8. Минобрнауки России

8.1. утверждает федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе:

1) утверждает по согласованию с Минздравом России федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям ординатуры;

2) утверждает по согласованию с Минкультуры России федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям ассистентуры-стажировки;

3) утверждает по согласованию с Минтрансом России федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям и направлениям подготовки в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой;

8.2. принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

8.3. осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

8.4. по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

8.5. по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании;

8.6. утверждает перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней;

8.7. устанавливает порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ;

8.8. утверждает положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды;

8.9. устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования;

8.10. устанавливает порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

8.11. утверждает перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

8.12. утверждает порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня;

8.13. утверждает порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций;

8.14. утверждает типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования;

8.15. устанавливает порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок;

8.16. устанавливает перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов;

8.17. устанавливает порядок создания профессиональным образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;

8.18. устанавливает показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения;

8.19. утверждает образцы зачетной книжки и студенческого билета;

8.20. устанавливает порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся;

8.21. устанавливает случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное обучение;

8.22. устанавливает порядок перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

8.23. устанавливает порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, а также в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;

8.24. устанавливает порядок назначения студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии, включая требования к студентам для назначения государственной академической стипендии;

8.25. устанавливает порядок назначения государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

8.26. устанавливается порядок выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

8.27. устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

8.28. устанавливает по согласованию с Минздравом России положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей;

8.29. устанавливает порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

8.30. устанавливает порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

8.31. устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

8.32. устанавливает по согласованию с Минтрудом России порядок проведения аттестации педагогических работников;

8.33. утверждает примерные формы договоров об образовании;

8.34. устанавливает порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний;

8.35. определяет формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации);

8.36. устанавливает порядок аккредитации общественных наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

8.37. устанавливает образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов;

8.38. устанавливает образец и порядок выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам;

8.39. устанавливает порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;

8.40. устанавливает порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с настоящей частью, и предусматриваемый в соответствии с этим порядком перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования;

8.41. утверждает порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

8.42. устанавливает порядок проведения олимпиад школьников, включая критерии определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад;

8.43. устанавливает порядок создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;

8.44. устанавливает порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;

8.45. утверждает перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;

8.46. устанавливает по согласованию с ФСБ России и ФСТЭК России порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности;

8.47. устанавливает порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, а также предъявляемые к ним требования;

8.48. устанавливает порядок и критерии отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых обучаются иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, и перечень таких федеральных государственных образовательных организаций;

8.49. определяет требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке;

8.50. определяет по согласованию с Минтрудом России особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

8.51. утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус";

8.52. осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования;

8.53. устанавливает формы заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению;

8.54. устанавливает квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций);

8.55. устанавливает формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам;

8.56. организует проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания;

8.57. определяет перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также форму свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему;

8.58. вправе устанавливать соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.