1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ-020-2001, утвержденных постановлением Минтруда России от 9 октября 2001 г. N 72, Межотраслевых правил по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98, утвержденных постановлением Минтруда России от 20 марта 1998 г. N 16, Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов РД 10-103-95, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России 16 ноября 1995 г. N 56, Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами РД 10-107-96, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России 8 февраля 1996 г. N 3, Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 24 декабря 2012 г. N 2665р, Руководящим документом "Разделка в металлолом грузовых вагонов, исключенных из инвентаря" РД 32 ЦВ 103-2010, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" 18 ноября 2010 г. N 2359р, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 17 января 2013 г. N 57р, и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда, устанавливает основные требования безопасности при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, на специально оборудованных производственных участках, структурных подразделений вагонного хозяйства ОАО "РЖД" (далее - депо).

На основе настоящей Инструкции с учетом местных условий разрабатываются инструкции по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря.

1.2. Все работы по разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, должны производиться на механизированных производственных участках (далее - участок) в соответствии с требованиями технологических документов (инструктивных указаний) и технологических процессов, отражающих особенности и последовательность проведения операций для каждого типа вагонов с учетом конкретных условий работы.

1.3. При разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, кроме настоящей Инструкции и нормативных документов, указанных в пункте 1.1 настоящей Инструкции, работники участка в соответствии с должностными обязанностями должны руководствоваться инструкциями по охране труда для машиниста крана (крановщика), стропальщика, газорезчика, слесаря по ремонту подвижного состава, разработанными в депо с учетом местных условий и настоящей Инструкции, а также иными нормативными документами, действующими в депо.

1.4. К работе по разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря, допускаются работники не моложе восемнадцати лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по охране труда и электробезопасности с присвоением соответствующей группы по электробезопасности.

Работники, допускаемые к управлению электрифицированным грузоподъемным краном, а также выполняющие газовую, газоэлектрическую резку металла, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

Не позднее одного месяца после приема на работу работники, участвующие в разделке вагонов в металлолом, должны пройти обучение по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим при несчастных случаях (далее - пострадавшим).

В процессе работы работники должны проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, в установленные сроки - периодические медицинские осмотры, не реже одного раза в год - обучение по оказанию первой помощи (доврачебной) пострадавшим и проверку знаний по электробезопасности.

Работники, выполняющие работы, связанные со строповкой узлов и деталей вагонов и подвешиванием их на крюк грузоподъемного крана (далее - работник, выполняющий обязанности стропальщика), должны быть обучены смежной профессии стропальщика в установленном порядке, иметь удостоверение на право выполнения стропальных работ и не реже одного раза в 12 месяцев проходить повторную проверку знаний.

Разделка вагонов в металлолом должна производиться в строгом соответствии с утвержденными технологическими процессами, содержащими схемы строповки для каждого типа вагона и описание поэтапного выполнения операций.

1.5. Работники, выполняющие работу по разделке вагонов в металлолом, обязаны:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

уметь оказывать первую помощь при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи;

соблюдать производственную, технологическую и трудовую дисциплину труда, правила внутреннего трудового распорядка и установленный график работы;

не появляться на рабочем месте в состоянии алкогольного и иного опьянения, а также не употреблять в течение рабочего дня (смены) алкогольные, наркотические, токсичные и другие опьяняющие вещества;

выполнять только входящую в их обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

выполнять требования режимов рабочего времени и времени отдыха, не допускать самовольных случаев подмены другого работника без достаточного времени на отдых и восстановление организма, работа в течение двух смен подряд запрещается;

соблюдать меры пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

при выявлении неисправности оборудования, приспособлений и рабочего инструмента немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя, до замены организовать работу с предельной осторожностью, а в случае, когда неисправность угрожает жизни и здоровью, работы временно приостановить;

внимательно следить за сигналами светофоров, звуковыми сигналами локомотивов;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и крановщиками кранов;

быть предельно внимательными в местах движения подвижного состава и автотранспорта;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, предусмотренные технологическим процессом;

быть внимательным во время работы, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

проходить по территории депо и железнодорожной станции (далее - станции) по установленным служебным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам.

1.6. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории депо и цеху работники должны соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р:

применять сигнальные жилеты со световозвращающими полосами оранжевого цвета с трафаретом, указывающим принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению ОАО "РЖД";

знать схему маршрута служебного и технологического прохода, основные виды знаков безопасности и сигнальной разметки, которые используются на территории железнодорожных станций и перегонов;

не пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио- и видеоплееры);

выходя на железнодорожный путь из помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, должны предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте;

к месту работы и с работы проходить только специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;

при следовании по железнодорожным путям соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных железнодорожных путях, смотреть под ноги, чтоб не споткнуться о напольные сооружения средств сигнализации и блокировки, заземлители опор контактной сети, предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов;

перед подъемом и при спуске с переходной площадки предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки, в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава;

при подъеме на переходную площадку и сходе с нее держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов;

перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, и убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, специальным самоходным подвижным составом (ССПС) строго посередине разрыва, при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м;

обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:

находиться на междупутье при следовании поездов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

наступать на электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства;

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами) или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;

подниматься на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения, залезать на автосцепки или под них;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ноги между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

садиться для отдыха на рельсы, электроприводы, дроссель-трансформаторы, путевые ящики и другие напольные устройства;

находиться под поднятым или перемещаемым грузом.

1.8. Работники должны знать:

инструкции по эксплуатации оборудования, пневмо-, электроинструмента, приспособлений и механизмов (в объеме должностных обязанностей), используемых при разделке вагонов в металлолом;

технологический процесс демонтажа оборудования вагонов (в объеме должностных обязанностей);

последовательность и порядок разделки вагонов в металлолом;

требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной и промышленной безопасности в соответствии с выполняемой работой и профессией;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

место расположения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами и уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;

план ликвидации аварийных ситуаций на своем рабочем месте.

1.9. Работник, выполняющий обязанности стропальщика (далее - стропальщик), дополнительно должен знать:

установленный порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком;

назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений;

схемы и безопасные способы строповки демонтируемых деталей и блоков вагона (далее - блоки) при его разделке в металлолом;

порядок осмотра и нормы браковки канатов и других грузозахватных приспособлений;

порядок безопасного перемещения деталей и блоков вагонов кранами;

порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи электрифицированных путей и воздушных линий электропередачи;

уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемых деталей и блоков вагона;

уметь отключать кран от электрической сети в аварийных случаях.

1.10. Машинист крана (крановщик) дополнительно должен обладать навыками управления и обслуживания механизмов и электрооборудования крана и знать по кругу своих обязанностей:

Нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, Типовую инструкцию для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, Типовую инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами, руководство по эксплуатации крана, а также инструкции по охране труда для машиниста крана и стропальщика, разработанные в депо;

требования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей в соответствии с группой по электробезопасности и выполняемой работы;

установленную сигнализацию и порядок обмена сигналами со стропальщиком;

способы строповки блоков вагонов, отрезаемых при их разделке, и их массу (вес);

порядок перемещения и складирования деталей и блоков вагонов;

требования, предъявляемые к крановым путям, их содержанию и заземлению;

требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям, и нормы их браковки.

1.11. Работникам запрещается:

выполнять работы, на которые у них нет допуска (на управление грузоподъемными машинами, строповку грузов, выполнение газорезательных и других работ);

приступать к выполнению новой не связанной с их прямыми обязанностями работе без получения от лица, ответственного за безопасное производство работ, инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться неисправным инструментом;

выполнять работы без использования средств индивидуальной защиты, предусмотренных технологическим процессом;

пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытаний;

работать при загазованности воздуха или утечке горючих газов или жидкостей из баллонов, шлангов;

прикасаться к арматуре общего освещения, оборванным электропроводам и другим легко доступным токоведущим частям.

1.12. Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав;

движущиеся транспортные средства (электро-, автокары, автомобили);

перемещаемые грузоподъемными кранами (машинами) детали и блоки вагона;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная (пониженная) температура блоков разделываемых в металлолом вагонов;

твердые и газообразные токсичные вещества в составе сварочного аэрозоля;

интенсивное тепловое (инфракрасное) излучение разрезаемых металлоконструкций вагона, искры, брызги и выбросы расплавленного металла;

падающие с высоты предметы и инструмент;

пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенные уровни шума и вибрации;

повышенная яркость света;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

статическая нагрузка.

1.13. В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, работники, занятые разделкой в металлолом вагонов, должны обеспечиваться следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ:

Газорезчик:

костюм для сварщика;

ботинки юфтевые на нитрильной подошве или Сапоги юфтевые на нитрильной подошве;

краги спилковые;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

очки защитные со светофильтрами;

Щиток защитный лицевой со светофильтрами;

респиратор противогазоаэрозольный;

жилет сигнальный 2 класса защиты из ткани с огнезащитной пропиткой;

перчатки диэлектрические;

Зимой дополнительно:

костюм для сварщика (зимний);

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

краги спилковые утепленные;

Сапоги юфтевые утепленные на маслобензостойкой подошве или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Слесарь по ремонту подвижного состава с обязанностями стропальщика:

костюмом "Механик-Л";

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском или полуботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском;

головным убором сигнальным;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми;

каской защитной;

перчатками диэлектрическими;

плащом для защиты от воды;

сапогами резиновыми;

жилетом сигнальным 2 класса защиты.

При выполнении работ по разборке роликовых букс колесных пар вагонов дополнительно:

фартуком из прорезиненной ткани, перчатками с полимерным покрытием, нарукавниками прорезиненными или из полимерных материалов;

При выполнении работ виброинструментом дополнительно:

перчатками виброзащитными;

Зимой дополнительно:

комплектом для защиты от пониженных температур;

бельем нательным утепленным в III, IV и особом поясах к комплекту для защиты от пониженных температур;

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками или подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску), шапкой трикотажной;

рукавицами утепленными, или перчатками утепленными, или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими;

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапогами кожаными утепленными "СЕВЕР ЖД" или валенками (сапоги валяные) в III, IV поясах;

галошами на валенки (сапоги валяные).

В IV и особом поясах дополнительно: полушубок;

Машинист крана (крановщик):

костюм "Механик-Л";

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

сапоги резиновые;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки трикотажные;

каска защитная;

жилет сигнальный 2 класса защиты;

Зимой дополнительно по поясам:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или валенки (сапоги валяные);

галоши на валенки (сапоги валяные);

При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, работники должны обеспечиваться предохранительным поясом и другими средствами индивидуальной защиты.

1.14. Специальную и личную одежду и обувь работники должны хранить в отдельных шкафах в гардеробной. Запрещается выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы депо.

Работники должны следить за исправностью средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать в стирку и ремонт, а также содержать шкафы в чистоте и порядке.

1.15. Работники должны выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:

курить только в специально отведенных и приспособленных для этих целей местах, обеспеченных средствами пожаротушения, оснащенных урнами или ящиками с песком и обозначенных надписью "Место для курения";

не подходить с открытым огнем к газовым баллонам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями;

не прикасаться к кислородным баллонам и их редукторам руками, загрязненными маслом, а также промасленной одеждой и ветошью;

знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

не загромождать проходы и доступы к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;

не оставлять без присмотра включенные в электросеть электронагревательные приборы;

не отогревать замерзшие баллоны с газом, трубопроводы, вентили, редукторы и другие детали сварочных установок открытым огнем, струей пара, раскаленными предметами и т.п;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи).

1.16. Перед приемом пищи необходимо вымыть руки теплой водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению в установленном порядке. Принимать пищу следует только в столовых, или специально оборудованных для этого комнатах. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается.

Для питья следует использовать предназначенную для этой цели воду (бутилированную воду, сатураторы, кулеры, и др.) или пользоваться водой из бачков с ежедневно сменяемой кипяченой водой. На бачках должен быть нанесен трафарет "Вода питьевая".

1.17. При обнаружении неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и освещения или нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, создающих опасность для здоровья и жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии или пожару, работники обязаны немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.

1.18. В случае получения травмы или заболевания работник должен прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт.

1.19. Работники, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.