Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N АКПИ13-916 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 октября 2013 г. N АКПИ13-916

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.Е.П. о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,

установил:

согласно пункту 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в заявлении о государственной регистрации юридического лица (форма N Р11001) листы А, Б, В, Г, Д заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ (далее - Требования). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 44, 29 октября 2012 г.

Гражданин В.Е.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.12 Требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права граждан на создание дачных потребительских кооперативов, дачных некоммерческих партнерств.

Как указывает заявитель, он является учредителем дачного некоммерческого товарищества. Регистрирующий орган отказал ему в государственной регистрации юридического лица в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (представлено заявление, не соответствующее положениям, содержащимся в пункте 2.9 Требований).

Представители В.Е.П. по доверенности адвокат Котов Г.А. и Булгаков П.А. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", являются неопределенными и нарушают права заявителя на учреждение юридического лица.

Представители Федеральной налоговой службы Российской Федерации О., Министерства финансов Российской Федерации С., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на создание дачных некоммерческих объединений.

Выслушав объяснения представителей В.Е.Н. адвоката Котова Г.А., Булгакова П.А., представителей ФНС России О., Минфина России С., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения. Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 1 статьи 16). Данный Федеральный закон не устанавливает специального порядка государственной регистрации при создании садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласно статье 17 указанного Федерального закона осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Названный Федеральный закон предусматривает, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.38).

Следовательно, оспариваемые Требования утверждены Федеральной налоговой службой в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации.

Подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Федерального закона).

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в пункте 6 статьи 5 устанавливает, что документы, предусмотренные данным Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Федерального закона содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

Форма N Р11001 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании предусматривает в зависимости от состава учредителей заполнение отдельных листов А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. Так, лист В заявления предусматривает заполнение сведений об учредителе - физическом лице. Этот документ заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Если учредителями создаваемого юридического лица являются два и более физических лица, то в отношении каждого учредителя заполняется отдельный лист В заявления.

Как следует из материалов дела, решение об отказе заявителю в государственной регистрации юридического лица - дачного некоммерческого товарищества принято в связи с тем, что представленное заявление не соответствует положениям пункта 2.9 Требований.

Положения пункта 2.12 Требований предусматривают заполнение отдельных листов заявления о государственной регистрации юридического лица в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и не могут нарушать права и охраняемые законом интересы гражданина на создание дачного некоммерческого объединения.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, с учетом этого доводы представителей заявителя о внутреннем противоречии пунктов Требований не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Каких-либо неясностей положения пункта 2.12 Требований не содержат.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд. признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление В.Е.П. о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ