Свод замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
Свод замечаний и предложений субъектов
предпринимательской и иной деятельности, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
по приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37
"О порядке подготовки и аттестации работников организаций,
поднадзорных федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору"
┌─────────────┬───────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Структурный │ Замечания и (или) предложения │ Комментарии │
│ элемент │ │ Минэкономразвития │
│проекта акта │ │ России │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 2 │ Порядок подготовки, аттестации│ Разработчику │
│ Положения 1 │руководителей и специалистов в│ нормативного акта │
│ │электроэнергетике осуществляется в│ предлагается │
│ │соответствии с требованиями Правил│ ознакомиться с │
│ │работы с персоналом в организациях│ данной позицией и │
│ │электроэнергетики Российской│ учесть при │
│ │Федерации, утв. приказом Министерства│ доработке проекта │
│ │топлива и энергетики Российской│ акта. │
│ │Федерации от 19 февраля 2000 г. N 49│ │
│ │(зарегистрирован в Минюсте России 16│ │
│ │марта 2000 г. N 2150, далее - ПРПЭ),│ │
│ │т.е. на 7 лет раньше разработки│ │
│ │Приказа N 37. │ │
│ │ Для электроэнергетики│ │
│ │регулирование Приказом N 37 в полной│ │
│ │мере является избыточным, поскольку│ │
│ │существует другой документ,│ │
│ │регулирующий аналогичные вопросы│ │
│ │(ПРПЭ). Согласно пункту 1.2 ПРПЭ│ │
│ │правила являются руководящим│ │
│ │документом для персонала предприятий,│ │
│ │организаций и учреждений (далее -│ │
│ │организаций) независимо от форм│ │
│ │собственности и ведомственной│ │
│ │принадлежности, осуществляющих│ │
│ │проектирование, эксплуатацию, ремонт,│ │
│ │наладку, испытание, организацию и│ │
│ │контроль работы оборудования, зданий и│ │
│ │сооружений, входящих в состав│ │
│ │электроэнергетического производства, а│ │
│ │также выполняющих другие виды работ в│ │
│ │условиях действующего│ │
│ │электроэнергетического объекта, т.е.│ │
│ │охватывают весь цикл работы с│ │
│ │персоналом от подготовки по новой│ │
│ │должности, обучения, проверки знаний│ │
│ │до проведения периодичности обучения,│ │
│ │инструктажей и пр. │ │
│ │ Более того, в каждой организации│ │
│ │в соответствии с пункту 5.1 ПРПЭ│ │
│ │должен быть разработан порядок│ │
│ │проведения работы с персоналом,│ │
│ │согласован с органами Госэнергонадзора│ │
│ │и утвержден руководителем организации. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 4 │ Проверка знаний рабочих основных│ Разработчику │
│ Положения 2 │профессий в области безопасности│ нормативного акта │
│ │проводится в объеме квалификационных│ предлагается │
│ │требований, а также в объеме│ ознакомиться с │
│ │требований производственных│ данной позицией и │
│ │инструкций. │ учесть при │
│ │ Исключение из трактовки слов│ доработке проекта │
│ │"и/или инструкций для данной│ акта. │
│ │профессии" вносит ясность в процесс│ │
│ │проведения проверки знаний, т.к.│ │
│ │"инструкции для данной профессии" это,│ │
│ │по своей сути, инструкции по охране│ │
│ │труда для данной профессии. │ │
│ │ Инструкции для конкретной│ │
│ │профессии должны быть разработаны на│ │
│ │основе типовой инструкции, но для│ │
│ │рабочих основных профессий,│ │
│ │поднадзорных Ростехнадзору, в│ │
│ │большинстве своем они отсутствуют, что│ │
│ │вызывает вопросы при проведении│ │
│ │проверок со стороны территориальных│ │
│ │органов Ростехнадзора. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Подпункт а) │ Нормативный акт в части│ Разработчику │
│ пункта 10 │требования по аттестации специалистов,│ нормативного акта │
│ Положения 1 │осуществляющих строительство,│ предлагается │
│ │реконструкцию и капитальный ремонт│ ознакомиться с │
│ │опасных производственных объектов│ данной позицией и │
│ │(далее - ОПО), необоснованно затрудняют│ учесть при │
│ │ведение предпринимательской и│ доработке проекта │
│ │инвестиционной деятельности. │ акта. │
│ │ В пункте 2 статьи 9 "Требования│ │
│ │промышленной безопасности к│ │
│ │эксплуатации опасного│ │
│ │производственного объекта"│ │
│ │Федерального закона от 21 июля 1997 г.│ │
│ │N 116-ФЗ "О промышленной безопасности│ │
│ │опасных производственных объектов"│ │
│ │(далее - N 116-ФЗ), в рамках реализации│ │
│ │которого утвержден нормативный акт,│ │
│ │предусмотрено требование о прохождении│ │
│ │подготовки и аттестации в области│ │
│ │промышленной безопасности только│ │
│ │работников организаций,│ │
│ │эксплуатирующих опасные│ │
│ │производственные объекты. В статье 8│ │
│ │"Требования промышленной безопасности│ │
│ │к проектированию, строительству,│ │
│ │реконструкции, капитальному ремонту,│ │
│ │вводу в эксплуатацию, техническому│ │
│ │перевооружению, консервации и│ │
│ │ликвидации опасного производственного│ │
│ │объекта" N 116-ФЗ такого требования к│ │
│ │работникам строительных организаций│ │
│ │нет. │ │
│ │ В соответствии с пунктом 1 статьи│ │
│ │2 N 116-ФЗ опасными производственными│ │
│ │объектами являются предприятия или их│ │
│ │цехи, участки, площадки, а также иные│ │
│ │производственные объекты, указанные в│ │
│ │приложении N 1 N 116-ФЗ, на которых│ │
│ │получаются, используются,│ │
│ │перерабатываются, образуются,│ │
│ │хранятся, транспортируются,│ │
│ │уничтожаются опасные вещества,│ │
│ │работает оборудование, ведутся горные│ │
│ │работы. Работы по строительству,│ │
│ │реконструкции, капитальному ремонту│ │
│ │ОПО в данном приложении отсутствуют. │ │
│ │ В соответствии с пунктом 2 статьи│ │
│ │3 N 116-ФЗ требования промышленной│ │
│ │безопасности должны соответствовать в│ │
│ │том числе нормам строительства, а│ │
│ │также обязательным требованиям,│ │
│ │установленным в соответствии с│ │
│ │законодательством Российской Федерации│ │
│ │о техническом регулировании.│ │
│ │Положением 1 нормативного акта│ │
│ │предусматривается предаттестационная│ │
│ │подготовка и аттестация, в том числе│ │
│ │специалистов, осуществляющих│ │
│ │деятельность по строительству,│ │
│ │реконструкции, капитальному ремонту│ │
│ │ОПО, на знание правил промышленной│ │
│ │безопасности. При этом данные правила│ │
│ │не содержат или содержат только│ │
│ │некоторые строительные нормы и│ │
│ │правила. │ │
│ │ Таким образом, НПА противоречит│ │
│ │нормам N 116-ФЗ и устанавливает│ │
│ │необоснованное требование по│ │
│ │аттестации специалистов,│ │
│ │осуществляющих строительную│ │
│ │деятельность. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 12 │Пункт 12 Положения 1 предлагается│ Разработчику │
│ Положения 1 │представить в следующей редакции: │ нормативного акта │
│ │Первичная аттестация специалистов│ предлагается │
│ │проводится не позднее одного месяца: │ ознакомиться с │
│ │- при назначении на должность; │ данной позицией и │
│ │- при переводе на другую работу,│ учесть при │
│ │отличающуюся от предыдущей по условиям│ доработке проекта │
│ │и наличию дополнительных требований│ акта. Учтено при │
│ │нормативных документов в области│ проведении │
│ │промышленной безопасности; │ экспертизы │
│ │- при переходе из одной организации в│нормативного акта. │
│ │другую. Действующая редакция пункта│ │
│ │предусматривает необходимость│ │
│ │постоянного проведения аттестации│ │
│ │работника при переводе его на другую│ │
│ │работу даже при наличии действующих│ │
│ │(на момент перевода) результатов│ │
│ │аттестации в области промышленной│ │
│ │безопасности. │ │
│ │ Предлагаемое изменение позволит│ │
│ │исключить вышеуказанное несоответствие│ │
│ │и проводить аттестацию работника при│ │
│ │переводе его на другую работу только│ │
│ │по тем Правилам и нормам безопасности,│ │
│ │по которым он не был аттестован и│ │
│ │которые ему необходимы при выполнении│ │
│ │новых функциональных обязанностей. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Считаем целесообразным в пункте│ Разработчику │
│ │12 Положения 1 увеличить сроки│ нормативного акта │
│ │прохождения первичной аттестации│ предлагается │
│ │специалистов до трех месяцев. Это│ ознакомиться с │
│ │вызвано повышенной нагрузкой на│ данной позицией и │
│ │аттестационные комиссии Ростехнадзора. │ учесть при │
│ │ │ доработке проекта │
│ │ │ акта. │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Вследствие того, что ко всем│ Разработчику │
│ │работникам в рамках одной области│ нормативного акта │
│ │аттестации предъявляются одинаковые│ предлагается │
│ │аттестационные требования, результаты│ ознакомиться с │
│ │аттестации должны относиться к│ данной позицией и │
│ │конкретному физическому лицу без учета│ учесть при │
│ │занимаемой должности и организации-│ доработке проекта │
│ │работодателя. В настоящее время в│ акта. │
│ │аттестационном удостоверении│ │
│ │указывается ФИО, должность и название│ │
│ │организации. Предлагаем убрать│ │
│ │название должности и организации. При│ │
│ │назначении на новое место работы│ │
│ │сотрудник должен быть аттестован│ │
│ │только по недостающим областям.│ │
│ │Периодическая аттестация должна│ │
│ │проводиться в сроки, предусмотренные│ │
│ │соответствующими нормативными│ │
│ │актами (например: раз в три года или│ │
│ │раз в пять лет) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Дополнить новым абзацем: │ Разработчику │
│ │ При переходе на другую работу│ нормативного акта │
│ │(должность), в другую организацию, а│ предлагается │
│ │также при расширении области│ ознакомиться с │
│ │аттестации, возможна первичная│ данной позицией и │
│ │аттестация специалистов без│ учесть при │
│ │прохождения предаттестационной│ доработке проекта │
│ │подготовки при наличии подтверждения│ акта. │
│ │действующей аттестации на прежнем│ │
│ │месте работы. Очередная аттестации│ │
│ │проводится без предаттестационной│ │
│ │подготовки. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Порядок аттестации обязывает│ Разработчику │
│ │проходить обучение и проверку знаний│ нормативного акта │
│ │(аттестацию) в случае увольнения│ предлагается │
│ │работника и его поступления в другую│ ознакомиться с │
│ │организацию, а также при переводе│ данной позицией и │
│ │работника на другую должность в той же│ учесть при │
│ │организации. │ доработке проекта │
│ │ При этом не учитывается│ акта. Учтено при │
│ │возможность поступления работника на│ проведении │
│ │аналогичную ранее занимаемой│ экспертизы │
│ │должность. В итоге, вполне возможна на│нормативного акта. │
│ │практике ситуация, когда работник,│ │
│ │получив удостоверение об аттестации,│ │
│ │увольняется (переводится) и при│ │
│ │поступлении на аналогичную должность│ │
│ │вновь обязан проходить обучение. Все│ │
│ │это ведет к излишним тратам│ │
│ │организаций (временным и денежным),│ │
│ │обязанных направлять работников на│ │
│ │обучение и проверку знаний│ │
│ │(аттестацию) вновь. │ │
│ │ Примечание: выше не│ │
│ │рассматривалась ситуация с проведением│ │
│ │инструктажей по безопасности. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Пункт 12 Положения 1 предлагается│ Разработчику │
│ │представить в следующей редакции: │ нормативного акта │
│ │ Первичная аттестация специалистов│ предлагается │
│ │проводится не позднее одного месяца: │ ознакомиться с │
│ │ при назначении на должность│ данной позицией и │
│ │неаттестованного ранее специалиста; │ учесть при │
│ │ при переводе на другую работу,│ доработке проекта │
│ │если при осуществлении должностных│ акта. │
│ │обязанностей на этой работе требуется│ │
│ │проведение аттестации по│ │
│ │дополнительным областям; │ │
│ │ при переходе из одной организации│ │
│ │в другую, если при осуществлении│ │
│ │должностных обязанностей на этой│ │
│ │работе требуется проведение аттестации│ │
│ │по областям, по которым специалист не│ │
│ │аттестован ранее. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 13 │Установить периодичность аттестации│ Разработчику │
│ Положения 1 │одинаковую для всех специалистов и по│ нормативного акта │
│ │всем видам надзора - 5 лет │ предлагается │
│ │ │ ознакомиться с │
│ │ │ данной позицией и │
│ │ │ учесть при │
│ │ │ доработке проекта │
│ │ │ акта. Учтено при │
│ │ │ проведении │
│ │ │ экспертизы │
│ │ │нормативного акта. │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │В настоящее время аттестация│ Разработчику │
│ │работников организаций в строительном│ нормативного акта │
│ │производстве регулируется п. 8 ст.│ предлагается │
│ │55.5 Градостроительного кодекса│ ознакомиться с │
│ │Российской Федерации (далее - ГрК).│ данной позицией и │
│ │Установленные обсуждаемым НПА сроки и│ учесть при │
│ │порядок проведения аттестации│ доработке проекта │
│ │практически не отличаются от сроков и│ акта. Учтено при │
│ │порядка проведения аттестации,│ проведении │
│ │осуществляемых в соответствии с ГрК. │ экспертизы │
│ │Кроме того, тематика проверяемых│нормативного акта. │
│ │вопросов в соответствии с областью│ │
│ │аттестации для работников организаций,│ │
│ │осуществляющих строительство,│ │
│ │утвержденной Приказом от 06.04.2012│ │
│ │N 233, практически не содержит│ │
│ │вопросов, относящихся непосредственно│ │
│ │к безопасному производству работ,│ │
│ │влияющих на безопасность строящихся│ │
│ │объектов. Представляется│ │
│ │целесообразным вопросы промышленной│ │
│ │безопасности ввести одной из областей│ │
│ │аттестации, проводимой в соответствии с│ │
│ │требованиями ГрК. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 18 │Дополнить пункт двумя дополнительными│ Разработчику │
│ Положения 1 │абзацами: │ нормативного акта │
│ │О времени и месте работы│ предлагается │
│ │аттестационной комиссии│ ознакомиться с │
│ │территориальный орган Федеральной│ данной позицией и │
│ │службы по экологическому,│ учесть при │
│ │технологическому и атомному надзору│ доработке проекта │
│ │должен быть уведомлен не менее чем за│ акта. │
│ │десять дней. В случае невозможности│ │
│ │присутствия представителя│ │
│ │территориального органа Ростехнадзора│ │
│ │в указанный срок возможен перенос│ │
│ │срока заседания комиссии не более чем│ │
│ │на 5 рабочих дней на основании│ │
│ │обращения территориального органа│ │
│ │Ростехнадзора. При отсутствии│ │
│ │обращения Ростехнадзора о│ │
│ │необходимости переноса срока неявка│ │
│ │представителя комиссии│ │
│ │территориального органа Ростехнадзора│ │
│ │для участия в работе аттестационной│ │
│ │комиссии организации, в том числе и в│ │
│ │случаях, если обязательность их│ │
│ │участия предусмотрена соответствующими│ │
│ │нормативными правовыми актами, не│ │
│ │является основанием для отмены│ │
│ │заседаний комиссии и не влияет на│ │
│ │принятие комиссией решений в рамках ее│ │
│ │компетенции. │ │
│ │Решением руководителя организации,│ │
│ │численностью менее 5 тыс. человек,│ │
│ │аттестационная комиссия может не│ │
│ │создаваться. При этом аттестация│ │
│ │специалистов организации проводится в│ │
│ │территориальных аттестационных│ │
│ │комиссиях Федеральной службы по│ │
│ │экологическому, технологическому и│ │
│ │атомному надзору. │ │
│ │Относительно первого дополнительного│ │
│ │абзаца: │ │
│ │В соответствии с действующими│ │
│ │нормативными правовыми актами в│ │
│ │отдельных случаях требуется│ │
│ │обязательное проведение аттестации│ │
│ │работника с участием представителя│ │
│ │Ростехнадзора. Имеются случаи│ │
│ │неприбытия представителя Ростехнадзора│ │
│ │для участия в проведении аттестации│ │
│ │специалистов, что вызывает│ │
│ │необходимость переноса или срыва│ │
│ │проверки знаний. Результатом этого│ │
│ │является допуск на объекты│ │
│ │неаттестованного работника. Проведение│ │
│ │аттестации без участия представителя│ │
│ │Ростехнадзора (в случаях обязательного│ │
│ │его присутствия) вызывает риски│ │
│ │отстранения работников от работы по│ │
│ │причине аттестации нелегитимной│ │
│ │комиссией. Принятие вышеуказанного│ │
│ │дополнения в приказ позволит исключить│ │
│ │отмеченные проблемы и риски. │ │
│ │Относительно второго дополнительного│ │
│ │абзаца: │ │
│ │Действующей редакцией приказа│ │
│ │предусмотрено прохождение аттестации│ │
│ │специалистов организации,│ │
│ │эксплуатирующей опасные│ │
│ │производственные объекты, только в│ │
│ │аттестационной комиссии предприятия│ │
│ │(АКП). При этом в отдельных обществах│ │
│ │при незначительной численности│ │
│ │работающих возникают сложности по│ │
│ │созданию полноценных АКП. Кроме того,│ │
│ │зачастую в состав комиссий включают│ │
│ │работников, не имеющих никакого│ │
│ │отношения к производству, к вопросам│ │
│ │промышленной безопасности. │ │
│ │Предоставление права прохождения│ │
│ │аттестации специалистов организаций,│ │
│ │не имеющих собственных АКП, в│ │
│ │территориальных аттестационных│ │
│ │комиссиях устранит вышеуказанную│ │
│ │проблему. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ В пункте 18 Положения 1 об│ Разработчику │
│ │аттестации установлены требования к│ нормативного акта │
│ │составу аттестационных комиссий│ предлагается │
│ │поднадзорных организаций, закреплена│ ознакомиться с │
│ │норма, согласно которой по инициативе│ данной позицией и │
│ │председателя аттестационной комиссии│ учесть при │
│ │организации или его заместителя в│ доработке проекта │
│ │состав комиссии по согласованию могут│ акта. │
│ │включаться представители│ │
│ │территориальных органов Федеральной│ │
│ │службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору,│ │
│ │если обязательность их участия не│ │
│ │предусмотрена соответствующими│ │
│ │нормативными правовыми актами. │ │
│ │ В связи с особой важностью│ │
│ │деятельности по проведению обсуждаемой│ │
│ │аттестации и необходимостью достижения│ │
│ │высокой качественности ее результатов│ │
│ │представляется необходимым внести в│ │
│ │пункте 18 Положения 1 об аттестации│ │
│ │изменения, согласно которым в│ │
│ │аттестационные комиссии в обязательном│ │
│ │порядке должен включаться│ │
│ │представитель территориальных органов│ │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору с│ │
│ │правом решающего голоса. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 18 │ "Перед допуском к самостоятельной│ │
│ Положения 2 │работе на объекте рабочие проходят│ │
│ │инструктаж по безопасности в объеме│ │
│ │производственной инструкции и│ │
│ │стажировку на рабочем месте". │ │
│ │или │ │
│ │"Перед допуском к самостоятельной│ │
│ │работе на объекте рабочие проходят│ │
│ │инструктаж по безопасности в объеме│ │
│ │инструкции для данной профессии и│ │
│ │стажировку на рабочем месте." │ │
│ │Из-за отсутствия конкретизации в│ │
│ │термине "инструктаж по безопасности"│ │
│ │со стороны контролирующих органов│ │
│ │возникают претензии к порядку│ │
│ │проведения инструктажа. На предприятии│ │
│ │установлен порядок производства│ │
│ │инструктажей по охране труда, что│ │
│ │также относится к обеспечению│ │
│ │соблюдения требований безопасности, в│ │
│ │том числе и промышленной (согласно│ │
│ │статье 3 пункт 2 ФЗ N 116-ФЗ от│ │
│ │21.07.1997). Контролирующие органы│ │
│ │(считаем, что необоснованно) обращают│ │
│ │внимание на проведение инструктажей,│ │
│ │но в объеме производственных│ │
│ │инструкций. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 20 │Пункт 20 Положения 1 дополнить новым│ Разработчику │
│ Положения 1 │абзацем: │ нормативного акта │
│ │- руководители, члены аттестационных│ предлагается │
│ │комиссий организаций, численность│ ознакомиться с │
│ │работников которых менее 5000 человек; │ данной позицией и │
│ │- специалисты организаций, не имеющих│ учесть при │
│ │аттестационных комиссий. │ доработке проекта │
│ │Существующий порядок аттестации│ акта. Учтено при │
│ │руководителей, членов аттестационных│ проведении │
│ │комиссий организаций, численность│ экспертизы │
│ │работников которых более 2000 человек,│нормативного акта. │
│ │требует отрыва руководящего состава,│ │
│ │членов аттестационной комиссии│ │
│ │предприятия от управления│ │
│ │производством, значительных финансовых│ │
│ │затрат, связанных с командировками в г.│ │
│ │Москву для прохождения аттестации в│ │
│ │Центральной аттестационной комиссии│ │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору.│ │
│ │Кроме того, привязка к параметру│ │
│ │"численность работников организации│ │
│ │менее 2000 человек" не является в│ │
│ │достаточной степени объективной, при│ │
│ │высокой численности работников в│ │
│ │организации может находиться всего│ │
│ │несколько опасных производственных│ │
│ │объектов в следствие чего,│ │
│ │значительная часть персонала│ │
│ │предприятия ни каким образом не│ │
│ │связана с эксплуатацией опасных│ │
│ │производственных объектов. │ │
│ │Предлагаемые изменения (аттестация в│ │
│ │территориальных аттестационных│ │
│ │комиссиях по месту расположения│ │
│ │организации, изменение количественной│ │
│ │составляющей критерия "численность│ │
│ │работников организации) позволят│ │
│ │сократить дополнительные значительные│ │
│ │финансовые и непроизводственные│ │
│ │временные затраты, без ухудшения уровня│ │
│ │состояния промышленной безопасности│ │
│ │предприятия. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Пункт 20 Положения 1 изложить в│ │
│ │следующей редакции: │ │
│ │ В территориальных аттестационных│ │
│ │комиссиях Федеральной службы по│ │
│ │экологическому, технологическому и│ │
│ │атомному надзору проходят аттестацию: │ │
│ │ руководители организаций и их│ │
│ │заместителей, в должностные│ │
│ │обязанности которых входят вопросы│ │
│ │обеспечения безопасности работ; │ │
│ │ члены аттестационных комиссий│ │
│ │организаций; │ │
│ │ руководители и специалисты│ │
│ │экспертных организаций, выполняющих│ │
│ │работы для поднадзорных Федеральной│ │
│ │службе по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору│ │
│ │организаций; │ │
│ │ специалисты организаций,│ │
│ │осуществляющих подготовку и│ │
│ │профессиональное обучение по вопросам│ │
│ │безопасности; │ │
│ │ иные лица по решению председателя│ │
│ │Центральной аттестационной комиссии│ │
│ │или его заместителя. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Предприятия несут существенные│ Разработчику │
│ │финансовые затраты, связанные с│ нормативного акта │
│ │направлением членов аттестационной│ предлагается │
│ │комиссии предприятия в Центральный│ ознакомиться с │
│ │аппарат Ростехнадзора (Москва) из│ данной позицией и │
│ │регионов. │ учесть при │
│ │ Для многопрофильных предприятий│ доработке проекта │
│ │(с численностью более 2000 человек),│ акта. Учтено при │
│ │имеющих оборудование и технические│ проведении │
│ │устройства, попадающие в области│ экспертизы │
│ │промышленной безопасности А, Б 1 - Б│нормативного акта. │
│ │10, Г 1 - Г 3, Д (согласно│ │
│ │приложению 1 Положения 1), необходимо│ │
│ │провести аттестацию (минимум) 20 - 25│ │
│ │человек (руководителей предприятия, их│ │
│ │заместителей, членов аттестационных│ │
│ │комиссий, экспертов по промышленной│ │
│ │безопасности и т.д.). │ │
│ │Аттестация в ЦАК Ростехнадзора связана│ │
│ │с временными и организационными│ │
│ │ограничениями (только в определенный│ │
│ │день и только определенному количеству│ │
│ │лиц). │ │
│ │Принимая ориентировочную стоимость│ │
│ │затрат на 1 аттестацию в 60 000 руб.│ │
│ │(с учетом проезда (Челябинск-Москва)│ │
│ │и проживания в гостинице; │ │
│ │необходимое количество аттестуемых в│ │
│ │20 человек и количество областей│ │
│ │аттестации на 1 аттестуемого - 2,│ │
│ │затраты по предварительным оценкам│ │
│ │составят: │ │
│ │60 000 * 20 * 2 = 2 400 000 руб. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 21 │Изменить пункт 21 Положения 1: │ Разработчику │
│ Положения 1 │В Центральной аттестационной комиссии│ нормативного акта │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ предлагается │
│ │технологическому и атомному надзору│ ознакомиться с │
│ │проходят аттестацию: │ данной позицией и │
│ │руководители организаций и их│ учесть при │
│ │заместители, в должностные обязанности│ доработке проекта │
│ │которых входят вопросы обеспечения│ акта. │
│ │безопасности работ, численность│ │
│ │работников которых превышает 5000│ │
│ │человек; │ │
│ │- члены аттестационных комиссий│ │
│ │организаций, численность работников│ │
│ │которых превышает 5000 человек; │ │
│ │- иные лица по решению председателя│ │
│ │Центральной аттестационной комиссии│ │
│ │или его заместителя. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Пункт 21 Положения 1 изложить в│ Разработчику │
│ │следующей редакции: │ нормативного акта │
│ │В Центральной аттестационной комиссии│ предлагается │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ ознакомиться с │
│ │технологическому и атомному надзору│ данной позицией и │
│ │проходят аттестацию: │ учесть при │
│ │иные лица по решению председателя│ доработке проекта │
│ │Центральной аттестационной комиссии│ акта. │
│ │или его заместителя. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Аттестацию руководителей и│ │
│ │специалистов, членов аттестационных│ │
│ │комиссий предприятий проводить в│ │
│ │территориальных аттестационных│ │
│ │комиссиях. │ │
│ │ В Центральной аттестационной│ │
│ │комиссии проводить аттестацию│ │
│ │руководителей и специалистов, членов│ │
│ │аттестационных комиссий крупных│ │
│ │холдинговых компаний, осуществляющих│ │
│ │деятельность на территории нескольких│ │
│ │субъектов РФ, руководителей и│ │
│ │специалистов экспертных и проектных│ │
│ │организаций. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Требование пункта 21 Положения 1 в│ │
│ │части аттестации в ЦАК членов│ │
│ │аттестационных комиссий организаций,│ │
│ │численность работников которых│ │
│ │превышает 2000 человек, представляется│ │
│ │избыточным и недостаточно│ │
│ │обоснованным: │ │
│ │1. При условии возможности│ │
│ │самоподготовки и принятой в РТН единой│ │
│ │системы компьютерного тестирования│ │
│ │присутствие аттестуемых в ЦАК теряет│ │
│ │смысл. │ │
│ │2. Появляется необходимость замещения│ │
│ │руководителей и специалистов на время│ │
│ │поездки в ЦАК. │ │
│ │Увеличивается нагрузка на бизнес: │ │
│ │ 1. Необоснованные затраты на│ │
│ │командировки: на крупных предприятиях│ │
│ │с большим количеством опасных объектов│ │
│ │количество членов АК превышает 20│ │
│ │человек. │ │
│ │ 2. Потери рабочего времени:│ │
│ │необходимость на время замещения│ │
│ │руководителя аттестовать в ЦАК│ │
│ │большее количество специалистов. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ пункт 21 Положения 1 в│ │
│ │Центральной аттестационной комиссии│ │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору│ │
│ │проходят аттестацию: │ │
│ │ члены аттестационных комиссий│ │
│ │организаций, численность работников│ │
│ │которых превышает 2000 человек; │ │
│ │ Требование пункта является│ │
│ │чрезмерным для организаций.│ │
│ │Подразумевается, что члены│ │
│ │аттестационных комиссий организаций,│ │
│ │которые аттестуются в территориальных│ │
│ │комиссиях Ростехнадзора, получают по│ │
│ │всей видимости какой-то иной уровень│ │
│ │знаний и проверка проходит по какой-│ │
│ │либо иной процедуре? Тем самым│ │
│ │возникает вопрос - чем отличается│ │
│ │квалификация территориальной│ │
│ │аттестационной комиссии и Центральной│ │
│ │аттестационной комиссии Ростехнадзора? │ │
│ │ Требуются значительные временные│ │
│ │и материальные затраты для прохождения│ │
│ │аттестации руководителей и│ │
│ │специалистов организаций в Центральной│ │
│ │аттестационной комиссии Ростехнадзора│ │
│ │(г. Москва). │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Необходимо признать, что│ │
│ │серьезных прямых денежных издержек│ │
│ │субъекты предпринимательской и│ │
│ │инвестиционной деятельности в связи с│ │
│ │принятием нормативного акта не несут.│ │
│ │В качестве таких издержек можно│ │
│ │привести уплату государственной│ │
│ │пошлины за выдачу удостоверений (800│ │
│ │руб.), оплату командировочных│ │
│ │расходов, расходов на проживание,│ │
│ │амортизацию транспортных средств. │ │
│ │ В то же время установленная│ │
│ │данным нормативным актом процедура│ │
│ │подготовки и, особенно, аттестации│ │
│ │специалистов, выражается в серьезных│ │
│ │временных издержках, выражающихся в│ │
│ │отрыве специалистов от работы. В│ │
│ │частности, нормативным актом│ │
│ │установлено, что аттестация│ │
│ │специалистов может осуществляться│ │
│ │только в центральной аттестационной│ │
│ │комиссии или территориальных│ │
│ │аттестационных комиссиях. Как должна│ │
│ │проводиться аттестация специалистов│ │
│ │ОПО нормативный акт не определяет. В│ │
│ │этой связи Ростехнадзор пошел по пути│ │
│ │издания иных актов, которые│ │
│ │детализируют нормативный акт (и│ │
│ │которые, кстати, не регистрируются│ │
│ │Минюстом России). Так, приказом│ │
│ │Федеральной службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору от│ │
│ │12 июля 2010 г. N 591 утверждено│ │
│ │Положение об организации деятельности│ │
│ │аттестационных комиссий Федеральной│ │
│ │службы по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору. В│ │
│ │соответствии с п. 12 этого приказа│ │
│ │"Контроль знаний аттестуемых│ │
│ │осуществляется в аттестационных│ │
│ │комиссиях Службы в очной форме в│ │
│ │помещениях, занимаемых центральным│ │
│ │аппаратом и территориальными органами│ │
│ │Службы, с применением программных│ │
│ │средств и использованием│ │
│ │экзаменационных тестов, утверждаемых│ │
│ │Службой". │ │
│ │ Таким образом, для проведения│ │
│ │аттестации специалистам ОПО приходится│ │
│ │ехать иногда за сотни километров в ЦАК│ │
│ │или ТАК. │ │
│ │И это при том, что вообще-то говоря│ │
│ │качественно подготовиться к аттестации│ │
│ │не представляется возможным по той│ │
│ │причине, что, как отмечено выше,│ │
│ │должны быть "Экзаменационные тесты,│ │
│ │утвержденные Службой". Кто их видел,│ │
│ │например, на сайте Ростехнадзора? Да│ │
│ │никто. Странно как-то получается.│ │
│ │Служба себе поставила задачу своим│ │
│ │приказом и сама же, извините, начхала│ │
│ │на это. Это какое-то ноу-хау в│ │
│ │образовательной деятельности: мы вас│ │
│ │будем аттестовывать, но по каким│ │
│ │вопросам, не скажем. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Пункт 26 │ Порядок аттестации во многом│ │
│ Положения 2 │дублирует положения трудового│ │
│ │законодательства по охране труда и│ │
│ │технике безопасности, в особенности,│ │
│ │что касается подготовки и проверки│ │
│ │знаний работников организаций рабочих│ │
│ │специальностей. Порядком обучения по│ │
│ │охране труда и проверки знаний│ │
│ │требований охраны труда работников│ │
│ │организаций, утвержденным│ │
│ │постановлением Минтруда России и│ │
│ │Минобразования России от 13.01.2003 N│ │
│ │1/29, предусматриваются аналогичные│ │
│ │формы подготовки, включая виды│ │
│ │инструктажей и проверки знаний со│ │
│ │стажировкой. Совпадение относится и к│ │
│ │срокам такой подготовки, ее│ │
│ │периодичности. │ │
│ │ Так, повторный инструктаж│ │
│ │проводится в объеме первичного и под│ │
│ │руководством непосредственного│ │
│ │руководителя работ, что в случае с│ │
│ │инструктажем по охране труда, что вот│ │
│ │по вопросам безопасности,│ │
│ │установленным Порядком аттестации│ │
│ │Ростехнадзора. │ │
│ │ Более того, предусмотренная п. 26│ │
│ │Положения об организации обучения и│ │
│ │проверки знаний рабочих организаций,│ │
│ │поднадзорных Федеральной службе по│ │
│ │экологическому, технологическому и│ │
│ │атомному надзору проверка знаний│ │
│ │производственных инструкций│ │
│ │работниками организаций аналогична по│ │
│ │форме проверке знаний по охране труда,│ │
│ │установленной Порядком обучения по│ │
│ │охране труда и проверки знаний│ │
│ │требований охраны труда работников│ │
│ │организаций. При этом четко│ │
│ │разграничить на практике вопросы│ │
│ │охраны труда и промышленной,│ │
│ │энергетической и т.д. безопасности│ │
│ │представляется проблематичным.│ │
│ │Указанные вопросы включаются в│ │
│ │производственные инструкции по│ │
│ │должности, профессии. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ Раздел 2 │ К полномочиям Ростехнадзора│ Разработчику │
│ Положения 2 │законодательством не отнесено│ нормативного акта │
│ │регулирование вопросов получения│ предлагается │
│ │гражданами начального и прочих уровней│ ознакомиться с │
│ │образования. По этой причине│ данной позицией и │
│ │представляется не ясным сам статус│ учесть при │
│ │подготовки, изложенный в разделе II│ доработке проекта │
│ │"Профессиональное обучение рабочих│ акта. │
│ │основных профессий" Положения 2, о│ │
│ │каком "образовании" идет речь и какова│ │
│ │необходимость его получения в случае│ │
│ │поступления на работу лиц, имеющих│ │
│ │соответствующее профильное образование│ │
│ │(начального, среднего или высшего│ │
│ │уровней образования)? Аналогично -│ │
│ │аттестация, предусмотренная для│ │
│ │специалистов Положением 1? │ │
│ │ Необходимо принимать во внимание│ │
│ │и действующие профессиональные│ │
│ │образовательные стандарты,│ │
│ │утверждаемые Минобрнауки России,│ │
│ │которые, если того требует выполнение│ │
│ │трудовых обязанностей по специальности│ │
│ │(должности), включают в себя и│ │
│ │изучение с последующей аттестацией│ │
│ │вопросов промышленной безопасности.│ │
│ │Что, в итоге, делает излишним│ │
│ │прохождение спецкурсов отдельными│ │
│ │работниками для осуществления ими│ │
│ │профессиональной деятельности│ │
│ │(вчерашнего выпускника с "красным"│ │
│ │дипломом, который уже был аттестован│ │
│ │на предмет знаний по промышленной│ │
│ │безопасности, ждет очередное обучение│ │
│ │и аттестация?). │ │
│ │ Как следствие изложенного, на│ │
│ │сегодняшний день сложилась ситуация,│ │
│ │когда поднадзорные Ростехнадзору│ │
│ │организации вынуждены нести│ │
│ │значительные и необоснованные расходы,│ │
│ │оплачивая услуги псевдо│ │
│ │образовательных организаций (в среднем│ │
│ │стоимость "корочки" составляет около│ │
│ │2000 руб. для рабочих специальностей)│ │
│ │в отношении работников, уже имеющих│ │
│ │подтвержденное соответствующим│ │
│ │дипломом профессиональное профильное│ │
│ │образование. │ │
│ │ Указанное, в том числе, является│ │
│ │и нарушением конституционных прав│ │
│ │работников на образование и труд, не│ │
│ │имеющих возможности для свободной│ │
│ │реализации своих прав в качестве│ │
│ │подготовленного и аттестованного│ │
│ │специалиста, о чем имеется диплом│ │
│ │государственного образца. │ │
├─────────────┼───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ В целом по │ В целом, объекты, подконтрольные│ Разработчику │
│нормативному │Ростехнадзору, потенциально опасны, и│ нормативного акта │
│ акту │их безопасная эксплуатация важна для│ предлагается │
│ │интересов безопасности государства,│ ознакомиться с │
│ │жизнеобеспечения населения. Именно│ данной позицией и │
│ │поэтому их должны обслуживать│ учесть при │
│ │квалифицированные руководители и│ доработке проекта │
│ │специалисты. Соответственно и порядок│ акта. │
│ │оценки их квалификации должен│ │
│ │устанавливаться государством. │ │
│ │ Вместе с тем, применительно к│ │
│ │электроэнергетике требования явно│ │
│ │излишние, дублируют порядок подготовки│ │
│ │и проверки знаний, устанавливаемый│ │
│ │уполномоченным на это органом│ │
│ │исполнительной власти - Минэнерго│ │
│ │России (подпункт 4.2.10 Положения о│ │
│ │Минэнерго России, утв. постановлением│ │
│ │Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 -│ │
│ │самостоятельно принимает единые│ │
│ │аттестационные требования к лицам,│ │
│ │осуществляющим профессиональную│ │
│ │деятельность в электроэнергетике) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Необходима дифференциация│ │
│ │программ обучения и аттестации для│ │
│ │сотрудников разного уровня в│ │
│ │соответствии с их функциональными│ │
│ │обязанностями. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │Введение данного нормативного акта│ Разработчику │
│ │государственного регулирования│ нормативного акта │
│ │заставит нести малый бизнес│ предлагается │
│ │дополнительные необоснованные издержки│ ознакомиться с │
│ │при выполнении работ (оказании услуг),│ данной позицией и │
│ │не оказывающих влияние на безопасность│ учесть при │
│ │объектов капитального строительства.│ доработке проекта │
│ │Издержки на подготовку к аттестации и│ акта. │
│ │аттестацию, только по отрасли│ │
│ │строительство, могут превысить 1 млрд.│ │
│ │500 млн. рублей в год. Федеральной│ │
│ │службе по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору│ │
│ │необходимо разработать к нормативному│ │
│ │акту однозначные и исчерпывающие│ │
│ │Приложения, с перечнем должностей│ │
│ │специалистов и профессий работников, в│ │
│ │отношении которых применяются│ │
│ │требования настоящего нормативного│ │
│ │акта. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ Считаем целесообразным проводить│ │
│ │аттестацию специалистов не в привязке│ │
│ │к организации, а в привязке к│ │
│ │специалисту и к "Областям аттестации│ │
│ │(проверки знаний) руководителей и│ │
│ │специалистов организаций, поднадзорных│ │
│ │Федеральной службе по экологическому,│ │
│ │технологическому и атомному надзору"│ │
│ │(утвержденным Приказом Ростехнадзора│ │
│ │от 6 апреля 2012 года N 233). Таким│ │
│ │образом, работодателю удастся избежать│ │
│ │необоснованных трат в случае перехода│ │
│ │специалиста из одной организации в│ │
│ │другую, а сам специалист не будет│ │
│ │вынужден проходить аттестацию│ │
│ │повторно. Кроме того, специалисту│ │
│ │дополнительно не придется│ │
│ │аттестоваться и в том случае, если он│ │
│ │собирается работать по│ │
│ │совместительству. │ │
│ │ Кроме того, следует предусмотреть│ │
│ │создание Единого реестра аттестованных│ │
│ │специалистов, предусмотрев при этом│ │
│ │его размещение в открытом доступе, в│ │
│ │том числе сети Интернет. │ │
│ │ Данный подход соответствует│ │
│ │международной практике. │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│ │ 1. Нормативный акт неоднозначно│ Разработчику │
│ │определяет, какие категории подлежат│ нормативного акта │
│ │обязательной аттестации: то ли│ предлагается │
│ │руководители и специалисты, то ли│ ознакомиться с │
│ │специалисты. │ данной позицией и │
│ │ О подготовке и аттестации│ учесть при │
│ │специалистов речь идет в п. п. 2, 3,│ доработке проекта │
│ │5, 10, 11, 12, 13, 19 указанного│ акта. │
│ │приложения к нормативному акту. │ │
│ │ Но в п. п. 14, 15, 20, 21 и 24│ │
│ │аттестовываться должны руководители и│ │
│ │специалисты. │ │
│ │ Указанное противоречие│ │
│ │свидетельствует об юридико-│ │
│ │лингвистической неопределенности│ │
│ │нормативного акта, выражающееся в│ │
│ │возможности применения двусмысленных│ │
│ │требований в отношении юридических лиц│ │
│ │или индивидуальных предпринимателей и│ │
│ │связанных с этим возможных│ │
│ │злоупотреблений. │ │
│ │нормативного акта, необоснованно│ │
│ │затрудняющее ведение│ │
│ │предпринимательской и инвестиционной│ │
│ │деятельности, заключается в том, что│ │
│ │аттестация специалистов,│ │
│ │эксплуатирующих ОПО, и членов│ │
│ │аттестационных комиссий организаций│ │
│ │должна осуществляться в аттестационных│ │
│ │комиссиях Ростехнадзора. На наш│ │
│ │взгляд, аттестация руководителей и│ │
│ │специалистов не должна проводиться в│ │
│ │той структуре, которая в свою очередь│ │
│ │осуществляет по существу контроль│ │
│ │(надзор) за деятельностью ей же│ │
│ │аттестованных специалистов. │ │
│ │ а) противоречит существующим│ │
│ │международным практикам, например при│ │
│ │проведении сертификации на│ │
│ │соответствие стандартам серии ИСО,│ │
│ │когда в основу объективности внешней│ │
│ │оценки ставится принцип независимости│ │
│ │органа по сертификации и│ │
│ │сертифицируемой организации; │ │
│ │ б) противоречит сложившимся│ │
│ │отечественным практикам: │ │
│ │ - постановление Минтруда и│ │
│ │Минобразования России от 13.01.2003│ │
│ │N 1/29 устанавливает порядок обучения│ │
│ │и проверки знания требований охраны│ │
│ │труда в организациях. Вопрос охраны│ │
│ │труда не менее важен и ответственен,│ │
│ │чем вопрос безопасной эксплуатации│ │
│ │ОПО. Однако, в соответствии с этим│ │
│ │документом органы надзора│ │
│ │(государственные инспекции труда в│ │
│ │субъектах РФ) не проводят проверку│ │
│ │знаний требований охраны труда, а│ │
│ │осуществляют контроль за ее│ │
│ │проведением; │ │
│ │ - Нормами пожарной безопасности│ │
│ │"Обучение мерам пожарной безопасности│ │
│ │работников организаций", утв. Приказом│ │
│ │МЧС России от 12.12.2007 N 645│ │
│ │установлен порядок обучения и проверки│ │
│ │знаний мер пожарной безопасности.│ │
│ │Вопрос пожарной безопасности также не│ │
│ │менее важен и ответственен, чем вопрос│ │
│ │безопасной эксплуатации ОПО. Однако и│ │
│ │в этом документе органы│ │
│ │государственного пожарного надзора не│ │
│ │проводят проверку знаний требований│ │
│ │пожарной безопасности, а осуществляет│ │
│ │контроль за ее проведением; │ │
│ │ 3. Нормативный акт│ │
│ │зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта│ │
│ │2007 г. за N 9133. Очевидно, что│ │
│ │изменения в зарегистрированный│ │
│ │нормативный акт также должны│ │
│ │регистрироваться в Минюсте. Ничего│ │
│ │подобного с данным нормативным актом│ │
│ │не происходит. │ │
│ │ Приложение 1 к Положению 1,│ │
│ │утвержденному нормативному акту,│ │
│ │устанавливает форму протокола и│ │
│ │удостоверения об аттестации. В этих│ │
│ │формах однозначно определены т.н.│ │
│ │области аттестации: А, Б (от Б1 до│ │
│ │Б12), В (а это т.н. "экологическая│ │
│ │безопасность", только не понятно,│ │
│ │при чем здесь в настоящее время│ │
│ │Ростехнадзор) и т.д. │ │
│ │ Поддержание нормативного акта в│ │
│ │актуальном состоянии - это понятная и│ │
│ │нужная задача. Жизнь идет вперед,│ │
│ │появляются новая техника и технологии.│ │
│ │Наверняка нужно уточнять и области│ │
│ │аттестации специалистов. Но как лихо│ │
│ │решается такая задача. Ростехнадзор│ │
│ │издает приказ от 06.04.2012 N 233│ │
│ │"Об утверждении областей аттестации│ │
│ │(проверки знаний) руководителей и│ │
│ │специалистов организаций, поднадзорных│ │
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей