Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

5.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Согласно Основам государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее - Основы политики) уровень научно-технической и производственно-технологической базы оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) должен соответствовать растущим потребностям Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) в оснащении современными видами вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ).

Значительное обновление номенклатуры ВВСТ и кратное увеличение поставок современных вооружений и нового поколения техники требует реализации комплексных мер, направленных на ускоренную технологическую модернизацию ОПК, преодоление накопившихся в предшествующий период проблем ОПК, в том числе:

- исчерпание технологического задела;

- технологическое отставание от уровня ведущих зарубежных стран и усиление зависимости российской экономики от зарубежных технологий;

- устаревание парка производственного оборудования;

- недостаточная загрузка производственных мощностей в рамках государственного оборонного заказа;

- сложное финансово-экономическое положение значительной части организаций ОПК;

- дефицит квалифицированных кадров.

Осуществление ускоренной технологической модернизации и инновационное развитие ОПК непосредственно связаны с обеспечением выполнения следующих приоритетных задач социально-экономического развития России:

- преодоление научно-технического и технологического отставания отечественной промышленности от ведущих стран мира;

- развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, переход российской экономики на инновационный путь развития и создание условий для устойчивого экономического роста;

- закрепление конкурентных позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции за счет внедрения научно-технических достижений и развития высокотехнологичных (наукоемких) производств;

- насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией гражданского назначения.

В рамках мероприятий подпрограммы предусмотрены мероприятия общесистемного характера, направленные на обеспечение развития ОПК в целом, а также мероприятия по ускоренному развитию двух отраслей ОПК:

- промышленности обычных вооружений;

- промышленности боеприпасов и спецхимии.

Также предусмотрены мероприятия по модернизации ремонтных заводов и других объектов в интересах Минобороны России и ФСБ России.

Промышленность обычных вооружений является многопрофильной отраслью ОПК, диверсифицированной по видам выпускаемых вооружений, военной и специальной техники, в структуре производства которой значительную долю составляет продукция гражданского назначения. Предприятиями отрасли выполняются значительные объемы экспортных поставок. Имеется значительной потенциал диверсификации в части дальнейшего увеличения доли гражданской продукции в общем объеме производства. В отношении промышленности обычных вооружений в основном необходима реализация мероприятий, обеспечивающих модернизационный сценарий ее развития.

Промышленность боеприпасов и спецхимии характеризуется рядом специфических особенностей, выделяющих ее из других отраслей ОПК, важнейшими из которых являются:

- значительный уровень мобилизационных мощностей;

- высокая взрыво- и пожароопасность продукции и производств взрывчатых веществ, требующих значительных земельных площадей для обеспечения безопасности и локализации взрыва;

- узкая специализация технологического оборудования в отрасли боеприпасов и спецхимии, рассчитанного на крупносерийное производство, не позволяет использовать его для альтернативной продукции.

Проблема усугубляется тем, что на предприятиях отрасти преобладают крупнотоннажные и крупносерийные технологии советского периода, существует избыточность и дублирование мощностей.

В условиях недостаточности объемов закупок военной продукции, не обеспечивающих загрузку производственных мощностей предприятий (организаций) до уровня, который позволял бы сохранять основные технологии их производства и соответствующие мобилизационные мощности, требуется реализации дополнительных специфических мер, включающих:

- государственную поддержку организаций - исполнителей государственного оборонного заказа;

- комплекс мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей, включая ликвидацию или перепрофилирование избыточных мощностей.

В результате выполнения мероприятий подпрограммы:

к 2020 году должна быть достигнута готовность промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии к переоснащению Вооруженных Сил перспективными средствами и системами вооружения в объемах, соответствующих их новому облику. Должны быть также уменьшены номенклатура и объемы поставок импортной комплектации путем решения вопросов импортозамещения и совершенствования кооперации, должен быть обеспечен в 2020 году по отношению к 2010 году:

- рост объемов промышленного производства ОПК - в 2,88 раза;

- рост производительности труда в ОПК - в 2,91 раза;

- рост заработной платы работников организаций ОПК - в 2,87 раза;

- рост объемов закупок ВВСТ, обеспечение устойчиво высоких темпов роста объемов производства продукции ОПК позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, вклад ОПК в прирост ВВП страны и получить высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в отраслях ОПК и смежных отраслях промышленности.