См. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Таблица 4. Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России в 2005 - 2011 гг.

Таблица 4

Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России

в 2005 - 2011 гг.

Оцениваемый год/ Наименование отчета

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

DB 2007

DB 2008

DB 2009

DB 2010

DB 2011

DB 2012

DB 2013

Позиция России в общем рейтинге "Ведение бизнеса"

96

106

120

116

124

118

112

в т.ч. "Налогообложение"

98

130

134

103

107

94

64

По агрегированному значению индикатора "Налогообложение" за 2011 год Российская Федерация заняла 64 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (116 место), странам "Большой двадцатки" (83 место), уступая странам ОЭСР (в среднем - 57 место) - см. Таблицу 5. Среди стран "Большой двадцатки" только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору "Налогообложение", из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (48 место), Великобритания (16 место), Канада (8 место), Франция (53 место), Южная Корея (30 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (32 место) - см. Приложение 1.

Основным конкурентным преимуществом этих стран по сравнению с Российской Федерацией является более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда и прочих налогов.

Высокий уровень налогообложения фонда оплаты труда в 2011 году в Российской Федерации связан с применением 34% ставки по страховым взносам - в условиях оценки по модельной компании это ведет к изъятию 41,2% прибыли, в то время как в среднем в странах ОЭСР и "Большой двадцатки" - 22,8%, в странах БРИКС - 28,2%. Следует отметить, что по отдельным странам уровень нагрузки на фонд оплаты труда несколько занижен, так как не учитывает выплаты с фонда оплаты труда, уплачиваемые самими работниками. По итогам 2012 года следует ожидать снижения нагрузки на фонд оплаты труда в Российской Федерации в связи со снижением с 1 января 2012 года ставки страховых взносов до 30%.

Высокая нагрузка в Российской Федерации по группе "других налогов" связана с налогообложением имущества организаций. Это связано, в первую очередь, с тем, что в большинстве стран ОЭСР активная часть производственных фондов освобождается от имущественного налогообложения. В связи с этим важнейшей мерой в Российской Федерации стала отмена с 2013 года налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества - по экспертным оценкам, около половины балансовой стоимости основных средств составляет движимое имущество. При прочих равных условиях вступление в силу этой нормы позволит Российской Федерации и в дальнейшем продвинуться в рейтинге.

Таким образом, в части показателей налоговых выплат модельной компании в Российской Федерации следует ожидать снижения нагрузки в 2012 году как результат понижения ставок страховых взносов и дальнейшего снижения нагрузки в 2013 году в результате отмены налога на имущество организаций в отношении вновь вводимого движимого имущества.