См. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таблица 5. Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2011 год

Таблица 5

Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение

бизнеса" за 2011 год <1>

--------------------------------

<1> По данным Doing business 2013.

Индикатор

Страны ОЭСР (среднее)

Страны G20 (среднее, кроме России)

Страны БРИКС (среднее, кроме России)

Россия

Рейтинг

57

83

116

64

Выплаты (количество)

12

13

15

7

Время (часы)

186

220

260

177

Налог на прибыль (% прибыли)

15,8

18,2

19,9

7,1

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

22,8

22,8

28,2

41,2

Другие налоги (% прибыли)

3,7

8,8

8,9

5,8

Общая налоговая ставка (% прибыли)

42,2

49,8

57,0

54,1

Индикаторы Doing Business оценивают только условия ведения деятельности на уровне компаний и не учитывают условия налогообложения физических лиц (в том числе уровень налога на доходы физических лиц, налогов на потребление, взносов на социальные нужды, уплачиваемых самим работником).

С целью более объективной оценки налоговой нагрузки на компании и физических лиц в разных странах возможно сопоставить условия налогообложения модельной организации и физических лиц, являющихся ее работниками. Для анализа использована информация о ставках соответствующих налогов (в том числе расчетных эффективных ставках) и о совокупной доле налогов и обязательных платежей в затратах на оплату труда по странам ОЭСР (Приложение 2).

В расчетах учтены следующие параметры:

- годовой объем выручки (без НДС) - 100 млн. рублей;

- расходы на заработную плату в целом по компании - 20 млн. рублей;

- материальные расходы (без НДС) - 60 млн. рублей;

- налоги, учитываемые при расчете корпоративной налоговой нагрузки:

- взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателем;

- налог на прибыль организаций.

- налоговая нагрузка на физических лиц учитывает социальные вычеты по НДФЛ, пособия и прочие выплаты государства при условии, что работник состоит в браке, является единственно работающим в семье, имеет двух несовершеннолетних детей, доход соответствует среднемесячному значению по стране; нагрузка включает следующие налоги:

- НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом;

- страховые взносы на социальное страхование, уплачиваемые самим работником;

- НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ.

В указанных условиях в Российской Федерации показатели налоговой нагрузки по итогам 2012 года составят:

для организаций

1. взносы на социальное страхование = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 30% (ставка) = 6 млн. рублей

2. налог на прибыль организаций = (100 млн. рублей (выручка) - 60 млн. рублей (материальные расходы) - 20 млн. рублей (расходы на оплату труда) - 6 млн. рублей (взносы на социальное страхование)) * 20% (ставка налога на прибыль) = 2,8 млн. рублей

3. налоговая нагрузка = (6 млн. рублей + 2,8 млн. рублей) / 100 млн. руб. (выручка) = 8,8%

для физических лиц

1. НДФЛ, уплачиваемый работником со среднемесячным по стране доходом = 20 млн. рублей (заработная плата работников) * 10,79% (расчетная ставка НДФЛ с учетом стандартных вычетов на двух несовершеннолетних детей) = 2,2 млн. рублей

2. НДС, уплаченный по стандартной ставке, с доходов после уплаты НДФЛ = (20 млн. рублей - 2,2 млн. рублей) * 15,25% (расчетная ставка НДС) = 2,7 млн. рублей

3. налоговая нагрузка = (2,2 млн. рублей + 2,7 млн. рублей) / 20 млн. рублей = 24,4%

Результаты проведенного анализа показывают, что по уровню налоговой нагрузки модельной компании Российская Федерация в группе стран ОЭСР в условиях 2011 года занимает 26 место из 34 стран (Приложение 3). Налоговая нагрузка в условиях 2011 года составляет 9,45% выручки модельной организации. Основной фактор, оказывающий влияние на высокий уровень нагрузки - ставки страховых взносов на социальное страхование (34% в 2011 году). В результате снижения ставок в 2012 году до 30% Российская Федерация поднялась на 23 позицию в рейтинге, налоговая нагрузка снизилась до 8,81% выручки организации.

Налоговая нагрузка на физических лиц в Российской Федерации в 2011 году составила 25,25% от доходов работника. По сравнению со странами ОЭСР Российская Федерация занимает 16 место из 34. В 2012 году налоговая нагрузка снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей. (Приложение 4).

Следует отметить, что страны ОЭСР на фоне снижения доходов бюджетов в 2008 - 2009 годах приняли меры по увеличению налоговой нагрузки на потребление (в том числе за счет повышения ставок НДС, акцизов) и снижения налогов на труд и капитал.