Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы

Ведомственные целевые программы в рамках подпрограммы не реализуются.

В рамках подпрограммы 5 реализуются 9 основных мероприятий.

5.1. Нормативное правовое регулирование в сфере управления государственным долгом Российской Федерации.

Реализация данного мероприятия предусматривает нормативное правовое регулирование в сфере государственных заимствований Российской Федерации, предоставления государственных гарантий Российской Федерации, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

5.2. Обслуживание государственного долга Российской Федерации.

В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований Российской Федерации и ростом государственного долга Российской Федерации возрастают соответственно расходы на его обслуживание.

Данное мероприятие предполагает планирование расходов федерального бюджета в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения обязательств Российской Федерации по выплате процентных платежей по государственному долгу Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг.

5.3. Планирование ассигнований на исполнение государственных гарантий.

На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики. Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации.

Данное основное мероприятие предусматривает планирование бюджетных ассигнований в федеральном бюджете на исполнение государственных гарантий в объеме достаточном для исполнения долговых обязательств Российской Федерации по предоставленным государственным гарантиям.

5.4. Взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами.

Начиная с 1996 г. Минфин России от имени Правительства Российской Федерации привлекает услуги трех ведущих международных рейтинговых агентств: Fitch Ratings Ltd., Moody's Investors Service и Standard & Poor's Credit Market Services Europe Limited по присвоению и наблюдению за суверенными кредитными рейтингами Российской Федерации и рейтингами государственных долговых инструментов Российской Федерации.

В настоящее время более чем 100 государств мира имеют рейтинги от всех трех агентств одновременно. Одновременное наличие таких рейтингов обеспечивает инвестиционному сообществу полноту, разносторонность и адекватность оценки платежеспособности страны, способствует расширению инвесторской базы, являясь обязательным условием, определяющим возможность осуществления рядом групп инвесторов вложений в ценные бумаги эмитентов.

Обладание рейтингами инвестиционной категории, присвоенными тремя агентствами, является обязательным условием успешного размещения облигаций Российской Федерации, расширения круга потенциальных инвесторов и, в конечном итоге, сокращения издержек по эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации.

5.5. Планирование административных расходов по управлению государственным долгом и государственными финансовыми активами.

Реализация данного мероприятия предполагает привлечение агентов, назначаемых Правительством Российской Федерации, и консультантов для эффективного управления государственным долгом и государственными финансовыми активами.

5.6. Обеспечение реализации соглашений Российской Федерации с правительствами иностранных государств - заемщиками.

5.7. Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния при оптимальном соотношении доходности и риска.

Повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния предполагается достичь посредством расширения перечня активов, в которые размещаются средства фонда, за счет более доходных инструментов, в том числе акций и корпоративных облигаций. Эту задачу планируется реализовывать с привлечением Российского финансового агентства после его создания.

5.8. Нормативное правовое регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга.

В Основных направлениях государственной долговой политики на 2013 - 2015 гг. отмечено, что развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве важнейшей цели государственной долговой политики на среднесрочный период. Субфедеральные долговые обязательства относятся к обязательствам с высоким уровнем надежности, что обусловлено статусом субфедеральных заемщиков и обеспечением их обязательств средствами бюджета. Вместе с тем, ухудшение экономической ситуации может вызвать снижение долговой устойчивости регионов.

Являясь источником покрытия дефицита бюджета, субфедеральные заимствования могут повлечь за собой существенные бюджетные риски. Итогом проведения субфедеральными заемщиками рискованной долговой политики (политики необоснованного наращивания долга) может стать кардинальное ухудшение состояния долговой устойчивости их бюджетов. Создание условий для поддержания и повышения надежности субфедеральных заемщиков и их бюджетов на национальном долговом рынке является актуальной задачей государственной политики в сфере установления общих принципов заимствований и предоставления гарантий для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В этой связи требуется постоянный мониторинг долга регионов и входящих в их состав муниципальных образований. Результаты анализа данных об уровне текущего субфедерального долга и изменении его структуры представляют собой одно из веских оснований для нормативного правого регулирования.

В рамках этого направления осуществляется:

1) нормативное правовое регулирование в части определения общего порядка и принципов осуществления заимствований, предоставления гарантий, погашения и обслуживания долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и передачи Минфину России информации из долговых книг;

2) государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

3) мониторинг переданной Минфину России информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

4) раскрытие информации о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

5) жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга при обязательном применении мер воздействия в случае выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

5.9. Создание и развертывание деятельности специализированной финансовой организации Российское финансовое агентство.