Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы

Сферой реализации подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" является деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России, направленная на создание условий для реализации ими своих полномочий.

В 2011 году продолжалась работа по укреплению связей МВД России с гражданами, политическими партиями, движениями, общественными объединениями, правозащитными организациями, другими структурами гражданского общества, в том числе с отечественными и зарубежными средствами массовой информации <1> по вопросам формирования объективной общественной оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Далее также - "СМИ".

Осуществлено дальнейшее развитие официального Интернет-сайта МВД России, на котором размещено более 1000 разделов и рубрик с интерактивными сервисами, в рамках которого функционирует специальный раздел "Общественная приемная МВД России".

На постоянной основе эксплуатируется межведомственная информационно-справочная система "Правоохранительный портал Российской Федерации".

Значительная роль в формировании позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел отводилась печатным и электронным средствам массовой информации федерального и регионального уровней.

Для согласования целей деятельности органов внутренних дел и общественно значимых интересов граждан Российской Федерации создавались общественные советы. Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах" определены их новые задачи и функции. В настоящее время общественные советы созданы при территориальных органах МВД России на всех уровнях, а их членам предоставлен значительный перечень полномочий.

Внедряется практика проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и гражданами.

Одним из основных направлений обеспечения деятельности органов внутренних дел является его административная составляющая, включающая в себя следующие направления: планирование оперативно-служебной деятельности, контроль полноты и своевременности выполнения поручений, информационно-аналитическую работу, организационно-штатное и правовое обеспечение, организацию международного сотрудничества, кадровую и воспитательную работу, мобилизационную подготовку, работу с обращениями граждан и организаций, защиту государственной тайны, делопроизводство.

Планирование придает деятельности органов внутренних дел целенаправленный характер, дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, обеспечивает четкое многоуровневое взаимодействие органов, подразделений и учреждений системы МВД России, создает условия для наиболее эффективного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Контроль как совокупность мероприятий, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, включает в себя систематизацию сведений об их содержании, сроках и ходе выполнения, периодический сбор, обобщение и анализ соответствующей информации, проведение проверок фактического выполнения поручений, подготовку предложений по обеспечению их своевременной реализации, а также повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации и осуществления контроля.

Важное значение в системе МВД России придается такой форме внутриведомственного контроля, как особый контроль, устанавливаемый за органом внутренних дел на определенный период времени и предусматривающий разработку и реализацию дополнительных мероприятий организационно-практического характера, направленных на улучшение организации и результатов деятельности подконтрольного органа (подразделения).

Обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений находится в прямой зависимости от состояния аналитической работы, которая предназначена способствовать более глубокому проникновению в суть явлений, происходящих в динамике и структуре преступности и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

В рамках реформирования органов внутренних дел изменено организационное построение системы МВД России, скорректированы схемы размещения территориальных органов МВД России на районном уровне, установлены нормативы их формирования, в том числе для малонаселенных, удаленных и труднодоступных местностей, при необходимости образованы межмуниципальные территориальные органы. Осуществлено 20% сокращение штатной численности органов внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России требует надлежащего правового обеспечения.

В 2011 году принято непосредственное участие в разработке и сопровождении 59 федеральных законов, из них 9 разработаны МВД России; 21 указа Президента Российской Федерации (18 - разработаны МВД России); 73 постановлений Правительства Российской Федерации (38 - разработаны МВД России); 10 международных правовых актов. Кроме того, более 600 законов и иных нормативных правовых актов разработано по инициативе региональных органов внутренних дел либо с их непосредственным участием.

Подготовлено и издано 799 приказов МВД России, 91 приказ МВД России направлен в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации.

Проекты ведомственных нормативных правовых актов в установленном порядке размещаются на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети Интернет.

Кроме того, МВД России проводится работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов МВД России, приведению их в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Повышению качества судебно-исковой работы будет способствовать использование внедренной с 1 января 2011 года автоматизированной информационной системы "Иск", предусматривающей сбор и учет информации о предъявленных к подразделениям системы МВД России исковых заявлениях.

Продолжена работа по внедрению и сопровождению в системе МВД России многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы "Мониторинг", которая функционирует более чем в 400 подразделениях системы МВД России.

МВД России традиционно участвует в деятельности международных организаций как на двустороннем, приграничном, так и на многостороннем уровне (по линии Интерпола, Европола, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евросоюза, Группы восьми, Совета Европы, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества) <1>. Эффективным механизмом явилась активизация работы в формате Организации Договора о коллективной безопасности по созданию сил оперативного реагирования (в качестве полицейского контингента в нее вошли представители спецподразделений МВД России "Зубр" и "Рысь").

--------------------------------

<1> Вопросы взаимодействия НЦБ Интерпола МВД России с Интерполом и Европолом рассмотрены в подпрограмме "Полиция".

В 2011 году проведено 111 международных мероприятий, в том числе 25 - с участием руководства МВД России, осуществлено 245 командирований сотрудников в 57 государств, принято 79 иностранных делегаций.

Продолжено расширение контактов с правоохранительными органами государств-участников Содружества Независимых Государств. Развивалось международное сотрудничество в области подготовки кадров.

В 2011 году приоритетными направлениями в работе с личным составом являлись: повышение уровня требований к критериям подбора кадров, совершенствование профессионально-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава, как одного из условий повышения авторитета сотрудника органов внутренних дел в обществе, а также реализация первоочередных мер антикоррупционной политики государства в системе МВД России.

Реализован комплекс мер по реформированию организационно-правовых и методических основ кадровой работы.

Сформирована нормативная база по введению федеральной государственной гражданской службы, представлению и проверке сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, введению института личного поручительства. Урегулирован порядок проведения психофизиологических исследований с применением "полиграфа".

Особое внимание уделено вопросам организации всесторонней и тщательной проверки кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Активно используются электронная картотека кандидатов на службу и учебу, отклоненных по отрицательным основаниям, а также Межведомственный федеральный регистр, содержащий данные обо всех выдаваемых на территории Российской Федерации дипломах государственного образца.

Выработан новый механизм реализации кадровой политики по замещению руководящих должностей в системе МВД России. Обеспечено приоритетное комплектование должностей высшего начальствующего состава из федерального кадрового резерва.

В 2011 году в рамках реализации Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" проведена аттестация более 880 тыс. сотрудников.

Осуществляются целенаправленные меры по профилактике коррупционных проявлений среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

Проводится работа по обеспечению своевременного предоставления федеральными государственными гражданскими служащими, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащими внутренних войск МВД России, замещающими должности с высоким риском коррупционных проявлений, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В условиях реформирования возникла острая необходимость формирования системы социальной адаптации и трудоустройства увольняемых сотрудников, требующей создания дополнительных рабочих мест, переподготовки и обучения.

Активизирована работа по морально-психологическому обеспечению служебной деятельности органов внутренних дел.

Продолжена работа по укреплению ветеранского движения. Первичные ветеранские организации насчитывают свыше 530 тыс. членов.

На постоянной основе проводится мобилизационная подготовка органов внутренних дел, осуществляемая в тесном взаимодействии с Минобороны России, МЧС России, другими государственными органами.

Состояние документационного обеспечения управления и работы с обращениями граждан в системе органов внутренних дел Российской Федерации показывает, что в течение трех последних лет ежегодно общее количество обработанной корреспонденции увеличивается в среднем на 5 - 7%, а поступивших в адрес руководства МВД России и руководителей подразделений Министерства - на 7 - 12%, в том числе на межведомственную информационно-справочную систему "Правоохранительный портал Российской Федерации" - на 15%.

Помимо документационного обеспечения управления и работы с обращениями граждан подразделения делопроизводства и режима реализуют мероприятия по защите государственной тайны, которая осуществляется в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно МВД России.

Эффективность работы указанных подразделений планируется повысить за счет автоматизации делопроизводственных процессов.

В целях реализации части 1 статьи 28 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 792 утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы".

Программа направлена на осуществление определенных законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц.

Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России. В настоящей подпрограмме под тыловым обеспечением понимается деятельность, направленная на материально-техническое обеспечение, информатизацию, развитие современных телекоммуникационных технологий, систем связи и защиты информации, капитальное строительство, научно-техническое обеспечение, выполнение специальных и воинских перевозок.

Приоритетными задачами в сфере материально-технического обеспечения остаются закупка и снабжение подразделений МВД России современными образцами вооружения и боеприпасов, спецтехникой, средствами радиосвязи, индивидуальной бронезащиты, патрульно-постовой и полевой формой одежды, продовольствием.

Основные усилия были направлены на повышение уровня оснащенности территориальных органов МВД России на районном уровне, специальных подразделений полиции, экспертно-криминалистических подразделений, подразделений, выполняющих задачи по охране общественного порядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона.

Важным инструментом совершенствования системы материально-технического обеспечения является последовательный переход к аукционной системе размещения заказов, как наиболее эффективной и прозрачной форме проведения торгов, максимально исключающей возможность коррупционных проявлений. В настоящее время все аукционы проводятся только в электронной форме.

Значительное внимание уделяется контролю качества поставляемой продукции, что позволяет предотвратить поставку продукции, не отвечающей требованиям нормативно-технической документации.

Активно проводилась работа по созданию новых образцов военной и специальной техники. Результатом завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стало создание новых, не имеющих аналогов, изделий. Продвижение новейших разработок на международный уровень обеспечивалось посредством их экспонирования на международных выставках "Интерполитех" и "Комплексная безопасность".

Пристальное внимание уделялось вопросам информатизации органов внутренних дел, развитию современных телекоммуникационных технологий, систем связи, защиты информации.

В настоящее время функционируют автоматизированные информационные системы дежурных частей, подразделений оперативно-разыскной информации, ГИБДД, органов предварительного следствия, криминалистических, правовых, кадровых и финансовых подразделений. Успешно функционируют многоуровневые системы дактилоскопической информации и биометрической идентификации личности по изображению лица.

В целях раскрытия преступлений "по горячим следам" активно проводится работа по созданию подсистемы доступа мобильных нарядов подразделений полиции к информационным базам данных МВД России с использованием системы защищенного удаленного доступа. Планомерно производится внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России сертифицированных образцов навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС.

Осуществляется развитие ведомственных сетей радиосвязи. Активно внедряются в служебную деятельность органов внутренних дел новые образцы радиостанций.

Развитие телекоммуникационных технологий тесно связано с защитой информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Для проведения комплекса мероприятий в области технической защиты информации, а также экономии финансовых средств в структуре МВД России создана система ведомственных органов по аттестации объектов информатизации, аккредитованных ФСТЭК России и функционирующих на базе штатных подразделений по технической защите информации.

Также продолжались работы по созданию информационно-телекоммуникационной системы внутренних войск МВД России, формированию опытных районов общегосударственной системы управления и единой системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене, оборудованию и насыщению средствами связи и автоматизированными системами управления пунктов управления соединений и воинских частей внутренних войск МВД России.

Капитальное строительство объектов системы МВД России играет важную роль в обеспечении деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, создании достойных и безопасных условий несения службы, медицинского, санаторно-оздоровительного и реабилитационного обслуживания, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

Планомерно осуществляется работа по строительству и реконструкции объектов специального, военного и общегражданского назначения для нужд подразделений органов внутренних дел и внутренних войск. Принимаются меры по сокращению объектов незавершенного строительства и исключению долгостроя, уменьшению количества ветхих и аварийных зданий.

Немаловажное значение для успешного решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач играют осуществляемые в интересах органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России специальные и воинские перевозки.

Так, в плановом и внеплановом режиме выполнялись перевозки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, личного состава внутренних войск МВД России, осужденных и лиц, заключенных под стражу, иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, а также различных грузов.

Несмотря на активно внедряющиеся в сферу борьбы с преступностью научно-технические разработки, служебные собаки по-прежнему являются эффективным средством для розыска и задержания преступников, обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, огнестрельного оружия, усиления охраны объектов и способствуют раскрытию многих тяжких преступлений. Однако вопросы поддержания их численности, а также создания условий для содержания и тренировки полностью не решены.

Изменения социально-экономической ситуации в стране, совершенствование уголовно-процессуального законодательства и судебной системы, необходимость соблюдения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году, предъявили новые повышенные требования к условиям содержания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, в соответствии с федеральным законодательством имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Кроме того, для помещений, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые, установлены новые нормы, в большей мере соответствующие международным стандартам.

Здравоохранение в системе МВД России - часть системы государственного здравоохранения и важный инструмент для реализации социальных гарантий в сфере охраны здоровья и медицинской помощи для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, членов их семей и пенсионеров системы МВД России, а также других правоохранительных органов.

В медицинских учреждениях системы МВД России обслуживается около 3,5 млн человек. Значительную часть из них (34%) составляют сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск. Кроме того, медицинская помощь оказывается 420 тыс. сотрудников других правоохранительных органов (13%).

Обеспечение жильем очередников в системе МВД России осуществляется путем строительства или приобретения жилья с последующим распределением жилых помещений по договорам социального найма согласно очередности, с помощью безвозмездных субсидий (социальных выплат), удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, а также единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Сотрудникам и совместно проживающим с ними членам их семей, не имеющим жилого помещения по месту службы, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вместе с тем по состоянию на 1 января 2012 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в МВД России состояло 71,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел и пенсионеров органов внутренних дел, которые были приняты на указанный учет до вступления в силу с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за ними сохраняется право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма.