3. Методика формирования системы показателей оценки деятельности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации с учетом региональных особенностей

3. Методика формирования системы показателей оценки деятельности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

Действующая нормативная правовая база обязательного медицинского страхования предусматривает два варианта установления стимулирующих выплат за повышение качества и доступности медицинской помощи. Стимулирующие выплаты могут быть предусмотрены в составе:

- подушевого норматива финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи в сочетании с оплатой за достигнутые показатели деятельности;

- нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Логическим продолжением данных систем поощрения на уровне отдельных медицинских организаций выступают стимулирующие выплаты, определяемые в рамках отраслевой системы оплаты труда.

В этой ситуации представляется важным исключить дублирование двух используемых систем поощрения, представленных оплатой достигнутых показателей деятельности при использовании подушевого норматива финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи и вознаграждением из средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования. При этом вознаграждение из средств нормированного страхового запаса следует рассматривать как инструмент повышения уровня качества и доступности медицинской помощи путем стимулирования лучших результатов, а выплаты за достигнутые показатели деятельности как залог обеспечения минимального уровня качества и доступности медицинской помощи. Использование в данных системах оценки показателей, полностью или преимущественно совпадающих, представляется крайне нежелательным, поскольку приведет к искажению системы стимулов. Стимулирующие выплаты в рамках отраслевой системы оплаты труда, напротив, должны быть согласованы с обеими системами, обеспечивая мотивацию для работников медицинских организаций. Также нежелательным следует признать использование объемных показателей, поскольку они лишь косвенно связаны с качеством и доступностью медицинской помощи.

Необходимо также обеспечить сбалансированность трех основных типов показателей результативности: медицинских, социальных и экономических. Наиболее значимыми среди них являются социальные, отражающие комплексное влияние деятельности медицинской организации на здоровье населения. В то же время, значительное преобладание показателей здоровья прикрепленного населения в оценке следует признать нежелательным, поскольку они определяются не только деятельностью медицинской организации, но и внешними условиями, половозрастными характеристиками, образом жизни и т.д. Большой вес экономических показателей в структуре оценки может обуславливаться подготовкой к переходу на использование подушевого норматива финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи в сочетании с оплатой за достигнутые показатели деятельности, в особенности подушевого норматива, включающего оплату иных видов медицинской помощи (стационарной, скорой медицинской помощи). Напротив, в регионах, где данный переход уже совершен, данную составляющую оценки при стимулировании медицинских организаций за счет средств нормированного страхового запаса можно частично или полностью исключить (или существенно снизить ее роль в структуре оценки), так как эти показатели прямо или косвенно учитываются при определении финансового результата медицинской организации.

Допустимо использование отдельных наборов целевых показателей для медицинских организаций различных профилей. В то же время, чрезмерно большое количество отдельных сегментов увеличивает нагрузку на органы управления в сфере здравоохранения при определении целевых показателей и медицинские организации при сборе данных, что следует считать нежелательным.

К минимально необходимым наборам показателей относятся:

- показатели для оценки деятельности амбулаторно-поликлинического звена, в т.ч. специализированных учреждений;

- показатели для оценки деятельности стационара.

Каждый из наборов должен включать показатели, оценивающие организацию медицинской помощи, организацию профилактики и ранней диагностики заболеваний, доступность медицинской помощи, а также дефекты, исключающие либо существенно уменьшающие возможное вознаграждение.

По решению территориального фонда обязательного медицинского страхования данный перечень может быть дополнен иными организациями, принимающими участие в территориальной программе государственных гарантий. Решением территориального фонда обязательного медицинского страхования также определяется, будет ли для каждого типа медицинских организаций формироваться особый набор целевых показателей или учет отличий будет обеспечиваться изменением весов показателей в рамках общего набора.

Следует отметить, что при значительном расширении объема целевых показателей возникает проблема их внутренней корреляции. Чтобы избежать связанного с этим искажения итоговой оценки, предлагается при использовании смежных показателей проверять возможность их корреляции методами статистического анализа.

В целях обеспечения информированности медицинских организаций о текущем положении в рейтинге территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе установить промежуточные сроки подведения результатов оценки в течение отчетного года. В этом случае для оценки рекомендуется использовать показатели, оцениваемые не реже чем раз в квартал, либо дополнить систему отчетности дополнительными промежуточными формами.

Следует также обратить внимание на то, что показатель удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи может оцениваться двояко: по количеству обоснованных жалоб и путем социологического опроса. Соцопросы позволяют получить существенно большее количество данных как о качестве, так и о доступности медицинской помощи, но сопряжены с рядом сложностей:

- разработка анкеты, проведение и обобщение результатов социальных опросов связаны с определенными административными и финансовыми издержками;

- результаты соцопросов подвержены значительному манипулированию как со стороны тех, кто их проводит, так и со стороны медицинских организаций;

- существуют трудности в обеспечении анонимности.

Как следствие, для тех регионов, где ранее подобные соцопросы не осуществлялись, целесообразно использовать показатель количества обоснованных жалоб, не привлекая данные опросов населения.

Дефектные показатели следует рассматривать отдельно как основание для сокращения итоговой оценки. Допущение значимых дефектов в оказании медицинской помощи должно приводить к существенному сокращению (вплоть до обнуления) вознаграждения медицинских организаций за счет средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования даже при достижении благоприятных результатов по другим показателям оценки.

Примерные наборы целевых показателей для оценки деятельности медицинских организация, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную помощь населению, представлены в Приложениях 2 - 9.

Выбранные целевые показатели должны присутствовать в действующих отчетных формах или рассчитываться на их основе.