предоставление права прохождения│ │

│ │аттестации специалистов организаций,│ │

│ │не имеющих собственных АКП, в│ │

│ │территориальных аттестационных│ │

│ │комиссиях устранит вышеуказанную│ │

│ │проблему. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ В пункте 18 Положения 1 об│ Разработчику │

│ │аттестации установлены требования к│ нормативного акта │

│ │составу аттестационных комиссий│ предлагается │

│ │поднадзорных организаций, закреплена│ ознакомиться с │

│ │норма, согласно которой по инициативе│ данной позицией и │

│ │председателя аттестационной комиссии│ учесть при │

│ │организации или его заместителя в│ доработке проекта │

│ │состав комиссии по согласованию могут│ акта. │

│ │включаться представители│ │

│ │территориальных органов Федеральной│ │

│ │службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору,│ │

│ │если обязательность их участия не│ │

│ │предусмотрена соответствующими│ │

│ │нормативными правовыми актами. │ │

│ │ В связи с особой важностью│ │

│ │деятельности по проведению обсуждаемой│ │

│ │аттестации и необходимостью достижения│ │

│ │высокой качественности ее результатов│ │

│ │представляется необходимым внести в│ │

│ │пункте 18 Положения 1 об аттестации│ │

│ │изменения, согласно которым в│ │

│ │аттестационные комиссии в обязательном│ │

│ │порядке должен включаться│ │

│ │представитель территориальных органов│ │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору с│ │

│ │правом решающего голоса. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 18 │ "Перед допуском к самостоятельной│ │

│ Положения 2 │работе на объекте рабочие проходят│ │

│ │инструктаж по безопасности в объеме│ │

│ │производственной инструкции и│ │

│ │стажировку на рабочем месте". │ │

│ │или │ │

│ │"Перед допуском к самостоятельной│ │

│ │работе на объекте рабочие проходят│ │

│ │инструктаж по безопасности в объеме│ │

│ │инструкции для данной профессии и│ │

│ │стажировку на рабочем месте." │ │

│ │Из-за отсутствия конкретизации в│ │

│ │термине "инструктаж по безопасности"│ │

│ │со стороны контролирующих органов│ │

│ │возникают претензии к порядку│ │

│ │проведения инструктажа. На предприятии│ │

│ │установлен порядок производства│ │

│ │инструктажей по охране труда, что│ │

│ │также относится к обеспечению│ │

│ │соблюдения требований безопасности, в│ │

│ │том числе и промышленной (согласно│ │

│ │статье 3 пункт 2 ФЗ N 116-ФЗ от│ │

│ │21.07.1997). Контролирующие органы│ │

│ │(считаем, что необоснованно) обращают│ │

│ │внимание на проведение инструктажей,│ │

│ │но в объеме производственных│ │

│ │инструкций. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 20Пункт 20 Положения 1 дополнить новым│ Разработчику │

│ Положения 1 │абзацем: │ нормативного акта │

│ │- руководители, члены аттестационных│ предлагается │

│ │комиссий организаций, численность│ ознакомиться с │

│ │работников которых менее 5000 человек; │ данной позицией и │

│ │- специалисты организаций, не имеющих│ учесть при │

│ │аттестационных комиссий. │ доработке проекта │

│ │Существующий порядок аттестации│ акта. Учтено при │

│ │руководителей, членов аттестационных│ проведении │

│ │комиссий организаций, численность│ экспертизы │

│ │работников которых более 2000 человек,│нормативного акта. │

│ │требует отрыва руководящего состава,│ │

│ │членов аттестационной комиссии│ │

│ │предприятия от управления│ │

│ │производством, значительных финансовых│ │

│ │затрат, связанных с командировками в г.│ │

│ │Москву для прохождения аттестации в│ │

│ │Центральной аттестационной комиссии│ │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору.│ │

│ │Кроме того, привязка к параметру│ │

│ │"численность работников организации│ │

│ │менее 2000 человек" не является в│ │

│ │достаточной степени объективной, при│ │

│ │высокой численности работников в│ │

│ │организации может находиться всего│ │

│ │несколько опасных производственных│ │

│ │объектов в следствие чего,│ │

│ │значительная часть персонала│ │

│ │предприятия ни каким образом не│ │

│ │связана с эксплуатацией опасных│ │

│ │производственных объектов. │ │

│ │Предлагаемые изменения (аттестация в│ │

│ │территориальных аттестационных│ │

│ │комиссиях по месту расположения│ │

│ │организации, изменение количественной│ │

│ │составляющей критерия "численность│ │

│ │работников организации) позволят│ │

│ │сократить дополнительные значительные│ │

│ │финансовые и непроизводственные│ │

│ │временные затраты, без ухудшения уровня│ │

│ │состояния промышленной безопасности│ │

│ │предприятия. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Пункт 20 Положения 1 изложить в│ │

│ │следующей редакции: │ │

│ │ В территориальных аттестационных│ │

│ │комиссиях Федеральной службы по│ │

│ │экологическому, технологическому и│ │

│ │атомному надзору проходят аттестацию: │ │

│ │ руководители организаций и их│ │

│ │заместителей, в должностные│ │

│ │обязанности которых входят вопросы│ │

│ │обеспечения безопасности работ; │ │

│ │ члены аттестационных комиссий│ │

│ │организаций; │ │

│ │ руководители и специалисты│ │

│ │экспертных организаций, выполняющих│ │

│ │работы для поднадзорных Федеральной│ │

│ │службе по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору│ │

│ │организаций; │ │

│ │ специалисты организаций,│ │

│ │осуществляющих подготовку и│ │

│ │профессиональное обучение по вопросам│ │

│ │безопасности; │ │

│ │ иные лица по решению председателя│ │

│ │Центральной аттестационной комиссии│ │

│ │или его заместителя. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Предприятия несут существенные│ Разработчику │

│ │финансовые затраты, связанные с│ нормативного акта │

│ │направлением членов аттестационной│ предлагается │

│ │комиссии предприятия в Центральный│ ознакомиться с │

│ │аппарат Ростехнадзора (Москва) из│ данной позицией и │

│ │регионов. │ учесть при │

│ │ Для многопрофильных предприятий│ доработке проекта │

│ │(с численностью более 2000 человек),│ акта. Учтено при │

│ │имеющих оборудование и технические│ проведении │

│ │устройства, попадающие в области│ экспертизы │

│ │промышленной безопасности А, Б 1 - Б│нормативного акта. │

│ │10, Г 1 - Г 3, Д (согласно│ │

│ │приложению 1 Положения 1), необходимо│ │

│ │провести аттестацию (минимум) 20 - 25│ │

│ │человек (руководителей предприятия, их│ │

│ │заместителей, членов аттестационных│ │

│ │комиссий, экспертов по промышленной│ │

│ │безопасности и т.д.). │ │

│ │Аттестация в ЦАК Ростехнадзора связана│ │

│ │с временными и организационными│ │

│ │ограничениями (только в определенный│ │

│ │день и только определенному количеству│ │

│ │лиц). │ │

│ │Принимая ориентировочную стоимость│ │

│ │затрат на 1 аттестацию в 60 000 руб.│ │

│ │(с учетом проезда (Челябинск-Москва)│ │

│ │и проживания в гостинице; │ │

│ │необходимое количество аттестуемых в│ │

│ │20 человек и количество областей│ │

│ │аттестации на 1 аттестуемого - 2,│ │

│ │затраты по предварительным оценкам│ │

│ │составят: │ │

│ │60 000 * 20 * 2 = 2 400 000 руб. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 21 │Изменить пункт 21 Положения 1: │ Разработчику │

│ Положения 1 │В Центральной аттестационной комиссии│ нормативного акта │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ предлагается │

│ │технологическому и атомному надзору│ ознакомиться с │

│ │проходят аттестацию: │ данной позицией и │

│ │руководители организаций и их│ учесть при │

│ │заместители, в должностные обязанности│ доработке проекта │

│ │которых входят вопросы обеспечения│ акта. │

│ │безопасности работ, численность│ │

│ │работников которых превышает 5000│ │

│ │человек; │ │

│ │- члены аттестационных комиссий│ │

│ │организаций, численность работников│ │

│ │которых превышает 5000 человек; │ │

│ │- иные лица по решению председателя│ │

│ │Центральной аттестационной комиссии│ │

│ │или его заместителя. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Пункт 21 Положения 1 изложить в│ Разработчику │

│ │следующей редакции: │ нормативного акта │

│ │В Центральной аттестационной комиссии│ предлагается │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ ознакомиться с │

│ │технологическому и атомному надзору│ данной позицией и │

│ │проходят аттестацию: │ учесть при │

│ │иные лица по решению председателя│ доработке проекта │

│ │Центральной аттестационной комиссии│ акта. │

│ │или его заместителя. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Аттестацию руководителей и│ │

│ │специалистов, членов аттестационных│ │

│ │комиссий предприятий проводить в│ │

│ │территориальных аттестационных│ │

│ │комиссиях. │ │

│ │ В Центральной аттестационной│ │

│ │комиссии проводить аттестацию│ │

│ │руководителей и специалистов, членов│ │

│ │аттестационных комиссий крупных│ │

│ │холдинговых компаний, осуществляющих│ │

│ │деятельность на территории нескольких│ │

│ │субъектов РФ, руководителей и│ │

│ │специалистов экспертных и проектных│ │

│ │организаций. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Требование пункта 21 Положения 1 в│ │

│ │части аттестации в ЦАК членов│ │

│ │аттестационных комиссий организаций,│ │

│ │численность работников которых│ │

│ │превышает 2000 человек, представляется│ │

│ │избыточным и недостаточно│ │

│ │обоснованным: │ │

│ │1. При условии возможности│ │

│ │самоподготовки и принятой в РТН единой│ │

│ │системы компьютерного тестирования│ │

│ │присутствие аттестуемых в ЦАК теряет│ │

│ │смысл. │ │

│ │2. Появляется необходимость замещения│ │

│ │руководителей и специалистов на время│ │

│ │поездки в ЦАК. │ │

│ │Увеличивается нагрузка на бизнес: │ │

│ │ 1. Необоснованные затраты на│ │

│ │командировки: на крупных предприятиях│ │

│ │с большим количеством опасных объектов│ │

│ │количество членов АК превышает 20│ │

│ │человек. │ │

│ │ 2. Потери рабочего времени:│ │

│ │необходимость на время замещения│ │

│ │руководителя аттестовать в ЦАК│ │

│ │большее количество специалистов. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ пункт 21 Положения 1 в│ │

│ │Центральной аттестационной комиссии│ │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору│ │

│ │проходят аттестацию: │ │

│ │ члены аттестационных комиссий│ │

│ │организаций, численность работников│ │

│ │которых превышает 2000 человек; │ │

│ │ Требование пункта является│ │

│ │чрезмерным для организаций.│ │

│ │Подразумевается, что члены│ │

│ │аттестационных комиссий организаций,│ │

│ │которые аттестуются в территориальных│ │

│ │комиссиях Ростехнадзора, получают по│ │

│ │всей видимости какой-то иной уровень│ │

│ │знаний и проверка проходит по какой-│ │

│ │либо иной процедуре? Тем самым│ │

│ │возникает вопрос - чем отличается│ │

│ │квалификация территориальной│ │

│ │аттестационной комиссии и Центральной│ │

│ │аттестационной комиссии Ростехнадзора? │ │

│ │ Требуются значительные временные│ │

│ │и материальные затраты для прохождения│ │

│ │аттестации руководителей и│ │

│ │специалистов организаций в Центральной│ │

│ │аттестационной комиссии Ростехнадзора│ │

│ │(г. Москва). │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Необходимо признать, что│ │

│ │серьезных прямых денежных издержек│ │

│ │субъекты предпринимательской и│ │

│ │инвестиционной деятельности в связи с│ │

│ │принятием нормативного акта не несут.│ │

│ │В качестве таких издержек можно│ │

│ │привести уплату государственной│ │

│ │пошлины за выдачу удостоверений (800│ │

│ │руб.), оплату командировочных│ │

│ │расходов, расходов на проживание,│ │

│ │амортизацию транспортных средств. │ │

│ │ В то же время установленная│ │

│ │данным нормативным актом процедура│ │

│ │подготовки и, особенно, аттестации│ │

│ │специалистов, выражается в серьезных│ │

│ │временных издержках, выражающихся в│ │

│ │отрыве специалистов от работы. В│ │

│ │частности, нормативным актом│ │

│ │установлено, что аттестация│ │

│ │специалистов может осуществляться│ │

│ │только в центральной аттестационной│ │

│ │комиссии или территориальных│ │

│ │аттестационных комиссиях. Как должна│ │

│ │проводиться аттестация специалистов│ │

│ │ОПО нормативный акт не определяет. В│ │

│ │этой связи Ростехнадзор пошел по пути│ │

│ │издания иных актов, которые│ │

│ │детализируют нормативный акт (и│ │

│ │которые, кстати, не регистрируются│ │

│ │Минюстом России). Так, приказом│ │

│ │Федеральной службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору от│ │

│ │12 июля 2010 г. N 591 утверждено│ │

│ │Положение об организации деятельности│ │

│ │аттестационных комиссий Федеральной│ │

│ │службы по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору. В│ │

│ │соответствии с п. 12 этого приказа│ │

│ │"Контроль знаний аттестуемых│ │

│ │осуществляется в аттестационных│ │

│ │комиссиях Службы в очной форме в│ │

│ │помещениях, занимаемых центральным│ │

│ │аппаратом и территориальными органами│ │

│ │Службы, с применением программных│ │

│ │средств и использованием│ │

│ │экзаменационных тестов, утверждаемых│ │

│ │Службой". │ │

│ │ Таким образом, для проведения│ │

│ │аттестации специалистам ОПО приходится│ │

│ │ехать иногда за сотни километров в ЦАК│ │

│ │или ТАК. │ │

│ │И это при том, что вообще-то говоря│ │

│ │качественно подготовиться к аттестации│ │

│ │не представляется возможным по той│ │

│ │причине, что, как отмечено выше,│ │

│ │должны быть "Экзаменационные тесты,│ │

│ │утвержденные Службой". Кто их видел,│ │

│ │например, на сайте Ростехнадзора? Да│ │

│ │никто. Странно как-то получается.│ │

│ │Служба себе поставила задачу своим│ │

│ │приказом и сама же, извините, начхала│ │

│ │на это. Это какое-то ноу-хау в│ │

│ │образовательной деятельности: мы вас│ │

│ │будем аттестовывать, но по каким│ │

│ │вопросам, не скажем. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Пункт 26 │ Порядок аттестации во многом│ │

│ Положения 2 │дублирует положения трудового│ │

│ │законодательства по охране труда и│ │

│ │технике безопасности, в особенности,│ │

│ │что касается подготовки и проверки│ │

│ │знаний работников организаций рабочих│ │

│ │специальностей. Порядком обучения по│ │

│ │охране труда и проверки знаний│ │

│ │требований охраны труда работников│ │

│ │организаций, утвержденным│ │

│ │постановлением Минтруда России и│ │

│ │Минобразования России от 13.01.2003 N│ │

│ │1/29, предусматриваются аналогичные│ │

│ │формы подготовки, включая виды│ │

│ │инструктажей и проверки знаний со│ │

│ │стажировкой. Совпадение относится и к│ │

│ │срокам такой подготовки, ее│ │

│ │периодичности. │ │

│ │ Так, повторный инструктаж│ │

│ │проводится в объеме первичного и под│ │

│ │руководством непосредственного│ │

│ │руководителя работ, что в случае с│ │

│ │инструктажем по охране труда, что вот│ │

│ │по вопросам безопасности,│ │

│ │установленным Порядком аттестации│ │

│ │Ростехнадзора. │ │

│ │ Более того, предусмотренная п. 26│ │

│ │Положения об организации обучения и│ │

│ │проверки знаний рабочих организаций,│ │

│ │поднадзорных Федеральной службе по│ │

│ │экологическому, технологическому и│ │

│ │атомному надзору проверка знаний│ │

│ │производственных инструкций│ │

│ │работниками организаций аналогична по│ │

│ │форме проверке знаний по охране труда,│ │

│ │установленной Порядком обучения по│ │

│ │охране труда и проверки знаний│ │

│ │требований охраны труда работников│ │

│ │организаций. При этом четко│ │

│ │разграничить на практике вопросы│ │

│ │охраны труда и промышленной,│ │

│ │энергетической и т.д. безопасности│ │

│ │представляется проблематичным.│ │

│ │Указанные вопросы включаются в│ │

│ │производственные инструкции по│ │

│ │должности, профессии. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

Раздел 2 │ К полномочиям Ростехнадзора│ Разработчику │

│ Положения 2 │законодательством не отнесено│ нормативного акта │

│ │регулирование вопросов получения│ предлагается │

│ │гражданами начального и прочих уровней│ ознакомиться с │

│ │образования. По этой причине│ данной позицией и │

│ │представляется не ясным сам статус│ учесть при │

│ │подготовки, изложенный в разделе II│ доработке проекта │

│ │"Профессиональное обучение рабочих│ акта. │

│ │основных профессий" Положения 2, о│ │

│ │каком "образовании" идет речь и какова│ │

│ │необходимость его получения в случае│ │

│ │поступления на работу лиц, имеющих│ │

│ │соответствующее профильное образование│ │

│ │(начального, среднего или высшего│ │

│ │уровней образования)? Аналогично -│ │

│ │аттестация, предусмотренная для│ │

│ │специалистов Положением 1? │ │

│ │ Необходимо принимать во внимание│ │

│ │и действующие профессиональные│ │

│ │образовательные стандарты,│ │

│ │утверждаемые Минобрнауки России,│ │

│ │которые, если того требует выполнение│ │

│ │трудовых обязанностей по специальности│ │

│ │(должности), включают в себя и│ │

│ │изучение с последующей аттестацией│ │

│ │вопросов промышленной безопасности.│ │

│ │Что, в итоге, делает излишним│ │

│ │прохождение спецкурсов отдельными│ │

│ │работниками для осуществления ими│ │

│ │профессиональной деятельности│ │

│ │(вчерашнего выпускника с "красным"│ │

│ │дипломом, который уже был аттестован│ │

│ │на предмет знаний по промышленной│ │

│ │безопасности, ждет очередное обучение│ │

│ │и аттестация?). │ │

│ │ Как следствие изложенного, на│ │

│ │сегодняшний день сложилась ситуация,│ │

│ │когда поднадзорные Ростехнадзору│ │

│ │организации вынуждены нести│ │

│ │значительные и необоснованные расходы,│ │

│ │оплачивая услуги псевдо│ │

│ │образовательных организаций (в среднем│ │

│ │стоимость "корочки" составляет около│ │

│ │2000 руб. для рабочих специальностей)│ │

│ │в отношении работников, уже имеющих│ │

│ │подтвержденное соответствующим│ │

│ │дипломом профессиональное профильное│ │

│ │образование. │ │

│ │ Указанное, в том числе, является│ │

│ │и нарушением конституционных прав│ │

│ │работников на образование и труд, не│ │

│ │имеющих возможности для свободной│ │

│ │реализации своих прав в качестве│ │

│ │подготовленного и аттестованного│ │

│ │специалиста, о чем имеется диплом│ │

│ │государственного образца. │ │

├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ В целом по │ В целом, объекты, подконтрольные│ Разработчику │

│нормативному │Ростехнадзору, потенциально опасны, и│ нормативного акта │

акту │их безопасная эксплуатация важна для│ предлагается │

│ │интересов безопасности государства,│ ознакомиться с │

│ │жизнеобеспечения населения. Именно│ данной позицией и │

│ │поэтому их должны обслуживать│ учесть при │

│ │квалифицированные руководители и│ доработке проекта │

│ │специалисты. Соответственно и порядок│ акта. │

│ │оценки их квалификации должен│ │

│ │устанавливаться государством. │ │

│ │ Вместе с тем, применительно к│ │

│ │электроэнергетике требования явно│ │

│ │излишние, дублируют порядок подготовки│ │

│ │и проверки знаний, устанавливаемый│ │

│ │уполномоченным на это органом│ │

│ │исполнительной власти - Минэнерго│ │

│ │России (подпункт 4.2.10 Положения о│ │

│ │Минэнерго России, утв. постановлением│ │

│ │Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 -│ │

│ │самостоятельно принимает единые│ │

│ │аттестационные требования к лицам,│ │

│ │осуществляющим профессиональную│ │

│ │деятельность в электроэнергетике) │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Необходима дифференциация│ │

│ │программ обучения и аттестации для│ │

│ │сотрудников разного уровня в│ │

│ │соответствии с их функциональными│ │

│ │обязанностями. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │Введение данного нормативного акта│ Разработчику │

│ │государственного регулирования│ нормативного акта │

│ │заставит нести малый бизнес│ предлагается │

│ │дополнительные необоснованные издержки│ ознакомиться с │

│ │при выполнении работ (оказании услуг),│ данной позицией и │

│ │не оказывающих влияние на безопасность│ учесть при │

│ │объектов капитального строительства.│ доработке проекта │

│ │Издержки на подготовку к аттестации и│ акта. │

│ │аттестацию, только по отрасли│ │

│ │строительство, могут превысить 1 млрд.│ │

│ │500 млн. рублей в год. Федеральной│ │

│ │службе по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору│ │

│ │необходимо разработать к нормативному│ │

│ │акту однозначные и исчерпывающие│ │

│ │Приложения, с перечнем должностей│ │

│ │специалистов и профессий работников, в│ │

│ │отношении которых применяются│ │

│ │требования настоящего нормативного│ │

│ │акта. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ Считаем целесообразным проводить│ │

│ │аттестацию специалистов не в привязке│ │

│ │к организации, а в привязке к│ │

│ │специалисту и к "Областям аттестации│ │

│ │(проверки знаний) руководителей и│ │

│ │специалистов организаций, поднадзорных│ │

│ │Федеральной службе по экологическому,│ │

│ │технологическому и атомному надзору"│ │

│ │(утвержденным Приказом Ростехнадзора│ │

│ │от 6 апреля 2012 года N 233). Таким│ │

│ │образом, работодателю удастся избежать│ │

│ │необоснованных трат в случае перехода│ │

│ │специалиста из одной организации в│ │

│ │другую, а сам специалист не будет│ │

│ │вынужден проходить аттестацию│ │

│ │повторно. Кроме того, специалисту│ │

│ │дополнительно не придется│ │

│ │аттестоваться и в том случае, если он│ │

│ │собирается работать по│ │

│ │совместительству. │ │

│ │ Кроме того, следует предусмотреть│ │

│ │создание Единого реестра аттестованных│ │

│ │специалистов, предусмотрев при этом│ │

│ │его размещение в открытом доступе, в│ │

│ │том числе сети Интернет. │ │

│ │ Данный подход соответствует│ │

│ │международной практике. │ │

│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ │ 1. Нормативный акт неоднозначно│ Разработчику │

│ │определяет, какие категории подлежат│ нормативного акта │

│ │обязательной аттестации: то ли│ предлагается │

│ │руководители и специалисты, то ли│ ознакомиться с │

│ │специалисты. │ данной позицией и │

│ │ О подготовке и аттестации│ учесть при │

│ │специалистов речь идет в п. п. 2, 3,│ доработке проекта │

│ │5, 10, 11, 12, 13, 19 указанного│ акта. │

│ │приложения к нормативному акту. │ │

│ │ Но в п. п. 14, 15, 20, 21 и 24│ │

│ │аттестовываться должны руководители и│ │

│ │специалисты. │ │

│ │ Указанное противоречие│ │

│ │свидетельствует об юридико-│ │

│ │лингвистической неопределенности│ │

│ │нормативного акта, выражающееся в│ │

│ │возможности применения двусмысленных│ │

│ │требований в отношении юридических лиц│ │

│ │или индивидуальных предпринимателей и│ │

│ │связанных с этим возможных│ │

│ │злоупотреблений. │ │

│ │ 2. Основное положение│ │

│ │нормативного акта, необоснованно│ │

│ │затрудняющее ведение│ │

│ │предпринимательской и инвестиционной│ │

│ │деятельности, заключается в том, что│ │

│ │аттестация специалистов,│ │

│ │эксплуатирующих ОПО, и членов│ │

│ │аттестационных комиссий организаций│ │

│ │должна осуществляться в аттестационных│ │

│ │комиссиях Ростехнадзора. На наш│ │

│ │взгляд, аттестация руководителей и│ │

│ │специалистов не должна проводиться в│ │

│ │той структуре, которая в свою очередь│ │

│ │осуществляет по существу контроль│ │

│ │(надзор) за деятельностью ей же│ │

│ │аттестованных специалистов. │ │

│ │ Такая практика: │ │

│ │ а) противоречит существующим│ │

│ │международным практикам, например при│ │

│ │проведении сертификации на│ │

│ │соответствие стандартам серии ИСО,│ │

│ │когда в основу объективности внешней│ │

│ │оценки ставится принцип независимости│ │

│ │органа по сертификации и│ │

│ │сертифицируемой организации; │ │

│ │ б) противоречит сложившимся│ │

│ │отечественным практикам: │ │

│ │ - постановление Минтруда и│ │

│ │Минобразования России от 13.01.2003│ │

│ │N 1/29 устанавливает порядок обучения│ │

│ │и проверки знания требований охраны│ │

│ │труда в организациях. Вопрос охраны│ │

│ │труда не менее важен и ответственен,│ │

│ │чем вопрос безопасной эксплуатации│ │

│ │ОПО. Однако, в соответствии с этим│ │

│ │документом органы надзора│ │

│ │(государственные инспекции труда в│ │

│ │субъектах РФ) не проводят проверку│ │

│ │знаний требований охраны труда, а│ │

│ │осуществляют контроль за ее│ │

│ │проведением; │ │

│ │ - Нормами пожарной безопасности│ │

│ │"Обучение мерам пожарной безопасности│ │

│ │работников организаций", утв. Приказом│ │

│ │МЧС России от 12.12.2007 N 645│ │

│ │установлен порядок обучения и проверки│ │

│ │знаний мер пожарной безопасности.│ │

│ │Вопрос пожарной безопасности также не│ │

│ │менее важен и ответственен, чем вопрос│ │

│ │безопасной эксплуатации ОПО. Однако и│ │

│ │в этом документе органы│ │

│ │государственного пожарного надзора не│ │

│ │проводят проверку знаний требований│ │

│ │пожарной безопасности, а осуществляет│ │

│ │контроль за ее проведением; │ │

│ │ 3. Нормативный акт│ │

│ │зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта│ │

│ │2007 г. за N 9133. Очевидно, что│ │

│ │изменения в зарегистрированный│ │

│ │нормативный акт также должны│ │

│ │регистрироваться в Минюсте. Ничего│ │

│ │подобного с данным нормативным актом│ │

│ │не происходит. │ │

│ │ Приложение 1 к Положению 1,│ │

│ │утвержденному нормативному акту,│ │

│ │устанавливает форму протокола и│ │

│ │удостоверения об аттестации. В этих│ │

│ │формах однозначно определены т.н.│ │

│ │области аттестации: А, Б (от Б1 до│ │

│ │Б12), В (а это т.н. "экологическая│ │

│ │безопасность", только не понятно,│ │

│ │при чем здесь в настоящее время│ │

│ │Ростехнадзор) и т.д. │ │

│ │ Поддержание нормативного акта в│ │

│ │актуальном состоянии - это понятная и│ │

│ │нужная задача. Жизнь идет вперед,│ │

│ │появляются новая техника и технологии.│ │

│ │Наверняка нужно уточнять и области│ │

│ │аттестации специалистов. Но как лихо│ │

│ │решается такая задача. Ростехнадзор│ │

│ │издает приказ от 06.04.2012 N 233│ │

│ │"Об утверждении областей аттестации│ │

│ │(проверки знаний) руководителей и│ │

│ │специалистов организаций, поднадзорных│ │

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.