Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2013 N ВКГПИ13-11 <Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании пункта 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2013 г. N ВКГПИ13-11

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Жудро К.С.,

при секретаре Б.,

с участием заявителя Л.Е., его представителя - Л.В., советника отдела Департамента Министерства обороны Российской Федерации М., уполномоченного представлять интересы заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации, и военного прокурора отдела Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.Е. об оспаривании пункта 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила),

установил:

Л.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1 Правил в той части, в какой он определяет, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется только уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

По мнению заявителя, оспариваемая часть нормативного правового акта, не предоставляя военнослужащим возможности становиться на жилищный учет в органах местного самоуправления, противоречит пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку лишает их права получать после увольнения с военной службы и до обеспечения жилым помещением денежную компенсацию, предусмотренную той же нормой Федерального закона.

В судебном заседании Л.Е. поддержал свое требование, указав, что имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет. В 2010 году уволен с военной службы в звании капитана в связи с организационно-штатными мероприятиями. В том же году решением жилищной комиссии воинской части включен в списки очередников, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Москве, и в настоящее время состоит на жилищном учете в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Жилым помещением не обеспечен, в связи с чем осуществляет наем жилого помещения. Военный комиссариат г. Москвы отказал в его просьбе выплатить денежную компенсацию расходов по найму жилого помещения, предусмотренную абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Мещанский районный суд г. Москвы решением от 20 июня 2012 г. удовлетворил его иск к военному комиссариату г. Москвы о взыскании денежной компенсации. Однако судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда апелляционным определением от 6 декабря 2012 г. отменила решение суда первой инстанции и приняла новое решение, которым в иске отказала, сославшись на то, что он, Л.Е., не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку принят на жилищный учет не органами местного самоуправления, а жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации.

Представитель Правительства Российской Федерации М. в судебном заседании просил оставить заявление Л.Е. без удовлетворения, объяснив, что постановление от 29 июня 2011 г. N 512 издано Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, а указание в пункте 1 Правил о том, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, полностью согласуется с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Оспариваемая заявителем правовая норма, по мнению представителя Правительства Российской Федерации, не вступает в противоречие с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку имеет иной предмет регулирования и не определяет порядок выплаты денежной компенсации, о нарушении права на получение которой заявляет Л.Е. Поэтому оснований для признания пункта 1 Правил недействующим не имеется.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в требованиях заявителя, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Л.Е. не подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта противоречащим федеральному закону и недействующим, по настоящему делу не имеется.

Порядок реализации военнослужащими и членами их семей права на жилище определен в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", отдельные положения которой неоднократно изменялись и дополнялись законодателем, а также получили развитие в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Так, пунктом 14 указанной статьи Федерального закона в первоначальной редакции предусматривалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Этой же законодательной нормой Правительству Российской Федерации поручалось определить порядок предоставления указанных в ней социальных гарантий.

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".

Этими Правилами, в частности, был определен порядок действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по учету указанных лиц и предоставлению им жилья.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в редакцию пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г. Согласно этим изменениям обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В последующем Федеральными законами от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ и от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ в текст второго абзаца данного пункта вносились терминологические уточнения, не меняющие сути порядка и оснований получения денежной компенсации. Так, на момент рассмотрения настоящего дела абзац изложен в следующей редакции:

"При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.".

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями увольняемых военнослужащих при перемене места жительства в законодательном порядке передано от органов местного самоуправления федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Кроме того, за бывшими военнослужащими, принятыми до 1 января 2005 г. на жилищный учет органами местного самоуправления (в муниципальных образованиях), сохранено право на ежемесячную денежную компенсацию.

Порядок выплаты денежной компенсации, указанной в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909. В частности, пунктами 1 и 4 данного Положения предусмотрено, что выплата денежной компенсации производится названным гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в организациях, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" корреспондируется абзац двенадцатый пункта 1 той же статьи Федерального закона, согласно которому военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписания абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июня 2011 г. N 512 утвердило Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Пунктом 1 этих Правил предусмотрено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Следовательно, среди граждан, уволенных с военной службы, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства, имеются лица, вставшие на жилищный учет в органах местного самоуправления по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, и лица, вставшие на жилищный учет в уполномоченных органах федеральных органов исполнительной власти, по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.

Однако, выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предусмотрена абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" только гражданам, принятым на учет органами местного самоуправления.

Конституционность абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" неоднократно являлась предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в постановлении от 3 февраля 2010 г. N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации признал данный абзац не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 г.

Однако в постановлении от 27 февраля 2012 г. N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации признал тот же абзац не соответствующим статьям 19, 40 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 г. и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 г.

Таким образом, этими постановлениями оценивалась правомерность постановки законодателем приобретения права на получение ежемесячной денежной компенсации в зависимость от даты принятия гражданина на жилищный учет и даты его увольнения с военной службы.

Что касается зависимости права на эту же денежную компенсацию от органа, в котором уволенный с военной службы гражданин состоит на жилищном учете, то Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2011 г. N 403-О-О указал, что абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также конкретизирующие его нормы Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, в указанной части не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, в связи с чем отказал в принятии к рассмотрению жалобы, в которой оспаривалась их конституционность.

Поскольку пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (так же как и абзац двенадцатый пункта 1 той же статьи) возлагает обязанность по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилым помещением только на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, то у Правительства Российской Федерации при утверждении Правил не было правовых оснований для возложения этой же обязанности на иные органы. Следовательно, пункт 1 Правил, не предусматривающий признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства органами местного самоуправления, не противоречит в данной части федеральному законодательству, не нарушает права и свободы человека и гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 и частью 1 статьи 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Л.Е. об оспаривании пункта 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

К.С.ЖУДРО