А.6.4. Этика в общении с инвалидами

Цель: Отработать навыки корректного общения с различными категориями людей, имеющих инвалидность.

Вид занятия:

1-ая часть. Групповое обсуждение - до 10 минут

2-ая часть. Инсценировка и разбор конкретной ситуации - до 30 минут

Техническое обеспечение:

Инвалидное кресло-коляска - 1 шт.; "повязки затмения"/повязка на глаза - 1 - 2 шт.; аудиоплеер с наушниками или беруши. 4 флипчарта, фломастеры, задания для группового обсуждения, задания для ситуаций.

Ход занятия:

1-ая часть

Аудитория разбивается на 4 группы. Каждой группе дается задание обсудить и выработать правила этикета для взаимодействия с отдельной категорией людей с инвалидностью (пользующиеся инвалидной коляской, незрячие, глухие, особенности развития интеллекта). Каждой группе предоставляется флипчарт и фломастеры.

2-ая часть

После обсуждения от каждой группы приглашаются по очереди два участника. Один участник играет роль человека с определенной категорией инвалидности (садится в кресло-коляску, надевает повязку затмения, одевает наушники), второму участнику выдается задание, согласно которому он должен помочь инвалиду что-то сделать (достать какой-то предмет, пересесть на другое место и т.д.). Остальные участники наблюдают за правильностью действий. Для того чтобы разнообразить ситуацию, участники имитации приглашаются из групп, которые не обсуждали правила общения с данной категорией инвалидов. Например, инсценировку с незрячим спортсменом проводят участники из группы, которая обсуждала этику взаимодействия с глухими и т.д. Инсценировка ситуации с людьми, имеющими особенности в развитии интеллекта, по этическим соображениям не проводится.

После проведения инсценировки последовательность действий следующая:

- Выступают по очереди участники инсценировки и обосновывают свои действия

- Замечания и комментарии дает аудитория

- Замечания и комментарии от группы, которая обсуждала правила взаимодействия

- Замечания, комментарии и дополнения со стороны тренера, параллельно тренер обращает внимание аудитории на специфические правила помощи людям с разными категориями инвалидности

- Подведение итогов тренинга.