2.4. Развитие инфраструктуры реабилитации инвалидов

Целью реабилитации инвалидов является наделение их возможностью самостоятельно участвовать во всех аспектах жизни, в том числе заниматься трудовой деятельностью.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, включая слухопротезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Система медицинской реабилитации должна быть единой для инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, и выстраиваться в медицинском учреждении как неделимая и целостная система реабилитации.

Такой же подход будет реализовываться для профессиональной и социальной реабилитации отдельных групп населения, включая инвалидов, пенсионеров, безработных.

Предполагается провести мероприятия по модернизации деятельности существующих реабилитационных центров путем создания в них условий для организации обучения инвалидов самостоятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользования техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), обучение передвижению, организации быта, в которых нуждается инвалид для самостоятельного проживания), возможности предоставления инвалидам услуг по профессиональной реабилитации (профессиональное информирование, консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор, профессиональная тренировка, оказание помощи по пути к месту работы и обратно), профессиографического справочника, содержащего профессиограммы по каждой конкретной специальности и типовым рабочим местам, содержащие описание основных осуществляемых работником действий, операций, процедур и требований к его профессиональной пригодности (физической, интеллектуальной, психологической), без соответствия которым он не сможет выполнять должностные обязанности по данной профессии на данном рабочем месте, а также занятий физкультурой и спортом.

Концепция предусматривает меры, направленные на повышение эффективности реабилитационных услуг, в том числе путем совершенствования механизма предоставления ТСР, включая протезно-ортопедические изделия.

В рамках ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" по направлению "Развитие отечественного протезостроения. Разработка и внедрение современных реабилитационных технологий оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам" были разработаны национальные стандарты на продукцию и услуги протезно-ортопедических предприятий и учреждений, требования к услугам организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов; осуществлялась разработка новых образцов материалов для производства протезно-ортопедических изделий и их компонентов, новых моделей протезно-ортопедических изделий, отвечающих современным требованиям.

Выполненные мероприятия в области стандартизации заложили основу для дальнейшего развития нормативной базы по повышению качества и расширению номенклатуры, производимой протезно-ортопедическими предприятиями продукции и оказываемых ими услуг.

Вместе с тем, остается нерешенным ряд проблем, среди которых отсутствие инвестиционно-привлекательных условий для протезостроения, недостаточный уровень квалификации специалистов и эффективности механизмов управления деятельностью протезно-ортопедическими предприятиями и их имущественным комплексом.

В настоящее время наметилось существенное отставание отечественного уровня производства ТСР от мирового. Устарели технологии и оборудование, используемые при производстве ТСР, материалов (узлов, полуфабрикатов, сырья) для их изготовления. Как следствие, значительная часть ТСР и их компонентов приобретается за рубежом, что порождает неоправданный рост расходов федерального бюджета на эти цели. Механизмы управления протезно-ортопедическими предприятиями не способствуют инновационному развитию. Организация обеспечения инвалидов ТСР также не способствует эффективной реабилитации инвалидов, достижению их экономической и социальной самостоятельности, эффективному использованию средств федерального бюджета.

В то же время мировой опыт свидетельствует, что производство средств, обеспечивающих доступность и индивидуальную мобильность, ТСР, в том числе протезостроение и протезирование, включая слухопротезирование, не являются дотационными видами экономической деятельности, а представляют собой высокотехнологичные виды бизнеса, успешно развивающиеся в конкурентной рыночной среде.

В современных условиях система управления государственными предприятиями, производящими ТСР, включая протезно-ортопедические изделия, должна стать гибкой и использовать все механизмы, доступные другим субъектам рыночной экономики. Любые изменения принципов управления этими предприятиями должны учитывать социальную значимость, обеспечивать их стабильное функционирование, а также учитывать возможные негативные последствия и риски.

Основными направлениями развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР и сопутствующими услугами (наладка/настройка, обучение, ремонт и т.д.) являются:

создание инвестиционно-привлекательных условий для протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;

повышение квалификации сотрудников государственных предприятий, производящих ТСР, включая протезно-ортопедические изделия и сопутствующие услуги, за счет организации обучения специалистов в области протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;

разработка механизма предоставления реабилитационных услуг с учетом потребностей и индивидуального выбора инвалида;

совершенствование механизма ценообразования, оптимизацию имущественного комплекса предприятий, в том числе их реорганизацию.

При этом необходимо обеспечить стабильность функционирования существующих государственных предприятий, производящих ТСР, в период преобразований, с целью недопущения ухудшения условий обеспечения инвалидов продукцией (этапность преобразований, преемственность лучшего опыта, сохранение кадрового потенциала).

В целях развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР предполагается в рамках государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" осуществить следующие мероприятия:

разработку способов государственной поддержки отечественных производителей;

меры по импортозамещающему развитию протезно-ортопедической отрасли в Российской Федерации в части производства протезно-ортопедических изделий, сырья, материалов и комплектующих.

Предусматривается строительство протезно-ортопедического восстановительного центра в городе Москве с объемом финансирования 636 млн. рублей.

Предполагается продолжить работу по совершенствованию порядка предоставления инвалидам ТСР, включая освоение новых механизмов взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций в этой сфере в целях обеспечения наиболее удобных для инвалидов "схем" и "маршрутов" оформления предоставляемых ему услуг и изделий.

Будут уточнены функции реабилитационных учреждений и механизмы их взаимодействия с федеральными и региональными учреждениями науки, образования и здравоохранения, государственной службы занятости.

Важным направлением повышения эффективности реабилитационных услуг инвалидам должна стать разработка новых подходов к организации реабилитации инвалидов, при которых будут созданы условия для проведения их комплексной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

В связи с этим предполагается:

перепрофилирование отдельных образовательных, санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, в реабилитационные учреждения, с учетом обеспеченности реабилитационными услугами населения, в том числе детей-инвалидов;

установление (с учетом накопленного опыта) в качестве постоянно действующих законодательных мер по стимулированию за счет средств федерального бюджета создания работодателями специальных рабочих мест для инвалидов по финансовой поддержке создания ими собственного дела;

отработка правовых, организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам - как государственных, так и негосударственных (коммерческих и некоммерческих), в том числе услуг в области здравоохранения, образования, профессиональной ориентации и трудоустройства, на федеральном и региональном уровнях;

выработка подходов по установлению стандартов реабилитационных услуг и мероприятий, а также порядок их оказания.

Предусмотрено передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации с направлениями на эти цели средств федерального бюджета в виде субвенций.

Конвенция ООН о правах инвалидов признает, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор. Исходя из этого, Концепция предусматривает разработку и внедрение нового механизма предоставления реабилитационных услуг и товаров реабилитационного назначения с учетом потребностей и индивидуального выбора инвалида и в пределах стоимости таких товаров и услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.