VIII. Определение барьеров для входа на товарный рынок

43. Процедура определения обстоятельств (действий), препятствующих (затрудняющих) началу деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке (далее - барьеры для входа на товарный рынок), включает в себя:

а) выявление наличия (отсутствия) барьеров для входа на товарный рынок;

б) определение возможности преодоления выявленных барьеров для входа на товарный рынок.

44. Барьерами для входа на товарный рынок являются:

а) экономические ограничения, в том числе:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости;

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке;

издержки выхода с рынка, включая инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, на получение информации;

транспортные ограничения;

отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке;

наличие экономически оправданного минимального объема производства, что обусловливает для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

преимущества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с покупателями;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти государств-членов, органами местного самоуправления и организациями, в том числе:

условия лицензирования отдельных видов деятельности;

квотирование производства или импорта (экспорта) товаров, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

экологические ограничения, в том числе запрет на строительство производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

технические регламенты, стандарты, иные акты, предусматривающие требования к качеству товара и (или) безопасности товара;

в) стратегия поведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, направленная на создание барьеров для входа на товарный рынок, в том числе:

инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения потенциальных участников товарного рынка;

увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся потенциально взаимозаменяемыми товарами по отношению к товарам других хозяйствующих субъектов;

проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, деятельность которых охватывает ряд последовательных стадий процесса производства и (или) обращения товара (далее - вертикально интегрированные хозяйствующие субъекты), в том числе:

создание преимуществ для участников вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками товарного рынка;

необходимость участия потенциальных участников товарного рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки для входа на товарный рынок.

44.1. В качестве барьера могут быть рассмотрены "сетевые эффекты".

(п. 44.1 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 115)

45. Барьеры для входа на товарный рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов (в том числе действующих на смежных рынках, то есть занимающихся производством или реализацией товаров, близких по своим потребительским свойствам к анализируемым товарам) стать участниками товарного рынка. Кроме того, анализируются возможности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, увеличить производство и объем продаж товара.

46. Состав потенциальных продавцов может определяться с применением следующих методов:

а) метод опроса потенциальных продавцов, производящих (реализующих) товары, в том числе на территориях, примыкающих к географическим границам товарного рынка, либо имеющих возможность начать производство (реализацию) товара в пределах географических границ товарного рынка. Опрос потенциальных продавцов проводится способом, сходным с тестом "гипотетического монополиста", в ходе которого выясняется готовность потенциального продавца при долговременном (1 год и более) повышении цены на товар для входа на товарный рынок;

б) метод экспертных оценок (опроса специалистов).

47. Возможность преодоления барьеров для входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на их преодоление, которые оцениваются путем опроса фактических и потенциальных продавцов, отраслевых специалистов (экспертов).

Барьеры для входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров для входа на товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Косвенным свидетельством, характеризующим преодолимость барьеров, является частота появления новых продавцов на товарном рынке.