Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 8. Порядок разрешения разногласий при обмене ЭС

Приложение 8

к договору об обмене

электронными сообщениями

при переводе денежных средств

в рамках платежной системы

Банка России

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ ПРИ ОБМЕНЕ ЭС

1. Согласительная комиссия (далее - комиссия) создается Банком совместно с Клиентом (далее при совместном упоминании - Стороны) с целью разрешения разногласий при обмене ЭС, установления фактических обстоятельств, послуживших основанием для их возникновения, а также для проверки подлинности и контроля целостности ЭС.

2. При возникновении разногласий в связи с обменом ЭС при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России заявляющая разногласие Сторона (Клиент либо Банк) (далее - Сторона-инициатор) направляет другой Стороне (Клиенту либо Банку) заявление о разногласиях, подписанное уполномоченным должностным лицом, с подробным изложением причин разногласий и предложением создать комиссию.

В заявлении указываются:

наименование Стороны-инициатора;

тип и описание претензии;

фамилии, инициалы и занимаемые должности представителей Стороны-инициатора, которые будут участвовать в работе комиссии;

место, время и дату сбора комиссии (не позднее 7 рабочих дней со дня отправления заявления).

До подачи заявления Стороне-инициатору рекомендуется убедиться в целостности своего программного обеспечения, неизменности используемой ключевой информации, а также отсутствии несанкционированных действий со стороны персонала, обслуживающего АРМ.

3. В состав комиссии включается равное количество представителей каждой Стороны (до пяти человек, включая представителей службы безопасности, юридической службы и иных), а также в случае необходимости независимые специалисты, не представляющие какую-либо из Сторон.

Члены комиссии от каждой Стороны назначаются приказом либо иным распорядительным актом соответствующей Стороны.

В случае необходимости привлечения независимых специалистов, имеющих официально подтвержденную квалификацию, специалист считается назначенным только при согласии обеих Сторон, выраженном в письменной форме.

Порядок оплаты работы независимых специалистов в комиссии определяется по предварительному согласованию Сторон.

4. Комиссия создается на срок до 10 рабочих дней. В случае необходимости срок работы комиссии по согласованию Сторон может быть продлен до 30 рабочих дней.

5. Стороны обязуются оказывать содействие в работе комиссии и не допускать отказа от предоставления необходимых документов.

6. Стороны обязуются предоставить комиссии возможность ознакомления с условиями и порядком работы своих программных и аппаратных средств, используемых для обмена ЭС (АРМ).

7. Работа комиссии проходит в два этапа.

7.1. Первый этап - подготовительный.

7.1.1. Комиссия осуществляет контроль целостности (путем расчета контрольных значений) программы, с помощью которой осуществляется контроль целостности программного обеспечения (ПО) СКЗИ АРМ, и целостность ПО СКЗИ, установленного на АРМ, используемого для обмена ЭС. Полученные результаты сравниваются со значениями, записанными в Акте о готовности Клиента к началу обмена ЭС при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России или Акте о готовности Клиента к началу обмена ЭД (ЭС) при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России и (для ПУР системы БЭСП) в Акте о готовности Клиента к обмену электронными сообщениями при осуществлении расчетов и проведении платежей через систему БЭСП. При их совпадении данное ПО СКЗИ АРМ принимается к использованию в работе комиссии. При наличии в составе СКЗИ, применяемых при приеме-передаче ЭС, средств разбора разногласий (АРМ разбора конфликтных ситуаций, АРМ РКС) комиссия может в своей работе использовать эти средства.

7.1.2. Комиссии при необходимости передаются: сертификаты ключей проверки КА (ЭП) регистрационного центра и Клиента с соответствующими регистрационными карточками, справочник сертификатов ключей проверки КА (ЭП), находящийся на АРМ обмена ЭС Клиента, актуальный на момент обработки оспариваемого ЭС, а также другие материалы.

Распечатки сертификатов ключей проверки КА (ЭП) регистрационного центра и Клиента сравниваются с соответствующими регистрационными карточками. При положительном результате сравнения проверенные сертификаты ключей КА (ЭП) принимаются к использованию в дальнейшей работе комиссии.

7.2. Второй этап - проверка и анализ спорных ЭС.

7.2.1. Комиссией рассматриваются разногласия следующих типов:

Сторона-отправитель утверждает, что не направляла ЭС, а Сторона-получатель утверждает, что ЭС был получен;

Сторона-получатель утверждает, что не получала ЭС, а Сторона-отправитель утверждает, что ЭС был направлен;

иные типы разногласий (указать).

7.2.2. Разрешение разногласия первого типа осуществляется в следующей последовательности.

Сторона-получатель представляет ЭС, оспариваемый Стороной-отправителем.

Комиссия осуществляет проверку КА (ЭП) Стороны-отправителя с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

При положительном результате проверки КА (ЭП) ЭС, предоставленного Стороной-получателем, комиссия делает вывод о том, что Сторона-отправитель направляла ЭС Стороне-получателю и должна нести за него ответственность.

Если Сторона-отправитель настаивает на том, что данный ЭС она не отправляла, комиссия может дополнительно сделать вывод о возможной компрометации закрытого ключа КА (ЭП) Стороны-отправителя, что не снимает ответственности Стороны-отправителя за данный ЭС.

Если проверка КА (ЭП) Стороны-отправителя по оспариваемому ЭС дает отрицательный результат, то комиссия делает вывод о том, что Сторона-отправитель не направляла ЭС Стороне-получателю и не должна нести за него ответственность. В этом случае ответственность за ЭС несет Сторона-получатель.

7.2.3. Разрешение разногласия второго типа осуществляется следующим образом. Сторона-отправитель представляет ЭС от Стороны-получателя о результатах проверки КА (ЭП) (независимо от того, с каким результатом (положительным или отрицательным) завершена проверка), что свидетельствует о получении Стороной-получателем ЭС.

Комиссия осуществляет проверку КА (ЭП) Стороны-отправителя с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

При положительном результате проверки КА (ЭП) ЭС, предоставленного Стороной-отправителем, комиссия делает вывод о том, что Сторона-получатель получила ЭС и несет за него ответственность.

В случае отрицательного результата проверки КА (ЭП) представленного комиссии ЭС или непредставления Стороной-отправителем ЭС от Стороны-получателя на отправленный ЭС комиссия делает вывод о том, что Сторона-получатель ЭС не получала и ответственности за него не несет.

Комиссия не принимает к рассмотрению претензии по ЭС, для которого нормативными актами Банка России не предусмотрено получение подтверждения о получении, снабженного КА (ЭП) Стороны-получателя.

8. По итогам работы комиссии составляется акт, содержащий:

описание фактических обстоятельств, послуживших основанием возникновения разногласий;

описание работ, проведенных членами комиссии;

вывод по результатам работы комиссии по оспариваемому ЭС и его обоснование.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Каждой из Сторон комиссия направляет по одному экземпляру акта для принятия решения. Члены комиссии, не согласные с мнением большинства, подписывают акт с особым мнением, которое прикладывается к акту.

9. Если на предложение Стороны-инициатора о создании комиссии ответ другой Стороны не был получен, или получен отказ от участия в работе комиссии, или другая Сторона препятствовала работе комиссии, Сторона-инициатор вправе составить акт в одностороннем порядке с указанием причины его составления. В акте приводится информация, указанная в пункте 9 настоящего порядка. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается уполномоченными должностными лицами Стороны-инициатора. Один экземпляр акта направляется другой Стороне.

10. Акт комиссии является основанием для принятия Сторонами окончательного решения, которое должно быть подписано Сторонами не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания работы комиссии.